Найти в Дзене
Per aspera ad astra

В Волгограде строится бронепоезд времён Сталинградской битвы

Ни для кого не секрет, что разной военной техники на улицах Волгограда установлено немало. Возле музея-панорамы "Сталинградская битва", наверное, представлена самая большая экспозиция как советской, так и немецкой техники времён Великой Отечественной. В некоторых районах на постаментах установлены танки Т-34 (напротив проходных тракторного завода; за Мамаевым курганом - танк "Челябинский колхозник"; в Красноармейском районе напротив судоверфи). Большая экспозиция относительно современной техники с некоторых пор появилась на набережной рядом с Гасителем. Однако скоро этой техники станет больше. Дело в том, что в настоящее время на набережной у подножия ЖК "Волжские паруса" идёт строительство бронепоезда. То, что на набережной началось какое-то строительство, я заметил ещё летом, когда по работе проезжал мимо. Но тогда толком было не разобрать, что там строится. Какие-то металлоконструкции, рабочие суетятся. Если честно, была мысль, что собирают сцену для какого-то концерта. Потом уже в

Ни для кого не секрет, что разной военной техники на улицах Волгограда установлено немало. Возле музея-панорамы "Сталинградская битва", наверное, представлена самая большая экспозиция как советской, так и немецкой техники времён Великой Отечественной. В некоторых районах на постаментах установлены танки Т-34 (напротив проходных тракторного завода; за Мамаевым курганом - танк "Челябинский колхозник"; в Красноармейском районе напротив судоверфи). Большая экспозиция относительно современной техники с некоторых пор появилась на набережной рядом с Гасителем. Однако скоро этой техники станет больше. Дело в том, что в настоящее время на набережной у подножия ЖК "Волжские паруса" идёт строительство бронепоезда.

То, что на набережной началось какое-то строительство, я заметил ещё летом, когда по работе проезжал мимо. Но тогда толком было не разобрать, что там строится. Какие-то металлоконструкции, рабочие суетятся. Если честно, была мысль, что собирают сцену для какого-то концерта. Потом уже в новостях прочитал, что там строится макет бронепоезда.

Буквально недавно, 2 октября, во время одной из велопрогулок меня занесло в те края и мне удалось рассмотреть более детально, что там такое строят.

-2

В настоящий момент частично собраны броневагоны, постамент с рельсо-шпальной решёткой, ведутся работы по реконструкции паровоза.

-3

Как выяснилось, этот макет должен был появиться в нашем городе ещё в 2017 году. Установить его тогда хотели в парке у подножия Мамаева кургана, там, где сейчас парковка. Но что-то пошло не так и вот теперь бронепоезд появится на набережной. Если честно, я считаю, что у Мамаева кургана подобный объект смотрелся бы гораздо лучше, чем на набережной, где он, на мой взгляд, не совсем уместен. Но сложилось так, как сложилось. К слову, это не просто макет некоего абстрактного бронепоезда времён Великой Отечественной, этакий обобщённый вариант, а макет погибшего в ходе Сталинградской битвы 73-го Краснознамённого отдельного бронепоезда войск НКВД.

-4

Думаю, что стоит рассказать о нём поподробнее.

Материальная часть бронепоезда (паровоз, броневагоны и т.д.) была собрана на заводе «Красный профинтерн», бывшем Брянском машиностроительном заводе в городе Бежица, осенью 1941 г., где так же происходило и его вооружение. Толщина брони: бронепаровоза – до 45 мм, четырехосных бронеплощадок – 45 мм, двухосных бронеплощадок – 30 мм (15+15 мм – в два слоя). Вследствие отсутствия качественной броневой стали бронепоезда строились из сырой броневой стали, а также из подручного металла.

-5

Перед войной 73-й бронепоезд дислоцировался в Гомеле. Командир, тогда ещё старший лейтенант Федор Дмитриевич Малышев. Через 10 дней после начала войны, в ночь с 1 на 2 июля 1941 года, при попытке прорваться из окружения в бою с немецкими танками и артиллерией у железнодорожного моста через Березину, близ ст. Елизово, бронепоезд был разбит. Но уже в конце октября 1941 года 73-й бронепоезд получил новую матчасть в Брянске и вошёл в состав зоны обороны г. Москвы. В ноябре 41-го года 73-й Бронепоезд отличился в Битве под Москвой участвуя в боях на Дмитровском направлении. 28 ноября 1941 года в критический момент ликвидировав прорыв фашистских танков на рубеже канала Москва- Волга под Яхромой. В результате боя длившегося несколько часов враг был опрокинут, но и бронепоезд был серьезно повреждён. В бою танками фашистов был разбит бронепаравоз, повреждены две бронеплатформы. Огнём бронепоезда уничтожено 12 танков противника и до батальона пехоты. Потери 7 убитыми и 13 ранеными.
В Сталинградской битве 73-й Бронепоезд проявил себя так же геройски и внёс большой вклад в оборону Сталинграда. 73-й бронепозд своей ариллерией успешно срывал попытки фашистов атаковать наши войска на западных окраинах Сталинграда в районе Песчанка, Верхняя Ельшанка, ст. Садовая, д. Поляковка, а так же в районе пригород Минина (ныне район СХИ), Нижней Ельшанки, п. Купоросный. Помимо танков и пехоты фашистов с самого начала бронепоезду в Сталинграде противостояла авиация противника. По отчёту о боевых действиях 73- го Бронепоезда в Сталинграде можно судить, что ввиду превосходства фашистов в небе Сталинграда, их самолёты развернули настоящую охоту за бронепоездом, поэтому он был вынужден постоянно моневрировать и менять позиции. Если в начале Сталинградской битвы налёты на бронепоезд совершали по 4 - 6 бомбардировщиков, то 14 сентября было два налёта с участием 40 самолётов. 14 сентября 1942 года на станции Банная г. Сталинграда 73-й Бронепоезд был разбит в результате массированных авианалётов противника. Вот выдержка из доклада командира бронепоезда о том роковом дне:

