Найти тему
Per aspera ad astra

Железная дорога на озере Баскунчак

В нашей стране очень большая сеть железных дорог. Есть дороги известные всем: Байкало-Амурская магистраль, Транссибирская магистраль. Есть дороги, которые не существуют в силу разных причин, но про которые наверняка многие слышали. Например, железная дорога "Салехард-Игарка", которую строили с 1949 по 1953 год, но так и не построили. Но в последнее время про неё стали часто вспоминать. А есть дороги, про которые знают лишь те, кто живёт рядом, ну или работает там. К таким железным дорогам можно отнести дорогу на озере Баскунчак, что в Астраханской области.

Кто про неё знает? В первую очередь те люди, которые на ней работают, либо живут рядом. Ну и ещё туристы, которые видели поезда, идущие по озеру (это как раз про меня). А в остальном про эту дорогу не знает никто. В принципе, неудивительно, т.к. пассажирские поезда на озеро не ходят, только грузовые. Подобные дороги есть в каждом регионе, но не в каждом регионе они проложены прямо по поверхности солёного озера.

Баскунчакская железная дорога - одна из старейших в России. Она построена в 1882 году специально для вывоза соли с озера на Владимирскую пристань в Ахтубинске. После своего открытия солевозная железная дорога вытеснила гужевой транспорт, заменив собою порядка 15 000 пароконных повозок на маршруте перевозки соли с озера Баскунчак. В 1953 году баскунчакская железная дорога была включена в состав Приволжской железной дороги, в состав которой входит до сих пор.

Если посмотреть на карте, видно, что дорога почти прямой линией идёт от озера к Ахтубинску. Только вот соль в Ахтубинске на баржи сейчас вряд ли перегружают. Город стоит на реке Ахтуба, а она местами стала очень мелководной. Мимо этой железной дороги ездили все, кто ехал на Баскунчак. Автомобильная дорога идёт параллельно железной.

Фотография нечёткая. Фотографировал в движении из окна автобуса
Фотография нечёткая. Фотографировал в движении из окна автобуса

Поезда там ходят часто, т.к. дорога на данный момент не завязана только на вывоз соли. Рядом с Баскунчаком есть гипсовый карьер, сырьё с которого также вывозят по железной дороге. А в посёлке Верхний Баскунчак расположен крупный железнодорожный узел. Там сходятся железная дорога с озера и дорога, идущая со стороны Палласовки в сторону Астрахани и Казахстана. Поэтому иногда приходится постоять на переезде в Верхнем Баскунчаке, чтобы пропустить поезд. Так было и с нами, когда мы ехали на озеро. Сначала пропустили поезд со стороны Палласовки, потом прошёл поезд со стороны Астрахани.

Затем, проезжая мимо посёлка Средний Баскунчак, можно увидеть поезд, стоящий у гипсового завода. Пассажирских поездов здесь уже не встретить. Только грузовые, только хардкор.

Грузовой поезд у гипсового завода
Грузовой поезд у гипсового завода

И вот мы у озера Баскунчак. Прекрасно видна ветка железной дороги. Кстати, она там не одна. Есть ветка у берега, и ещё одна ветка уходит вглубь озера. Она самая интересная, но подойти к ней сложнее, т.к. вдоль неё идёт соледобыча. Соль добывается с помощью специального комбайна, который срезает верхний слой соли толщиной восемь метров. Как только пласт выработан, рельсы передвигают в сторону и комбайн выбирает ещё одну полосу также глубиной восемь метров, затем всё повторяется. Получается, что железная дорога, как и соляной комбайн, всегда в движении. Восемь метров - это много или мало? Думаю, что это очень мало. Толщина пласта соли на озере - несколько километров и источники постоянно приносят в озеро тонны соли. Те ямы, что образовались после прохода комбайна, со временем снова заполняются солью и там опять можно будет пускать комбайн.

Соляной комбайн
Соляной комбайн

Лучше всего железную дорогу на озере видно со склонов горы Богдо. Оттуда всё как на ладони.

С железной дорогой, что вдоль берега озера всё проще. Чтобы её рассмотреть, не нужно лезть на гору. К этой ветке можно подойти, причём местами даже не замочив ног (это важно, т.к. я был на Баскунчаке дважды, и оба раза - в апреле. Вода была холодная).

-7
-8
Железнодорожная ветка заканчивается тупиком
Железнодорожная ветка заканчивается тупиком

Вроде бы железная дорога - это привычный нам всем элемент инфраструктуры. Все мы её видели, многие ездили на поездах, многие работают на ЖД. Я это к тому, что вроде бы нечему тут удивляться, это всё нам всем знакомо. Но это не совсем так. Когда видишь рельсы, лежащие прямо на поверхности озера, за дорогой возвышается гора Большое Богдо - это выглядит очень необычно. Для меня, по крайней мере, точно. Да и тепловоз, движущийся по такой дороге, тоже выглядит нестандартно. Всё-таки железная дорога посреди степи - это одно, а железная дорога посреди озера - это совсем другое.

Хмурое, хоть и весеннее небо, озеро и железная дорога между ними.
Хмурое, хоть и весеннее небо, озеро и железная дорога между ними.
Железная дорога на фоне горы Богдо
Железная дорога на фоне горы Богдо
Трудяга-тепловоз
Трудяга-тепловоз
-13

Вот такие интересные места есть в нашей стране. И не так, чтобы очень далеко. От Волгограда до озера Баскунчак чуть больше 200 километров.

Также можете прочитать:

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь