Найти в Дзене

«Дон Карлос» - старожил Большого

С маэстро Гергиевым галерке идёт по цене партера.

Без - партер по цене галерки.

Опера грандиозная, не знаю, почему ее не запишут для кино. Ах да, санкции, наверное…

Сюжет помните?

Если что, можно купить буклетик в сувенирном магазине, пока его по старым ценам продают. Там либретто на двух языках, фотографии разных постановок и уйма полезных сведений.

А то дамы рядом со мной в Интернете пытались узнать, в чем, собственно, суть дела, прямо во время представления. Довольно-таки действует на нервы.

Важно:

В первый день я сидела на последнем ряду последнего яруса. Для оперы, как говорят знатоки, это лучше - ничего не видно, зато слышно великолепно.

В последний день блока все было наоборот. Я схватила билет по спецпрограмме, ближний партер, сбоку. Отлично видно и очень, очень плохо слышно. Акустика, как в аэродинамической трубе! Зато можно разглядеть, чем занимаются персонажи, помимо собственно пения. Любопытно!

Персонажи в порядке появления на сцене:
Два состава, 25_09_2024, четверг и 29_09_2024, воскресенье

Монах, (покойный король Карл V)– Николай Казанский / он же

Важнейшая партия!

Скажете, нет?

Именно этот персонаж открывает спектакль. А все ведь знают, что первые — не помню, сколько — минут и есть самые важные для создания впечатления. Да?

Мое впечатление было такое:

Ух ты! Маэстро Гергиев и для партий второго ряда нашел певцов первого ряда!

Второе впечатление —уже более разумное. Николай Казанский исполняет эту партию «со дня основания», больше 10 лет. Так что его не «нашли», он в этом спектакле был всегда.

И всегда у меня возникал вопрос:

У артиста мощный, громобойный бас, проникающий во все уголки огромного зала. Не обязательно быть зрителем, достаточно быть слушателем, закрыть глаза — и вот вы уже видите суровые монастырские стены средневековой Испании и слышите голос покойного императора. Неудивительно, что инфант в ужасе восклицает: «О, высшие силы!»

Так почему же никогда ему не дают главных ролей?

Инфант Карлос — Нажмиддин Мавлянов / Олег Долгов

Обоих теноров я слышала раньше, только в обратном порядке.

Нажмиддин Мавлянов мне тогда понравился, единственный из всего состава. Сегодня же его голос показался мне несколько неровным, а манера звукоизвлечения - слишком резкой и прямолинейной. Для удалого купца Садко - вполне подойдет. Вы знаете эту оперу в Большом? Ее очень часто показывают музыкальные каналы.

И еще голос звучит несколько устало и раздраженно, мол, ну когда же это все закончится...

Да и в целом весь состав…

Итальянская опера была какая-то не совсем итальянская. Мне не хватало свободного, средиземноморски теплого, естественно льющегося звука, сладкоголосого пения, когда ноты плавно перетекают одна в другую.

То, что я слышала, напоминало тяжелую работу; певцы словно взбирались по крутой лестнице, останавливаясь перед каждой ступенькой и собираясь с силами перед каждой новой фразой.

Не знаю, это происходит потому, что маэстро Гергиев любит Вагнера?Или просто так совпало...

Кстати!
К вопросу о том, на каком языке петь.

Кто сказал, что язык — душа народа? Точно не я. Но полностью согласна.

Вы представляете себе Мусоргского на итальянском?

Перед всеобщей самоизоляцией у меня был свободный вечер в Вене, в Народной опере давали «Кармен». На немецком — на то она и народная. Ну и что бы это было? Нет, я пошла слушать венгерских цыган.

Олег Долгов меня приятно удивил.

-4

Он еще не успел ни одной ноты произнести, а уже автор мысленно сказал себе: «Вот это да!»

Вы буклет видели?