14.09.42 г. в 6 ч. началась сильная бомбардировка ст. Банная /бомбило до 40 самолетов противника. В 13 ч. 45 мин. вражескими самолетами сброшены бомбы на стоящую укрытой 22-ю бронеплощадку. Одна бомба попала прямо в башню 4-го орудия, в результате чего загорелся находящийся там аммонат и начал взрываться снаряды и винтовочные патроны. При втором залете одна бомба попала между 2-й броне площадкой и контрольными платформами, силой взрыва контрольные платформы оттолкнуло от бронеплощадки, где они заго­релись вместе с находящейся там зенитной установкой. Находящиеся на платформах винтовочные патроны в количестве 150 000 шт. взорвались. Вторая бронеплощадка от силы взрыва натолкнулась на бронепоезд и повредила последний. При налете авиации в 17 ч. 40 мин. сгорела 1 бронеплощадка.
При бомбардировке матчасти бронепоезда исключительную отва­гу проявил ст. сержант Иванов. Из горящих бронеплощадок под раз­рывами снарядов ст. сержант Иванов с красноармейцами Ушаковым, Скидан и Сапроновым сняли все пригодное вооружение. Налетчики зенитных пулеметов красноармеец Рубцов и сержант Бодая огнем своих пулеметов зажгли самолет противника "Ю-88".
В 23 ч. 05 мин. личный состав бронепоезда по приказу началь­ника артиллерии 10 дивизии начал переправляться на восточный бе­рег реки Волги.
15.09.42 г. оставшийся личный состав бронепоезда отошел от реки Волги в восточном направлении и пошел на соединение с 91 полком войск НКВД. Всего снято с бронепоезда вооружения: пуле­метов "Максим" - 3 шт., "ДГ" - 2 шт., одна артпанорама и радиостан­ция 71-TK -3.

Это не просто бронепоезд, это настоящий герой, погибший в боях за наш город. Причём герой забытый. Мне никогда не доводилось слышать о нём до тех пор, пока на набережной не начали строить макет и я не начал искать материал для статьи. Но повторюсь, у Мамаева кургана подобный объект смотрелся бы уместнее.

-6

Отдельно стоит рассказать о паровозе. Дело в том, что макет строится с использованием деталей от настоящих поездов, соответственно паровоз не бутафорский, а самый настоящий, хоть и изготовлен он был уже после войны.

-7
-8
-9

Это паровоз серии «Эр». Он был построен в 1954 году на заводе в городе Будапеште и до последнего времени находился на Горьковской железной дороге с припиской к ТЧЭ-6 Горький-Сортировочный. Долгое время он просто стоял и ржавел на одном из станционных путей, с него постепенно исчезали некоторые детали. Например известно, что в 2022 году у него уже отсутствовали детали кривошипно-шатунного механизма. В Волгоград локомотив прибыл уже без крыши будки машиниста и всего внешнего навесного оборудования, приборы и органы управления в кабине также были демонтированы.

-10
-11
-12
-13

Кто знает, может так и канул бы в лету это паровоз, порезали бы его на металл да отправили бы в ближайший мартен, если бы не строительство этого макета.

Сейчас подрядчик завершает очистку корпуса паровоза. Используя пескоструйную обработку, специалисты удаляют старую краску и коррозию даже на труднодоступных участках. Впоследствии металл покроют грунтовкой, а на его основе сформируют силовой каркас, обшитый стальными листами, имитирующими броню. Помимо этого, планируется установить специальное оборудование, которое будет имитировать пар из трубы и паровозный гудок.

В скором времени все эти гайки и заклёпки будут закрыты металлом, имитирующем броню, но пока их может увидеть каждый.

-14
-15
-16
-17
-18

Закончить строительство макета должны в конце декабря, то есть через пару месяцев.

Ещё статьи на похожую тематику

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь