Найти в Дзене

Про змею, платки и улыбку.

Возле двери моего кабинета стоит девочка (пусть будет Маша). Волосы собраны в лохматый пучок, в руках сумка, какие-то вещи. Руки нещадно мнут и сумку, и вещи. Как будто задача этих рук стереть всё, что в них находится до состояния пыли.

Увидела меня, и вся подалась вперед: Здравствуйте, а можно к вам?

Конечно. Проходи. «Садись», — последнее слово говорю уже в спину. Девочка зашла и села. Вещи в руках скрутились в жгут.

Слушаю – как можно спокойнее говорю я.

Она начинает задавать простые вопросы: о дежурстве, о расписании…

А жгут скручивается всё сильнее…

Чем ты так расстроена, расскажи, пожалуйста – мой вопрос прорвал плотину слезной реки, руки отпустили жгут из вещей.

Пабло Пикассо "Плачущая женщина"
Пабло Пикассо "Плачущая женщина"

Понимаете, они исключили меня из группы в Телеграме, даже не исключили, а вынудили меня выйти из нее…- слова прорываются сквозь всхлипы.

Из группы класса? – уточняю на всякий случай.

Даааа…- всхлипывая отвечает она.

Достаю бумажный платок (они всегда лежат в столе на такой случай), протягиваю ей и жду, когда она хоть немного успокоится. А потом прошу рассказать всё с самого начала.

Замешательство продлилось недолго:

К нам в класс пришла новая девочка. Активная такая. У нас в классе много активных, поэтому ее восприняли настороженно. Никто сильно общаться с ней не хотел. А я и еще два человека не обращали внимания на то, что она новенькая, и сразу включили её в группу класса в Телеграме. А потом сделали одним из админов нашей классной группы. Ведь у нее всегда много интересных идей по мероприятиям и вообще… – голос Маши как-то затих, глаза смотрят в пол. Как будто ищут опору в этих линиях на линолеуме.

Виктор Васнецов "Аленушка"
Виктор Васнецов "Аленушка"

А кто у вас администратор группы? – вопросом напоминаю о себе.

Нас несколько человек. – глаза всё еще смотрят в пол.

После минутной паузы опять напоминаю о себе: А кто эти несколько человек?

Ну я, - медленно отвечает она. – Ещё этот и этот, и этот – перечисляет по именам.

И в это время Маша оживает: Понимаете, они все очень хорошие. Я так думала. Мы и гуляли вместе, если они просили о помощи, то я никогда не отказывала. Мы же вместе решили сделать новенькую админом. Конечно, она несколько новых правил ввела, конечно, это не всем понравилось… На нее начали обижаться за баны. Постепенно начались разговоры о том, что лучше вообще существующую группу класса закрыть и сделать новую, но уже без новенькой. А зачем? С любым человеком можно договориться. Ведь так? – на меня смотрели огромные глаза.

Конечно. С любым можно договориться. – как эхо повторяю ее слова. Ей надо укрепиться в своей правоте, надо, чтобы кто-то большой и взрослый подтвердил ее мысли.

В ответ слышу вздох облегчения.

Дальше слова лились полноводной рекой, и я поняла, что это самая значимая часть рассказа. Вот что волновало Машу больше всего:

Я больше не гуляю с друзьями. Я хочу. Вот только они не зовут. Вообще. А до этого сказали, чтобы я вышла из админов сама. Я вышла, потому что думала, что если не выйду, то они дружить не будут. А они и после этого не зовут с собой.

С отчаянием сказала она. Жгут из вещей опять вернулся на колени к девочке и стал похож на змею. Вот лежит она, мирно свернувшись калачиком, но в любую минуту может обнажить свои ядовитые клыки и ужалить. Маша посмотрела на вещи-жгут и замолчала.

А что новенькая? – пытаюсь понять ситуацию в целом.

Ничего. – пожимает плечами. А вот они, они…- с каждым словом слезы уже не катились, а бежали по щекам. На помощь опять пришёл платок из моего стола.

Как ты думаешь настоящие друзья так поступают? – задаю вопрос, который логичен в этой ситуации.

Нет. – твердо отвечает Маша. – Настоящие друзья так не поступают, но у меня других нет.

-4

Я смотрю на эту маленькую девочку и вижу, как она переживает из-за сложившейся ситуации. Она страдает. Ей плохо. Надо выручать.

Так просто сказать – выручать. Не каждый взрослый пойдет против коллектива, а тут ребенок. В такие моменты нужно находить какие-то простые слова, но в голове только какая-то умная чушь. Вот так и сидим пару минут. Она смотрит на змею на коленях, а я пытаюсь придумать выход из ситуации.

Может с классом поговорить – на этих словах на меня вскидываются огромные глаза полные удивления. – На классном часе можно начать такой разговор.

Она сидит и продолжает смотреть на меня. Обдумывает. Понемногу уходит удивление.

Скажут, что я ябеда. И вообще тогда никто разговаривать не будет. Весь класс не будет. – медленно произносит Маша. Змея на коленях обнажила клыки и подняла голову.

Может ты и права. – эта мысль прозвучала в моей голове.

Тогда надо провести классный час. С новенькой его подготовишь и проведете вместе. А тема будет про дружбу в интернете. Согласна? —с энтузиазмом в голосе говорю я.

Маша вдруг оживилась. Змея-жгут превратилась в кучу вещей. Руки вдохновенно взметнулись к груди: У меня и заготовки есть. К «Разговору о важном» подбирала. Ой, и презентацию с мамой находили про безопасный интернет. Там тоже про это было… А можно я побегу, Юлия Юрьевна? Мне же на тренировку ещё…

-5

Не успеваю сказать «иди», а волосы уже мелькнули в просвете закрывающейся двери.

Классный час прошел очень бурно. Из рассказа классного руководителя я поняла, что тема задела за живое абсолютно всех ребят. Никто не остался равнодушным. Прямо в конце этого обсуждения Машу вернули в админы группы и разбанили еще нескольких ребят. Дети договорились любые вопросы, связанные с классной группой в Телеграме, обсуждать вместе на классных часах.

Тем более, что классных часов у них будет ещё очень много.