Там есть ранние фото, у Олега Долгова от природы светлые волосы, да еще прическа типа «рокер из подворотни». Ну как в таком виде представлять наследника престола могущественной Испании? У меня было большое желание назвать обзор «Самозванец вместо инфанта» - партию Лжедимитрия в «Борисе Годунове» Олег Долгов исполняет с большим успехом, запись часто показывают на телевидении, правда, не наши каналы.

То было раньше… А теперь!

Какую стрижечку ему сделали! — не хуже, чем у Юсифа Эйвазова, который в основном этим и интересен (почти с). И в фитнес-клубе прокачали, наверное, костюмчик теперь сидит, как надо.

А главное, поет он теперь почти так же заливисто, как мой любимый тенор столетней давности.

Нет, в самом деле, почти невероятно - когда человеку не двадцать лет, он редко меняется к лучшему. А тут получилось.

Родриго, маркиз Поза — Владислав Сулимский / Эльчин Азизов

Наверное, Верди тоже нравился этот несгибаемый правдолюб, иначе разве ему досталось бы столько красивой музыки? В жизни таких не найдешь. Но мы же в театре!

Владислав Сулимский — артист Мариинского театра, а слышала его один раз, в «Мазепе». Блестящее исполнение! И опера очень красивая, горячо рекомендую.

Гм… а вот и не один!

Вспомнила. Еще он был римским военачальником в «Аттиле». Да и здесь, в «Доне Карлосе», оказывается, пел раньше. Но мне не запомнился. А это не очень хороший знак.

У Владислава Сулимского Родриго-прямодушный солдат, честный и самоотверженный, готовый к подвигу ради великой цели. Не политик, не царедворец, не философ. И уж точно не испанский гранд.

Вы знаете, сейчас сижу, слушаю свою запись… При всей моей слабости к белорусам,не очень здорово. Я бы сказала, что это менеджер среднего звена, давно не бывавший в отпуске. Очень давно…

Эльчин Азизов, напротив, представляет маркиза Позу как искусного дипломата, государственного деятеля и стратега.

Он поет в Большом театре все премьеры и этим несколько выводит из себя. Видели афишу «Князя Игоря»? Я не люблю артистов, которые вот прямо в каждой бочке… И его настоянный на пектусине голос — тоже не моего романа.

Но вот что я вам скажу:

Минут через пять, когда проходит первое раздражение от как бы доносящегося из подземелья звука, начинаешь замечать грамотное владение голосом, тщательное построение каждой фразы, уверенное движение в каждой сцене. Образ не прожитый или созданный по наитию, а именно продуманный и точно скроенный, одним словом, бездна работы.

И эта работа не может не вызывать уважение. Легко распоряжаться полученными от природы данными, здесь собственной заслуги нет. Но когда человек много работает над собой, это я всегда одобряю.

Не поленитесь, посмотрите его страницу на сайте, биография многое объясняет.

Однако есть кое-что объединяющее этих артистов:

Оба для этой партии не очень подходят. Профессиональные критики вам что-нибудь расскажут про тесситуру, но я сделаю проще:

В «Пиковой даме», например, и Владислав Сулимский, и Эльчин Азизов будут условными Томскими. А для партии Родриго нужен условный Елецкий.

Ну, мне так кажется...

-5

Княгиня Эболи — Екатерина Семенчук / она же

Класс!

Нет, специалисты наверняка найдут, к чему прицепиться. Ая слушала с большим удовольствием.

Некоторые соображения, которые непосредственно к пению не относятся:

Две первые реплики перед «Сарацинской песней» произносятся как бы вполголоса и почти не слышны. Не знаю, по какой причине.

Сама «Сарацинская песня» звучала несколько более серьезно и сосредоточенно, чем можно бы ожидать, имея в виду ее содержание.

Зато в «припеве» знатные дамы во главе с княгиней Эболи подхватили подолы и стали самым легкомысленным образом приплясывать, словно цыганки из «Кармен»! Наверное, они не сами так решили, а режиссер указал, но мне кажется, это совсем лишнее.

