Не знаю, почём нынче занятия с детским психологом, а вот 1 час работы дефектолога или логопеда в наших краях стоит от 1000 рублей. В нашем городке все частные специалисты на перечет. К некоторым очередь на 5-6 месяцев. Находят в соседних городах или в Москве (благо, рядом), но уже по московским ценам. Но туда ещё и возить нужно, ждать, забирать...
На днях нам напомнили о ПМПК. Запросили списки детей, которым желательно получить дополнительную помощь в обучении – консультации психолога, занятия с дефектологом или вообще – надомное обучение.
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия. В нашей школе проводит заседания раз в триместр, и рассматривает дела учеников с проблемами в обучении, поведении, социализации.
В каждом классе есть такие дети, которым необходима помощь специалистов и дополнительные занятия.
Получить их бесплатно почти невозможно, если только школьная комиссия не даст заключение о том, что ребенок в этом нуждается.
По итогам комиссии семья получает заключение о причинах проблем, путях решения и рекомендации для ближайших действий. Плюс - сопровождение психолога и дефектолога.
Казалось бы – родители должны бежать, теряя тапки, на эти заседания.
Специалисты бесплатно работают с ребёнком, дают заключение, помогают освоить программу. Мечта!
К тому же - всё в школе. Сдали ребёнка утром учителю, в нужный момент забрали готовенького - после всех занятий. Мечта!
В общем, отправила сообщение родителям и стала ждать реакции от тех, кому такие занятия необходимы.
А дальше, как в любимом фильме: «Ждала-ждала, пока не дождалась»
Мне и правда написали человек 5 с вопросом:
- На Ваш взгляд, нам эта комиссия нужна? Не пора ли готовить документы? Заявление подавать?
Казалось бы, вот они, осознанные родители, которые хотят помочь ребёнку максимально всеми возможными способами.
Замечательно... Если бы у этих написавших были реальные и очевидные проблемы. Не в этом случае.
Побеспокоились родители, чьи дети прекрасно справляются с программой и никаких особенных проблем с обучением не имеют.
Просто супер-ответственные мамы и папы часто стремятся ещё раз убедиться в том, что у них всё хорошо, или наоборот, пройти дополнительные обследования и консультации со специалистами, когда представляется возможность. Увидеть картину во всей полноте, узнать «третье мнение» и т.п.
При этом те, кому действительно помощь специалистов необходима, не отреагировали вообще никак. Заняли привычную позицию.
- Мы в домике.
Казалось бы, ну и ладно. Меньше запросов – меньше головной боли с документами, оформлением характеристик и прочей бюрократией.
Существует мнение, что спасение плохо пишущих и читающих – дело рук, кошельков и нервов их родителей.
Но в данном случае я видела явный смысл настаивать на том, что детям нужна помощь. Хотя бы попытаться. Хотя бы из тех соображений, что дети часто не виноваты в этих проблемах. Они нуждаются в помощи специалистов в индивидуальном порядке. В классе, среди 36 других детей решить некоторые проблемы невозможно. Даже, когда я вижу, корень проблемы, я так же ясно вижу, что решить ее в рамках урока, где внимание и обучение необходимо всем 37 моим ученикам в равной степени, я не могу. На перемене – тем более. И после всех уроков тоже, потому что дети элементарно уходят домой. Те, у кого проблемы, обычно уходят первыми.
Взялась писать и звонить лично, предлагать подумать о возможностях и реалиях, объяснять, убеждать.
Меня выслушали, сказали "спасибо", вернулись в свой домик. Занятно. Не забыть убрать умение убеждать из личного рейтинга своих сильных сторон.
Особенно интересны были мотивы отказов. Ниже – примерная классификация. И, с вашего позволения, некоторые комментарии, которые я удержала при себе во время бесед, но здесь привожу коротко.
1. - Всё бесплатное не может быть хорошим. Если будет нужно, мы найдем действительно сильных специалистов. Не школьных. Нам школьное сопровождение не нужно.
Вот здесь было очень обидно за репутацию школьных специалистов. У нас действительно хорошие дефектолог и логопед. Они очень добросовестно и качественно выполняют свою работу. Опыт огромный, эффективность высокая. Иначе и предлагать бы не стала – слишком дорожу своей репутацией.
2. - Я его и так в школу с криками каждый день идти заставляю. Он и обычные уроки еле-еле из-под палки. Куда ему еще дополнительные? Всё равно ходить на них не будет. Зря время потратим.
А как вы дальше собираетесь управлять образованием и поведением ребенка, если уже в третьем классе имеем фактический отказ учиться, и «в школу через крики»? Что-то здесь явно сломано в системе «отцы-дети»
3. - Знаем мы ваши комиссии. Дефектологи какие-то. Наш ребенок не дефективный! Нам ярлык неполноценного не нужен: вам нужно – вот и идите сами на вашу комиссию.
Типическое заблуждение из разряда «уж лучше бы промолчал» - от недостатка образования или осведомленности. Дефектологи — это специалисты, которые работают разными детьми и помогают детям с проблемами в обучении. «Дефективность» здесь рядом не была.
4. - Я сама в школе с ошибками писала и тройки с двойками получала. Ничего – без дефектологов выучилась и школу закончила. Сын просто пока еще маленький, не понимает, зачем ему это нужно. Подрастет – поймет сам и всё выучит.
Вообще нечем гордиться, если в школе с двойками. Зачем же ребенка обрекать на тот же путь по граблям? Почему не помочь, когда эту помощь предлагают здесь и сейчас, пока еще не всё запущено? Точно ли ему нужны мамины шишки на его собственном лбу? У него свой лоб, его необязательно расшибать о ваши замшелые представления о правилах жизни.
5. - Это нужно справки собирать, приходить куда-то? А по каким дням занятия? А если нам занятия назначат, это ж нужно будет ходить на них и домашние задания выполнять? А у нас тренировки и кружок резьбы по дереву. Мы пока подумаем.
Ну это конечно. Подумать – это любимое. Главное – не делать ничего, А думать - ради Бога! А то ведь еще и домашние задания выполнять, и кружок резьбы. Это, конечно, важнее...
Вот такое собрание заблуждений, предрассудков и непониманий удалось собрать.
Смогла убедить начать сбор документов и подать заявление только 1 семью из 6, кому предлагала.
Возни с бюрократией для оформления учеников на комиссию будет немного. Зато новый раунд борьбы за адекватные письменные работы и читательские навыки явно предстоит. Ну, собственно, это – часть моей работы. В конце концов, один ребенок, который получит помощь, а с ней – шансы улучшить свою школьно-учебную жизнь, это уже неплохо. Точно – лучше, чем ничего.
Возможно, увидев прогресс от занятий, родители-отказники изменят взгляды, поймут, что признавать проблемы ребенка – это нормально.
Иметь мужество обратиться к специалисту, дать себе труд собрать документы, дойти до врача за справками, прийти на комиссию и выслушать мнение специалистов, даже если оно вам не нравится.
А потом терпеливо и настойчиво выполнять рекомендации – это и есть настоящая родительская любовь, которая дает ребенку правильные ориентиры и веру в возможность всё преодолеть и прийти к успеху.
А как в вашей школе относятся к работе с дефектологами и к таким комиссиям? Они вообще работают? Как помогают детям с проблемами в обучении?
Буду признательна за ваши мнения в комментариях и лайки. Они помогут каналу развиваться и предлагать новые темы для размышлений