Часть первая здесь
Неужели травля в школе – это проблема только Российской Федерации? Категорически – нет!
Эта проблема стоит остро во многих странах. Сколько фильмов и сериалов для подростков снято на эту тему – не сосчитать.
Во всех странах пытаются так или иначе бороться с буллингом.
В Японии, например, «эпидемия» буллинга обострилась в 2006-2007 гг. А после того, как общественное давление на правительственные органы достигло апогея, был принят закон «О предотвращении буллинга».
Наши законодатели тоже внесли проект закона о борьбе с травлей в школах. Законодатель хочет подключить к работе с «агрессорами» полицию и Комиссию по делам несовершеннолетних. А ещё – ого! – отправлять зачинщиков травли на волонтерские исправительные работы.
Жаль, что депутаты не обсуждают этот проект со специалистами, которые работают в школе. Иначе они бы знали, что и сейчас по факту буллинга привлекаются правоохранительные органы, а дело затем передается для окончательного решения в Комиссию по делам несовершеннолетних.
И ещё один нюанс. Любые работы, к которым привлекаются несовершеннолетние, должны проводиться с разрешения родителей (законных представителей) ребенка.
А вы точно уверены, что родители таких детей дадут согласие на исправительные работы? Я вот не уверена!
И почему в проекте звучит «волонтерские исправительные»? Это же нивелирует работу тысяч и тысяч волонтеров в нашей стране!
В общем, пока депутаты развлекаются и ловят хайп на обсуждаемой всеми теме, буллинг никуда из школ не уходит. Именно поэтому надо в ней – этой теме – разбираться.
А мы с вами от дел законодательных вернемся к делам земным. И рассмотрим разновидности травли.
Буллинг может быть социальным, физическим, вербальным и кибербуллингом.
Группа из 7 человек на каждой перемене задевала ученика А., проходя мимо него. Это были сначала легкие толчки, которые делались как бы нечаянно. И некоторые ребята даже извинялись. Потом компания вошла во вкус и толкала парня всё сильнее и сильнее.
Ученик А. пытался договориться, но не помогло. Тогда он начал давать отпор. Дошло до коллективной драки. Все семеро обидчиков заявили, что зачинщиком был А., поэтому его хотели поставить на разные виды учета. Тем более, что он очень агрессивно и эмоционально отвечал на вопросы инспектора полиции.
Это был пример физического буллинга. К счастью, после моего вмешательства, мальчишку ни на какой учет не поставили. После встречи с родителями тех семерых мальчишек ситуация вообще сошла на нет. Агрессоры прекратили свои издевательства.
Самым чувствительным для детей, особенно подростков, является социальный буллинг. Нового ученика могут не принимать в классный коллектив. А ребенка, который учится в этом классе давно могут игнорировать одноклассники, исключать из групп в социальных сетях, унижать и насмехаться.
Я уже писала об этом в своих рассказах:
Ещё один вид травли приобрел размах настоящего бедствия в наши дни – это кибербуллинг. Подробно о нем читайте в рассказе
Жертвой буллинга может стать каждый!
Оглядываясь на свой педагогической опыт, я с уверенностью могу сказать, что «не таким» или «непохожим» могут объявить любого ученика. А самое ужасное, что дети зачастую не посвящают в свои проблемы взрослых.
Взрослых привлекают только тогда, когда им доверяют, когда дети понимают, что могут опираться на авторитет педагога. И он – педагог – эту проблему точно решит.
Мы связаны с другими людьми, живем и работаем в социуме, поэтому невозможно полностью отгородиться от буллинга. Коллектив в широком смысле этого слова является частью твоей индивидуальности, особенно в школе.
Что же делать?
Обучать детей контролю над собой. Когда твоя личность состоит из ТВОИХ мыслей, ТВОИХ убеждений, ТВОИХ верований и ТВОИХ ценностей. И что же люди вокруг тебя? Просто такие же люди себе на уме – как и ты сам.
Это сложно – ДА! Но это нужно делать. Делать не на бумаге, не в отчетах и программах, а в школьных и классных коллективах.
И прежде всего ответить на вопросы:
Почему мы не видим плохие (дисфункциональные) отношения между одноклассниками? Такие, что эти одноклассники становятся врагами друг другу?
Почему существуют игнорирующие отношения учитель-ученик?
Почему школьная администрация не может вывести детей из этих ситуаций, в которых оказываются потенциальная жертва и будущий агрессор?
Может не хватает специалистов, может времени, может...
Пока взрослые вносят поправки в законы и обсуждают эти «может», страдают дети, ломается чья-то психика.
Кто поможет нашим детям?!