В этом году на Алтае отмечают 150 лет со дня рождения художника Н. К. Рериха.
Обязуюсь на экскурсиях к высочайшей горе Алтая, показывать в отрогах Катунского хребта, пик Учителя, пик Урусвати, пик Юрия Рериха и пик Святослава Рериха - эти вершины вместе с перевалами, образуют Корону Рериха.
Не могу перебороть себя и согласиться, что Рерих был у подножья Белухи. Нет доказательства, что он писал Белуху с натуры. Как говорят поклонники Николая Константиновича, гора Белуха являлась ему во сне, и художник смог ее рассмотреть.
Есть у меня заметка про Рериха на Алтае. Смотрите, пожалуйста, ссылку: https://dzen.ru/a/YSMHkFmA4GC7-U6i?share_to=link
В очередной раз, вспомнив про экспедицию Рериха, почитал некоторые исследования, увидел интересную фотографию, на которой запечатлен алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.
Цитата: «Несомненно, именно экспедицией Пономарёва и сделаны фотографии, долгое время вводившие в заблуждение рериховедов. Эти же фото позволяют установить ещё один весьма интересный факт. Одно из них свидетельствует о том, что экспедицию Пономарёва сопровождал известный алтайский художник, политический и общественный деятель Г. И. Чорос-Гуркин».
Это интересно. В дневниках Рериха «Алтай - Гималаи» нет записи о встречи с Чорос-Гуркиным, но упоминается встреча с художницей Натальей Нагорской, но Рерих не сообщает ее фамилию. По заданию Новосибирского краеведческого музея она с художником А. Вощакиным собирала образцы народного прикладного искусства. Рерих пишет: «И ходит художница, и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, резные балки и коньки крыш, точно последний списочек вещей перед дальним путём. И исчезнут с крыш резные коньки. И пусть уйдут, так же как и узоры набойки. Но чем заменятся они? «Венский» стул и линючий ситец - не вводят культуру. Вот для молодых-то и задача: дать облик будущей жизни».
Странная запись, я не понял, что хотел сказать Рерих, но на то он и великий мистик.
Некоторые исследователи пишут: «Летом 1926 года в экспедиции Падурова работал алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин. У него есть работа «Белуха. Дорога с камнями», датированная 7 августа 1926 года (день приезда экспедиции Рериха в Верхний Уймон), а 14 августа экспедиция Падурова встречалась с Н.К. Рерихом. Поэтому встреча Рериха с Гуркиным была вполне возможна, хотя документально нигде не подтверждена. Ни тот, ни другой не оставили об этом никаких записей».
Если Рерих писал Белуху с фотографии, то у Чорос-Гуркина много натурных работ. Картины «Белуха. Дорога с камнями» в государственном каталоге я не обнаружил, может плохо искал.
Чорос-Гуркин был расстрелян в 1937 году, в 1925 году он вернулся из эмиграции, шесть лет провел в Монголии и в Тувинской республике. Можно предположить, что Н.К. Рерих и Г.И. Чорос-Гуркин если виделись в августе 1926 года, то не упоминали о встрече из осторожности, чтобы не навредить друг другу.
Экспедиция 1926 года была не первым путешествием Чорос –Гуркин к Белухи. Самое раннее его изображение горы относится к 1899 году, когда бывший тогда учеником И.И. Шишкина, Григорий Иванович Гуркин добрался до истоков Катуни и написал ледник Геблера, сползающий с Белухи.
Большую экспедицию в район Катунского хребта Чорос-Гурки совершил в 1908 году. Есть детальное описание этого маршрута, сделанное доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии художеств, исследователь творчества Н. К. Рериха и Г.И. Чорос-Гуркина Е.П. Маточкиным. Этот текст легко найти.
Я составил названия работ Чарос-Гуркина написанных в этой экспедиции.
Этюд - «Белуха с севера (с Яламанского перевала)».
Этюд - «Раздельная сопка (Кучерлинское озеро)» и «Белки над Кучурлинским озером».
