Найти в Дзене
My Decor Room

Муранское стекло

Халцедоновая чаша-муррино, XVII век.
Халцедоновая чаша-муррино, XVII век.

Венецианское стекло, Муранское стекло (Vetro di Venezia, Vetro di Murano) — это уникальное искусство, происходящее от старинных традиций стеклоделия на острове Мурано в Венецианской лагуне. Для создания своих удивительных изделий мастера из Венеции используют особое стекло, обогащенное натрием и известью. Они умело применяют различные методы формования стекла в горячем состоянии, а также украшают их золотыми узорами, гравировкой и травлением, достигая высочайшего уровня мастерства в техническом и художественном плане.

В древности в североитальянских мастерских создавались изделия из стекла по античной технологии, которая была унаследована от римлян. Для создания изделий применялся специальный метод: сначала горячую стеклянную заготовку обкатывали в крошке разноцветного стекла, затем добавляли тонкий прозрачный слой и формировали окончательный продукт. Внутри сосуда оставался удивительный мозаичный узор. Также мастера использовали металлическую фольгу для изысканных узоров между слоями стекла. В разные исторические периоды, включая Византию и Средневековье, применялась техника "межстеклянного золочения" для создания кубков с портретными изображениями и надписями на дне.

В XIII веке производство стекла в Венеции начало активно развиваться. В конце XIII века мастерские были переведены на отдельный остров, который стал центром изготовления знаменитого венецианского стекла. Венецианская республика тесно торговала с Западом и Востоком, а муранское стекло было одним из основных товаров. Секреты производства стекла и хранились в тайне благодаря изоляции мастеров-стеклодувов на острове.

В Средневековье стекло из Венеции мало отличалось от стекла, производимого в других странах Европы. Особенно популярными были изделия из лесного стекла (вальдглас), которые расписывались разноцветными эмалями и люстром. В период с XV по XVI век остров Мурано стал основным центром стеклоделия и производства зеркал в Европе, что принесло ему большую славу.

Блюдо. Стеклянная вить. XVI век
Блюдо. Стеклянная вить. XVI век

В Мурано только наследственные мастера могли открывать мастерские по производству стекла, чужаки были лишены такой возможности. Венецианский сенат прикладывал все усилия для защиты секретов стекольного дела и запрещал вывоз сырья из города, угрожая тюрьмой или казнью за разглашение технологий производства. Однако стеклодувам предоставлялись привилегии, чтобы удержать их на острове, включая право на выдачу своих дочерей замуж за венецианских патрициев с сохранением дворянских титулов для их потомства. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать жёстко охраняла свои аристократические привилегии.

За несколько столетий с XIII по XVI век, муранские мастера сумели довести искусство стеклоделия почти до невозможного — до предела технической изощрённости и причуд художественной фантазии. Именно в этот период изобретённая в Сирии в I в. н. э. стеклодувная трубка стала художественным инструментом. Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью и пластичностью. Эти качества обеспечивались длительным совершенствованием технологии: чистотой производства и высокой температурой варки содового стекла.

Расцвет венецианского стекла наступил в XIV—XV веках. Его слава проникла во все уголки Европы, а венецианские дожи предлагали его в качестве драгоценного презента для почетных гостей. Также в те годы сформировались основные правила производства стеклянных изделий, и появились стабильные формы разнообразной посуды. Один из выдающихся мастеров Мурано, Анжело Баровьери, родом из Тревизо, прибыл на остров около 1291 года, после того как закон Республики предписал сосредоточить всех стеклоделов и их оборудование именно там.

Остров Мурано. Венеция.
Остров Мурано. Венеция.

Известный как "король стекла и мозаики", он достиг высокого мастерства в росписи стекла и привлек внимание семей Медичи и Сфорца, также его знают, как Аньоло да Мурано. Технику росписи стекла эмалями и золотом он освоил у стеклоделов из Сирии. Старейшим из потомственных мастеров этой семьи был Якобелло (родившийся около 1295 года), а его сыновья Антонио и Бартоломео в 1348 году упоминались в документах как фиолари, термин, используемый в средневековой Венеции для стеклоделов. Анджело был сыном мастера-стеклодува и мастера по обжигу Якопо, который был сыном Бартоломео.

В русскоязычной традиции изделия из стекла, которые в Венеции называются «сетчатые», известны как «стеклянная вить». Техника изготовления таких изделий также известна как филигрань, хотя это название не совсем подходит, поскольку филигрань правильнее относить к декору из металла. Красота «филигранных» изделий из стекла заключается в тончайших белых нитях, вплавленных внутрь стенок сосуда.