-6

Паж Тибо — Марианна Асвойнова / Гузель Шарипова

Бедному пажу не повезло. И бедному автору тоже… Ничего не могу сказать про первый день, и это вовсе не вина исполнительницы.

Вы же знаете, что самые «насмотренные», «наслушанные» и во всем подряд разбирающиеся зрители покупают самые дешевые билеты. И не всегда из экономии. Просто потом они очень шустро переезжают на свободные места, нимало не смущаясь возможностью быть оттуда с позором изгнанными припозднившимися законными владельцами.

Ваш автор не таков, на то он и принципиально не «насмотренный».

Некая дама из этого разряда, вооруженная полевым биноклем, расположилась как раз по соседству со мной. И все бы ничего, но… Я уж не знаю, что с человеком должно случиться по медицинской части, чтобы источать настолько сильный, совершенно непереносимый аромат!

Первую часть первого акта еще можно было перенести благодаря расположенным под креслами кондиционерам. (Кстати, берите закрытую обувь, в босоножках, как любят ходить в театр некоторые дамы,можно простуду схватить). Но потом и они перестали справляться, количество решительно перешло в качество. Автор ушел в себя и отключился от внешнего мира, придя в сознание только после того, как достойная дама-театралка, пользуясь затемнением во время смены декораций, нашла-таки себе местечко получше.

Что за комиссия, Создатель, соседом быть таких людей… (почти с)

Но все должно быть хорошо. Я помню Марианну Асвойнову еще по Камерному театру Покровского. Помните, я вам рассказывала про «Дон Жуана»?У нее замечательное легкое сопрано, думаю, оно подойдет для жизнерадостного пажа.

В последний день блока автор гордо восседал в партере и имел возможность не только слышать, но и видеть.

Миниатюрная Гузель Шарипова отлично попадает в образ — и юношеским звучанием голоса, и кокетливой грацией.

Елизавета Валуа — Хибла Герзмава / Динара Алиева

Ничего плохого не могу сказать, все очень правильно. Но не трогает моего сердца.

Обе дамы, как мне кажется, обладают таким тембром, который больше подходит для героинь более решительных и уверенных в себе.

Если вы спросите, какой голос я бы здесь хотела слышать?

В 2012 или 2013 году была трансляция «Дона Карлоса» из Метрополитена, пела Марина Поплавская. Она же Лиу в «Турандот». Идеальное попадание в образ, мне кажется. Не знаю, что она делает сейчас, о ней давно ничего не слышно.

-7

Король Филипп II – Ильдар Абдразаков / Ферруччо Фурланетто

Все знают, как надо петь арию Филиппа.

То есть, все, кто застал СССР.

Тогда СМИ просвещали граждан, не развлекали. Нынче-то любой, кто научился кнопочки на смартфоне нажимать - уже автор, свободный от склонений и спряжений. А в былые времена граждане хоть просвещения и не особо жаждали, а попробуй уклонись...

Помните, была такая передача «В рабочий полдень»? На полдюжины эстрадных песен - хотя бы одна классическая композиция. Разнообразия немного— Хабанера, куплеты тореадора, «куда, куда вы удалились...». Зато исполнение — всегда шедевр, откладывается в памяти навеки.И, конечно,ария Филиппа, «усну один в порфире королей, когда придет мой час последний, смертный...»… В России хороших басов всегда хватало.

Поэтому, уважаемые читатели, с прискорбием вам сообщаю, что из десяти услышанных в Большом театре Филиппов меня устроил только один. И вы очень удивитесь, узнав, кто это был!

Ильдар Абдразаков — истинное украшение любой сцены. Сколько харизмы, какой актерский талант! Как изящно сидит на нем исторический костюм! Да и не только исторический. Да и вообще, как говорила тетушка Чарли, он «тааааааааааааакой интересный мужчина»… (с) А как красиво он произносит итальянские фамилии! Правда в передаче про балет, не про оперу…

Одним словом, мне очень нравится этот певец.

Мне только не нравится, как он поет!

