Если жить достаточно долго, то можно увидеть, как одни стереотипы, касающиеся внешнего вида в целом и одежды в частности, сменяются другими. Кто помнит времена, когда кроссовки в сочетании с платьем казались убийственным смешением стилей? Между тем, в 1990-е модные девушки носили кроссовки и с длинными, и с короткими платьями – а потом этот тренд забылся, чтобы возродиться через пару десятилетий.
Размышляя над этим, я собрала несколько штампов, которые, возможно, заставят вас улыбнуться или возразить: нет, меня никогда это не касалось! Так и или иначе, культура потребления меняется, и бывает забавно эти изменения подмечать.
Нельзя надевать одно и то же два раза подряд
Ещё совсем недавно девушка, которая пришла с утра на работу или учёбу в той же одежде, в которой была вчера, могла услышать: ты что, дома не ночевала? Казалось бы, безобидная шутка, но шутка лишь отчасти – культура ношения разных, неповторяющихся вещей отсылает нас к маме дяди Фёдора, которая не могла вернуться с курорта, не выгуляв все свои вечерние платья (дальше бы, наверное, началось: «в этих платьях меня уже все видели»).
Ладно, будем считать, что это тоже шутка. А вот сайт Highsnobiety совершенно всерьёз рассуждает, откуда взялась массовая привычка не надевать один и тот же наряд «в документально подтверждённой обстановке». Речь в первую очередь о блогерах – для которых большое количество одежды равняется большому количеству рекламных контрактов. Авторы статьи считают, что такая модель поведения формирует потребительскую привычку «купил-выгулял-выбросил» у молодого поколения.
Однако в реальности всё иначе. Зумеры, наоборот, собирают гардероб из ограниченного набора вещей, считающихся крутыми и «правильными». Переодеваться каждый день согласно трендам из TikTok – явно не про них. Многие сейчас устали от переодеваний. И носить одни и те же хорошие вещи – что в жизни, что в соцсетях – теперь куда круче, чем бесконечно переодеваться.
Встретить кого-то в такой же одежде, как у тебя – провал
Приходишь на вечеринку, а там кто-то в таком же платье, как у тебя. Ужас? Ужас! Точнее, фильмы, сериалы и модные журналы много лет подряд внушали нам, что это провальная ситуация. Чтобы не оказаться в такой, знаменитости заранее согласовывают свои наряды для мероприятий. Модные бренды, продвигая эксклюзивность своих изделий, сообщают в рекламе: «вы не встретите никого в таком же платье, как у вас».
И вот пришло время перемен. В феврале этого года на показе бренда Chloe объективы фотографов были устремлены в первый ряд – где сидело сразу несколько девушек, облачённых в совершенно одинаковые босоножки на пробковой танкетке. Это существенно отличалось от привычной политики front row, когда друзей бренда и почётных гостей одевают пусть и в едином стиле, но обязательно в разное.
Этой осенью тот же эксперимент повторил бренд Tory Burch. Знаменитые гостьи пришли на показ в одинаковых (иногда различающихся по цвету) туфельках с крупным металлическим декором. Этот микротренд подметило издание Business of Fashion: аналитики написали, что бренды используют первый ряд модных показов для рекламной кампании новых изделий. Как бы то ни было, стереотип разбит: приходить куда-то и встречать там людей в одежде как у тебя – это теперь модно.
Донашивать за кем-то – стыдно
Привет из эпохи дефицита, когда одни и те же вещи передавались по наследству, перешивались и ремонтировались. Самым нищим периодом было начало 1990-х – когда ценность одежды определялась не тем, что она была модной или хотя бы новой, а тем, что она просто была. Неудивительно, что у многих, переживших подобное, выработалась аллергия на «обноски», и они на протяжении долгих лет заботились о том, чтобы их одежда, как и одежда их детей, была исключительно новой и модной.
Читайте также:
Но подрастают новые поколения, не травмированные дефицитом. Скорее наоборот – выбор вокруг них такой огромный, что они от него устают и вырабатывают свою систему ценностей, в которую входят, например, винтажные вещи определённых марок. «Охотиться» за ними считается правильным и социально одобряемым. Что касается донашивания вещей, то есть такое наблюдение: современные дети (поколение альфа) ничего не имеют против того, чтобы донашивать одежду за старшими братьями и сёстрами и даже считают это прикольным.
Знаменитости тоже подают неплохой пример, устраивая распродажи вещей из собственных гардеробов, как это делает Хлоэ Севиньи. Популярность ресейла растёт: подсчитано, что объём рынка подержанной одежды скоро будет больше объёма рынка первичных продаж. Донашивание нормализовалось ещё и по причине экологичности – но это тема, на которую стоит поговорить в другой раз.
Больше интересного – в телеграм-канале «люди и одежда»