Для освоения данной методики требуется опыт и гибкость материала, которую в то время могли осуществлять только мастера из Венеции. Сначала необходимо создать белые стеклянные стержни (для получения белого оттенка венецианцы использовали оловянные оксиды). Эти стержни устанавливали в полую ёмкость, вдоль её ребристых стенок. Затем в эту ёмкость помещали раскаленную заготовку будущего изделия. Стержни таяли, впитываясь в стенки заготовки, после чего мастер добавлял ещё один слой стекла.

Венецианские мастера использовали разноцветные нити для создания сложных и орнаментированных узоров. Белые «дротики», выдутые изнутри стенок сосуда, превращались в молочные нити, а цветные нити тянулись до мерцающей паутины. При закручивании заготовки появлялись спиральные нити, а если повторить операцию в противоположных направлениях, возникала волшебная «сеточка». Для тех, кто не знаком с секретами процесса, это всегда остается загадкой и чудом.

Люстра из муранского стекла. Шоу-рум My Decor Room
Люстра из муранского стекла. Шоу-рум My Decor Room

Венецианские изделия отличаются своим уникальным стеклянным рисунком, который создается путем погружения раскаленной «баночки» в холодную воду. Это приводит к образованию сети мелких трещин на поверхности, которая называется кракелюр. После этого изделие подвергается повторному нагреванию, чтобы заполнить острые края трещин или создать тонкий слой стекла на поверхности, что придает ему характерный «льдистый» блеск внутри. Композиционным приемом, характерным для венецианских изделий, является сочетание простой верхней части кубка или вазы с сложным и изящным основанием. Лепные детали, такие как гребни, «коньки» и «рыбки», дополняют изделие и усиливают его цветовую гамму.

В 1516 году мастера из Мурана, Андреа и Доменико, представили новаторскую методику создания огромных зеркал. Они начали с выдувания цилиндра из стекла, который затем разрезали и расправляли на мраморной поверхности. Полученный стеклянный лист подвергали полировке, после чего на обратной стороне наносили оловянную амальгаму. Рамы зеркал были настоящими произведениями искусства, изготовленными из разноцветного мрамора, золотой бронзы с эмалированными и драгоценными вставками. Венецианцы особенно гордились рамами из синего стекла, украшенными стеклянными цветами, гирляндами, листьями аканта, женскими фигурами и головками путти.

Этот период также характеризовался необычными формами изделий, таких как цветы, звери, птицы, гондолы и колоколен. Бокалы с широкими чашами на узкой вытянутой ножке были популярны и часто украшались декоративными узорами.

Кубок. XVII век.
Кубок. XVII век.

В XVII веке мода на муранское стекло проходит: Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на венецианские зеркала и люстры держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.

В середине XIX века в Венеции началось угасание стекольной промышленности, когда французские войска оккупировали город и стекольные мастерские закрывались. Мастера, покидающие страну, лишались старинных технологий. Адвокат из Виченцы по имени Антонио Сальвиати стал одним из страстных сторонников стеклоделия. В 1860 году он открыл фабрику на острове Мурано для производства мозаичных смальт, предназначенных для украшения церквей и памятников. Вместе с партнерами он основал фабрику «Salviati & Co», которая стала известной во всем мире.

Изделия фирмы Сальвиати стали известны во всей Европе благодаря инновационному «смальтовому стеклу», придуманному для имитации полудрагоценных камней. Этот материал был разработан в период подражания античным и ренессансным стилям. Венецианское стекло, созданное компанией Сальвиати, оказалось востребованным во всем мире. Потомки знаменитой семьи мастеров Баровьери, включая Джованни, Антонио и их сыновей Бенедетто и Бенвенуто, также принимали участие в работе для фирмы Сальвиати, позднее основав своё собственное предприятие.

Интерьерная статуэтка акулы. Шоу-рум My Decor Room
Интерьерная статуэтка акулы. Шоу-рум My Decor Room

В XIII—XIV веках появились династии стеклодувов, такие как Barovier & Toso и Seguso, которые производят муранское стекло. В 1861 году открылся Музей муранского стекла на острове, где собрана уникальная коллекция изделий с XV по XX век. Для защиты от подделок ассоциация производителей стекла Promovetro в 1994 году создала товарный знак Vetro Artistico Murano. Сегодня на острове существует множество предприятий, в числе которых Barovier & Toso, Ferro, Moretti, Pauli, Seguso, Venini.

mydecorrom.ru

Хобби
3,2 млн интересуются