Кажется, Ильдар Абдразаков начинал россиниевским басом? Была запись Метрополитена во время всеобщей самоизоляции, редко исполняемая опера «Семирамида», как он там хорош!

Но Филиппа в его исполнении я слышу не первый раз, и впечатление все время одинаковое: не то.

Особенно, когда Родриго поет Владислав Сулимский. Голоса совершенно сливаются — и баритон ниже, чем нужно, и бас выше, чем нужно.

Не полагаясь на память, я послушала запись — у меня специальный портативный магнитофон для музыки. Лучше не стало. Голос качается, подрагивает, не льется свободно, идет в зал с явным усилием.

Нет, где не нужно собственно пения, а достаточно мелодекламации, все очень красиво, обдуманно и выразительно. Аплодировали две минуты, посередине действия это очень много.

Ферруччо Фурланетто

Тут дело другое: ему 75 лет.

Нет смысла говорить об правильных и неправильных нотах. По-видимому, из-за возраста мышцы уже не держат вообще никаких нот.

В первом акте, где у него только три фразы, еще надежда есть. Но уже в диалоге с Позой изменения в голосе становятся заметны. А в коронной арии, открывающей 3 акт, дела совсем неважные.

Уважаемые «наслушанные» слушатели из города на Неве предупреждали, что многого ждать не стоит. Я не всегда с ними согласна, чаще нет. Здесь спорить не буду, все слишком очевидно.

Но и советов, что, мол, заслуженным пенсионерам надо помидоры на даче сажать, а со сцены уходить вовремя, давать не стану. Как говорится, не судите, дане судимы будете.

Голос с неба — Полина Шабунина / Альбина Латипова

Этот голос действительно звучит с неба. Ну почти. Не со сцены, то есть, а с яруса, почти из-под люстры. Поэтому сценического костюма этому персонажу не положено. Будете смотреть запись поклонов, обратите внимание: барышня в обычном платье — это и есть Голос с Неба.

У Полины Шабуниной тембр ласковый, теплый, но в своей красоте слишком земной.

Альбина Латипова звучит совершенно ангельски. Хотя сцена аутодафе просто душераздирающая.

В общем, тут все хорошо, оба состава.

-9

Великий инквизитор — Михаил Петренко / Денис Макаров

Михаил Петренко — наш гость из культурной столицы, я мало о нем знаю.

Но думаю, мы слышим его не в последний раз.

На редкость точное попадание в образ! Конечно, довольно забавно, что у 90-летнего старца голос настолько сильный, молодой и свежий. Но главное — он действует угрожающе, зловеще, прямо-таки в ужас приводит публику! Кажется, Тито Гобби говорил, что очень важно подобрать правильное звучание для партии Инквизитора. Удачный выбор..

Как и с другим басом второго плана, возникает резонный вопрос — почему он не первый?

Денис Макаров тоже впечатляет гулким звуком. Но здесь я буду осторожна в оценках из-за особенностей акустики, см. выше.

Да, и самое главное:

Дирижеры — Валерий Гергиев / Антон Гришанин

Бросается в глаза — вернее, в уши, что маэстро Гергиев играет довольно громко. У меня под люстрой прямо грохот стоял. Вспомнился мой первый «Дон Карлос» в Большом. Юный маэстро Сагрипанти тоже изо всех сил старался наполнить звуком огромный зал. Ему простительно, он к маленьким коммунальным театрам привык у себя дома..

Хорошая новость такая, что тут оркестр хотя бы певцов не глушит, в отличие от итальянского дирижера.

Маэстро Гришанин запомнился тем, что к себе старался внимания не привлекать, скромно держа оркестр на втором плане и выдвигая на первый собственно пение. Пожалуй, это хорошо. Ведь он сегодня единственный собственный оперный дирижер в Большом театре.

Что сказать вам в заключение?

На сегодня «Дон Карлос» - моя любимая опера в Большом из «заграничных».

Ее можно не только слушать, но и смотреть. Остальные на глаз воспринимаются с трудом.

А уж на слух — как повезет…

-11