Люблю искусство Рериха, я в восторге от его живописи всех периодов. Особенно впадаю в высокохудожественный трепет перед работами индийского периода. Очень интересно наблюдать, как Рериховские горы десятки лет не дают покоя реалистам.
Николай Константинович Рерих не только великий художник, он большой мыслитель и пропагандист восточных культовых учений.
Каждый раз, когда я бываю у подножья горы Белуха, с большим удовольствием рассказываю обо всех Рерихах. Обязательно упоминаю, что работы Николая Константиновича были необыкновенно популярны в США. Пока ни одному художнику не удалось добиться такой известности за океаном, какая была у Рериха. Рерих великолепный художник и мне нравятся его произведения.
Я написал несколько заметок о Рерихе. Например «Рерих-Алтай-Белуха-Звенигород»:
Рерих-Алтай-Белуха-Звенигород. | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Писал о памятнике в Барнауле:
Памятник Рериху. | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Даже написал о знакомстве Рериха и художника Чорос-Гуркина:
Рерих и Чорос-Гуркин | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Николаю Рериху 9 октября 2024 г. исполнилось 150 лет, в юбилейном году в Барнауле было проведено несколько выставок, научных конференций и даже пленер, это когда группа художников выехала на природу, в места пребывания семи Рериха в Горном Алтае, для того чтобы написать несколько произведений для отдельной выставки, которую открыли в барнаульском музее «Город».
Глянул я на состав авторов и подумал, как актуальное, до сих пор современное, с точки зрения изобразительного языка, в некоторой степени, формальное и символическое творчество Рериха, с его грандиозным мистическим и религиозным контекстом сочетается с живописью традиционных пейзажных реалистов. Легко представил себе, как Рерих удивляется художественной манере авторов, поехавших на пленэр организованный «Союзом художников» при поддержке гранта губернатора Алтайского края в сфере культуры в рамках празднования его 150-летия. Поддержка художников это прекрасно. Но Василий Кукса, Николай Панченко, Владимир Анисимов, Ольга Яушева и другие товарищи, эстетические противники творчества Рериха, это видно даже не профессионалу.
Я не стал представлять Николая Константиновича, обсуждающего с Еленой Ивановной этот художественно идеологический казус, у меня пока не укладывается, как Рерих с его творческой философией вписывается в сегодняшнюю художественную идеологию.
Официальное искусство, соединившее в себе государственность музеев и официальную точку зрения «Союза художников», пока разрешает религиозные высказывания, желательно православные или в русле панславизма, позволяет эксплуатацию фольклорной мистики, но не приветствует отклонения от новейшего реализма.
Хорошо, что у Николая Константиновича Рериха есть работы в историческом жанре, его раннего «Русского периода». И там художник в полной мере государственник и реалист.
В этом году я не попал в село Верхний Уймон, не походил по залам и двору музей Рериха. Странно, за 5 лет, я бывал в этом музее по 10 раз в год, а в юбилейный год этого не случилось. Знак, наверное? Зато был у «Камня Рериха» в долине Ярлу.
Подробнее об Алтае и Телецком озере можно прочитать в моей новой книге: Алтай. Телецкое озеро. География, история, сказки, Вадим Климов – скачать книгу fb2, epub, pdf на ЛитРес (litres.ru)
Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.
.