Два этюда - «Утро на оз. Кучерлинском». «Кучерлинское озеро». На основе этюдов Гуркин написал картину «Оз. Кучерлинское».
Три рисунка - «Р. Кучурла (ниже малого озера)», «Р. Кучера (выше большого озера, рисунок пером)» и «Сумерки на Кучурле».
Этюд - «Кони-айры. В Кучерле».
Этюд - «Мешту-Айры», впоследствии картина «Вечные снега» (Мешту-айры).
Эпод - «Туманный день» (Мешту айры)».
Рисунки - алтаец Чамчий и алтайка Тонкур, зайсан Ойска-Бодечи, алтайцы Абылдай, Антыш и Тообос, а также Бакай и Пабыл-Сурас. Два рисунка - «Жертвенник бурханистов – «сан» и «Жертвенник бурханистов на р. Кучурле».
Три этюда - «Мергуль-байрам» (Жертвенный бурхан в Кучурле)», «Бурханисты. Кучерла» и «Кучерла».
Рисунок - «Дорога по р. Ак-кэму».
Этюды - «На берегу оз. Ак-кэм (снег), «Лагерь экспедиции», «В Ак-кеме. Алтайцы на привале». «Оз. Ак-кэм (общий вид)».
Этюд - «Белуха», «Белуха вечером», «Белуха в сумерки», «Последние лучи (Белуха)». На основе этих этюдов позднее написана картину «Вечер на оз. Ак-кэм. (Белуха с севера)».
Этюд - «Кабарга».
Рисунок - «Р. Кара-Оюк (лев. приток Ак-кэма)»
Этюд - «Корум близ Ак-кэмского ледника» и «Общий вид ледника Ак-кэм», «Белуха в тумане». Этот вид Белухи в 1934 году художник пошлёт в подарок правительству, в Москву.
Рисунок - «Водопад Текелю».
Этюд и впоследствии картины «Закат на Балтыргане».
Рисунок - «Алтаец Онтош-Тюбек (верш. Р. Чараш)», «Внутри юрты Онтоша в вершине р. Чараш». На другом листе рисунок четырёх алтайцев, в том числе ребенка 7 лет и музыкальный инструмент топшуур.
Этюды - «Р. Яды-кэм», «Ядыгем шумит», «Заказ (р. Ядыгем)», «Р. Ядыгем при впадении в Архыт», «Каскады (р. Ядыгем)», «Камни под мохом (Яды-кэм)», «Рек Едыгем», «Солнечный день (дорожки по Ядыгему)», «Ущелье по р. Ядыгему (вид с горы)», «Тон-корум (лес по р. Ядыгему)». Последний послужил для написания картины «Тропинка (тон-корум) (по р. Ядыгему)».
Рисунок - «Водопад Куркуре».
Этюд, вид на Белуху «Ядыгэмский ледник»
Рисунок - «Теленгитская кошемная юрта (по р. Ядыгему)».
Этюда - «Р. Чёрная Берель», «Р. Чёрная Берель», Водопад (Чёрная Берель)», «Вода (Чёрная Берель)».
Этюд - «Еловый лес (близ Рахмановских ключей)».
Этюды - «Капчальские белки», «Капчальские белки (с Берельского перевала)». Впоследствии с этого этюда написан дальний план в картине «Кочевье в горах».
Этюд - «Белуха с Берельского перевала (южная сторона вечером)» и «Белуха с Берельского перевала (вечером)».
Этюд - «Тальменье озеро» и «Вечер на Тальменьем озере», а по ним – две картины. Одна из них, 1912 года принадлежит бийскому краеведческому музею, вторая, 1926 года – Национальному музею Республики Алтай.
В 1910 году Чорос-Гуркин показывает в Томске большую часть экспедиционных этюдов работ и созданных по ним картин.
Напомню, что у Рериха упоминается всего 5 этюдов Алтайской экспедиции.
Подробнее об Алтае и Телецком озере можно прочитать в моей новой книге: Алтай. Телецкое озеро. География, история, сказки, Вадим Климов – скачать книгу fb2, epub, pdf на ЛитРес (litres.ru)
Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.
.