В нашей стране очень большая сеть железных дорог. Есть дороги известные всем: Байкало-Амурская магистраль, Транссибирская магистраль. Есть дороги, которые не существуют в силу разных причин, но про которые наверняка многие слышали. Например, железная дорога "Салехард-Игарка", которую строили с 1949 по 1953 год, но так и не построили. Но в последнее время про неё стали часто вспоминать. А есть дороги, про которые знают лишь те, кто живёт рядом, ну или работает там. К таким железным дорогам можно отнести дорогу на озере Баскунчак, что в Астраханской области.
Кто про неё знает? В первую очередь те люди, которые на ней работают, либо живут рядом. Ну и ещё туристы, которые видели поезда, идущие по озеру (это как раз про меня). А в остальном про эту дорогу не знает никто. В принципе, неудивительно, т.к. пассажирские поезда на озеро не ходят, только грузовые. Подобные дороги есть в каждом регионе, но не в каждом регионе они проложены прямо по поверхности солёного озера.
Баскунчакская железная дорога - одна из старейших в России. Она построена в 1882 году специально для вывоза соли с озера на Владимирскую пристань в Ахтубинске. После своего открытия солевозная железная дорога вытеснила гужевой транспорт, заменив собою порядка 15 000 пароконных повозок на маршруте перевозки соли с озера Баскунчак. В 1953 году баскунчакская железная дорога была включена в состав Приволжской железной дороги, в состав которой входит до сих пор.
Если посмотреть на карте, видно, что дорога почти прямой линией идёт от озера к Ахтубинску. Только вот соль в Ахтубинске на баржи сейчас вряд ли перегружают. Город стоит на реке Ахтуба, а она местами стала очень мелководной. Мимо этой железной дороги ездили все, кто ехал на Баскунчак. Автомобильная дорога идёт параллельно железной.
Поезда там ходят часто, т.к. дорога на данный момент не завязана только на вывоз соли. Рядом с Баскунчаком есть гипсовый карьер, сырьё с которого также вывозят по железной дороге. А в посёлке Верхний Баскунчак расположен крупный железнодорожный узел. Там сходятся железная дорога с озера и дорога, идущая со стороны Палласовки в сторону Астрахани и Казахстана. Поэтому иногда приходится постоять на переезде в Верхнем Баскунчаке, чтобы пропустить поезд. Так было и с нами, когда мы ехали на озеро. Сначала пропустили поезд со стороны Палласовки, потом прошёл поезд со стороны Астрахани.
Затем, проезжая мимо посёлка Средний Баскунчак, можно увидеть поезд, стоящий у гипсового завода. Пассажирских поездов здесь уже не встретить. Только грузовые, только хардкор.
И вот мы у озера Баскунчак. Прекрасно видна ветка железной дороги. Кстати, она там не одна. Есть ветка у берега, и ещё одна ветка уходит вглубь озера. Она самая интересная, но подойти к ней сложнее, т.к. вдоль неё идёт соледобыча. Соль добывается с помощью специального комбайна, который срезает верхний слой соли толщиной восемь метров. Как только пласт выработан, рельсы передвигают в сторону и комбайн выбирает ещё одну полосу также глубиной восемь метров, затем всё повторяется. Получается, что железная дорога, как и соляной комбайн, всегда в движении. Восемь метров - это много или мало? Думаю, что это очень мало. Толщина пласта соли на озере - несколько километров и источники постоянно приносят в озеро тонны соли. Те ямы, что образовались после прохода комбайна, со временем снова заполняются солью и там опять можно будет пускать комбайн.
Лучше всего железную дорогу на озере видно со склонов горы Богдо. Оттуда всё как на ладони.
С железной дорогой, что вдоль берега озера всё проще. Чтобы её рассмотреть, не нужно лезть на гору. К этой ветке можно подойти, причём местами даже не замочив ног (это важно, т.к. я был на Баскунчаке дважды, и оба раза - в апреле. Вода была холодная).
Вроде бы железная дорога - это привычный нам всем элемент инфраструктуры. Все мы её видели, многие ездили на поездах, многие работают на ЖД. Я это к тому, что вроде бы нечему тут удивляться, это всё нам всем знакомо. Но это не совсем так. Когда видишь рельсы, лежащие прямо на поверхности озера, за дорогой возвышается гора Большое Богдо - это выглядит очень необычно. Для меня, по крайней мере, точно. Да и тепловоз, движущийся по такой дороге, тоже выглядит нестандартно. Всё-таки железная дорога посреди степи - это одно, а железная дорога посреди озера - это совсем другое.
Вот такие интересные места есть в нашей стране. И не так, чтобы очень далеко. От Волгограда до озера Баскунчак чуть больше 200 километров.
Также можете прочитать:
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь