Найти в Дзене
Школа перемен

- Ярлык дефективного нашему ребенку не нужен: вам нужно – идите сами на вашу комиссию

Не знаю, почём нынче занятия с детским психологом, а вот 1 час работы дефектолога или логопеда в наших краях стоит от 1000 рублей. В нашем городке все частные специалисты на перечет. К некоторым очередь на 5-6 месяцев. Находят в соседних городах или в Москве (благо, рядом), но уже по московским ценам. Но туда ещё и возить нужно, ждать, забирать...

На днях нам напомнили о ПМПК. Запросили списки детей, которым желательно получить дополнительную помощь в обучении – консультации психолога, занятия с дефектологом или вообще – надомное обучение.

Многие родители считают приглашение на ПМПК как личное оскорбление
Многие родители считают приглашение на ПМПК как личное оскорбление

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия. В нашей школе проводит заседания раз в триместр, и рассматривает дела учеников с проблемами в обучении, поведении, социализации.

В каждом классе есть такие дети, которым необходима помощь специалистов и дополнительные занятия.

Получить их бесплатно почти невозможно, если только школьная комиссия не даст заключение о том, что ребенок в этом нуждается.

По итогам комиссии семья получает заключение о причинах проблем, путях решения и рекомендации для ближайших действий. Плюс - сопровождение психолога и дефектолога.

Казалось бы – родители должны бежать, теряя тапки, на эти заседания.

Специалисты бесплатно работают с ребёнком, дают заключение, помогают освоить программу. Мечта!

К тому же - всё в школе. Сдали ребёнка утром учителю, в нужный момент забрали готовенького - после всех занятий. Мечта!

В общем, отправила сообщение родителям и стала ждать реакции от тех, кому такие занятия необходимы.

А дальше, как в любимом фильме: «Ждала-ждала, пока не дождалась»

Мне и правда написали человек 5 с вопросом:

- На Ваш взгляд, нам эта комиссия нужна? Не пора ли готовить документы? Заявление подавать?

Казалось бы, вот они, осознанные родители, которые хотят помочь ребёнку максимально всеми возможными способами.

Замечательно... Если бы у этих написавших были реальные и очевидные проблемы. Не в этом случае.

Побеспокоились родители, чьи дети прекрасно справляются с программой и никаких особенных проблем с обучением не имеют.

Просто супер-ответственные мамы и папы часто стремятся ещё раз убедиться в том, что у них всё хорошо, или наоборот, пройти дополнительные обследования и консультации со специалистами, когда представляется возможность. Увидеть картину во всей полноте, узнать «третье мнение» и т.п.

Когда ребенок не справляется с программой при всём старании учителя, не всегда виноват учитель, и не всегда - сам ребенок
Когда ребенок не справляется с программой при всём старании учителя, не всегда виноват учитель, и не всегда - сам ребенок

При этом те, кому действительно помощь специалистов необходима, не отреагировали вообще никак. Заняли привычную позицию.

- Мы в домике.

Казалось бы, ну и ладно. Меньше запросов – меньше головной боли с документами, оформлением характеристик и прочей бюрократией.

Существует мнение, что спасение плохо пишущих и читающих – дело рук, кошельков и нервов их родителей.

Но в данном случае я видела явный смысл настаивать на том, что детям нужна помощь. Хотя бы попытаться. Хотя бы из тех соображений, что дети часто не виноваты в этих проблемах. Они нуждаются в помощи специалистов в индивидуальном порядке. В классе, среди 36 других детей решить некоторые проблемы невозможно. Даже, когда я вижу, корень проблемы, я так же ясно вижу, что решить ее в рамках урока, где внимание и обучение необходимо всем 37 моим ученикам в равной степени, я не могу. На перемене – тем более. И после всех уроков тоже, потому что дети элементарно уходят домой. Те, у кого проблемы, обычно уходят первыми.

Взялась писать и звонить лично, предлагать подумать о возможностях и реалиях, объяснять, убеждать.

Меня выслушали, сказали "спасибо", вернулись в свой домик. Занятно. Не забыть убрать умение убеждать из личного рейтинга своих сильных сторон.

Особенно интересны были мотивы отказов. Ниже – примерная классификация. И, с вашего позволения, некоторые комментарии, которые я удержала при себе во время бесед, но здесь привожу коротко.

1. - Всё бесплатное не может быть хорошим. Если будет нужно, мы найдем действительно сильных специалистов. Не школьных. Нам школьное сопровождение не нужно.

Вот здесь было очень обидно за репутацию школьных специалистов. У нас действительно хорошие дефектолог и логопед. Они очень добросовестно и качественно выполняют свою работу. Опыт огромный, эффективность высокая. Иначе и предлагать бы не стала – слишком дорожу своей репутацией.

Родители автора этих записок тоже отказались от помощи школьных специалистов, потому что "он не хочет" заниматься дополнительно
Родители автора этих записок тоже отказались от помощи школьных специалистов, потому что "он не хочет" заниматься дополнительно

2. - Я его и так в школу с криками каждый день идти заставляю. Он и обычные уроки еле-еле из-под палки. Куда ему еще дополнительные? Всё равно ходить на них не будет. Зря время потратим.

А как вы дальше собираетесь управлять образованием и поведением ребенка, если уже в третьем классе имеем фактический отказ учиться, и «в школу через крики»? Что-то здесь явно сломано в системе «отцы-дети»

3. - Знаем мы ваши комиссии. Дефектологи какие-то. Наш ребенок не дефективный! Нам ярлык неполноценного не нужен: вам нужно – вот и идите сами на вашу комиссию.

Типическое заблуждение из разряда «уж лучше бы промолчал» - от недостатка образования или осведомленности. Дефектологи — это специалисты, которые работают разными детьми и помогают детям с проблемами в обучении. «Дефективность» здесь рядом не была.

4. - Я сама в школе с ошибками писала и тройки с двойками получала. Ничего – без дефектологов выучилась и школу закончила. Сын просто пока еще маленький, не понимает, зачем ему это нужно. Подрастет – поймет сам и всё выучит.

Вообще нечем гордиться, если в школе с двойками. Зачем же ребенка обрекать на тот же путь по граблям? Почему не помочь, когда эту помощь предлагают здесь и сейчас, пока еще не всё запущено? Точно ли ему нужны мамины шишки на его собственном лбу? У него свой лоб, его необязательно расшибать о ваши замшелые представления о правилах жизни.

5. - Это нужно справки собирать, приходить куда-то? А по каким дням занятия? А если нам занятия назначат, это ж нужно будет ходить на них и домашние задания выполнять? А у нас тренировки и кружок резьбы по дереву. Мы пока подумаем.

Ну это конечно. Подумать – это любимое. Главное – не делать ничего, А думать - ради Бога! А то ведь еще и домашние задания выполнять, и кружок резьбы. Это, конечно, важнее...

Вот такое собрание заблуждений, предрассудков и непониманий удалось собрать.

 Помогать и поддерживать в трудные моменты – это не то же самое, что сидеть «в домике» и ждать, когда «само пройдет».
Помогать и поддерживать в трудные моменты – это не то же самое, что сидеть «в домике» и ждать, когда «само пройдет».

Смогла убедить начать сбор документов и подать заявление только 1 семью из 6, кому предлагала.

Возни с бюрократией для оформления учеников на комиссию будет немного. Зато новый раунд борьбы за адекватные письменные работы и читательские навыки явно предстоит. Ну, собственно, это – часть моей работы. В конце концов, один ребенок, который получит помощь, а с ней – шансы улучшить свою школьно-учебную жизнь, это уже неплохо. Точно – лучше, чем ничего.

Возможно, увидев прогресс от занятий, родители-отказники изменят взгляды, поймут, что признавать проблемы ребенка – это нормально.

Иметь мужество обратиться к специалисту, дать себе труд собрать документы, дойти до врача за справками, прийти на комиссию и выслушать мнение специалистов, даже если оно вам не нравится.

А потом терпеливо и настойчиво выполнять рекомендации – это и есть настоящая родительская любовь, которая дает ребенку правильные ориентиры и веру в возможность всё преодолеть и прийти к успеху.

А как в вашей школе относятся к работе с дефектологами и к таким комиссиям? Они вообще работают? Как помогают детям с проблемами в обучении?

Буду признательна за ваши мнения в комментариях и лайки. Они помогут каналу развиваться и предлагать новые темы для размышлений