Два брата, Огюст и Луи Люмьер, поставили себе миссию — оживить фотографию. Путем проб и ошибок, у них получилось создать механизм, быстро перебирающий кадры. Они сняли свою дебютную картину в 1895 году. В «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже состоялась премьера первого фильма в истории.
Сюжет был незамысловатым, всего 48 секунд приезда поезда к вокзалу. Но и они невероятно потрясли публику (некоторые даже подумали, что поезд настоящий и пытались от него увернуться). Хоть проектор и был гениальным изобретением, у него был один минус — он очень громко работал. Именно поэтому ту премьеру сопровождал гитарный аккомпанемент. Получается, что музыка в кино появилась в одно время с кино, хоть и имела ярко выраженную техническую функцию.
Шло время, киноленты становились все более и более распространенными, снимались полнометражные немые фильмы, показы которых всегда сопровождались игрой таперов, а для некоторых показов и вовсе привлекали оркестры. Их цель заключалась не только в заглушении шума проектора, но и в одухотворении картины.
Музыкантам нужно было дать эмоцию, дополнить фильм глубиной, смыслом и удовлетворить потребности аудиальности человеческой природы. Например, все комедийные фильмы легендарного Чарли Чаплина сопровождались игрой джазовых коллективов, задача которых была сопоставить фрагмент фильма с музыкой, найдя идеальное сочетание.
В 1927 году в Лондоне настал переломный момент для кинематографа, произошла премьера фильма «Певец джаза», который… был озвучен! Джордж Пирсон, режиссер, смотря фильм со своей женой, сказал ей: «Дорогая, мы присутствуем на кончине немого кино!». Хоть картина и не ознаменовала отказ от немого кинематографа, его стало гораздо меньше, а в 1935 году вышел последний немой фильм. Тысячи музыкантов остались без работы. Символично, что этот год также является отправной точкой премии Оскар за лучшую песню к фильму.
Музыка в кино всегда существовала и совершенствовалась. Начали перекладываться театральные мюзиклы и появляться другие творческие эксперименты, но главное — пришло осознание, что музыка является одной из главнейших одухотворяющих частей фильма. Саундтреки стали очень важным инструментом для кинематографа. Появлялись различные приемы для структурирования видеоряда, корректировки экспозиции и наделения смыслом даже самые невзрачные кадры.
Аналогично отражению музыки в кинематографе, кинематограф и сам пришел в музыкальную индустрию в качестве клипов к песням. Они обрели тесную связь друг с другом. Отличным примером их неразрывности является картина «Стена» («The wall», 1982) Алана Паркера, которая стала экранизацией одноименного альбома группы «Pink Floyd», где музыка звучала абсолютно все время, а сама лента оказалась одним большим видеоклипом.
Со второй половины XX века кино стало приобретать привычный нам вид. Цветная картинка, монтаж и зарождение современной композиции визуальных приемов. Один из ведущих режиссеров, Стэнли Кубрик, сказал: «Лучшими – самыми мощными, впечатляющими, запоминающимися – моментами фильма обычно становятся бездиалоговые сцены с закадровой музыкой, гипнотизирующие публику бессловесным магнетизмом…».
Кино отражает жизнь, духовность и культуру творчества, а музыка приводит все эти компоненты в движение, связывая фильм с нашими душами.
Заслугой этого стали композиторы, которые творят в жанре неоклассика. Они создают произведения специально для фильмов. К ним относятся Нино Рота, Александр Деспла, Людовико Эйнауди, Ханс Циммер и многие другие. Несмотря на то, что их композиции написаны в качестве саундтреков, они нередко попадают в международные чарты, закономерно полюбившись зрителям.
«Русские Музыкальные Сезоны» представляют обширный репертуар самых любимых композиций современных неоклассиков в виртуозном исполнении, в атмосфере музыкальных салонов прошлых веков, а программа «Оскароносное путешествие» окунет вас в историю становления музыки в кино!