Итак, мы снова возвращаемся на волжские берега и сегодня будем говорить о творчестве художника из Саратова Анатолия Васильевича Учаева. Чтобы избежать возможной путаницы, отмечу, что у него есть брат, тоже художник Виктор Учаев, один из пейзажей которого недавно уже демонстрировался на нашем канале.
Жанровая живопись Анатолия Учаева практически целиком посвящена русской деревне, быту селян и нелегкому, но благодарному сельскохозяйственному труду. И, не случайно, на его картинах почти всегда царит лето и период сбора урожая.
В то же время, отличительной чертой стиля художника является его умение передать психологизм героев, отношения самого художника с близкими ему людьми. Причем этот психологизм проявляется не только в лицах и жестах героев, но и в символике деталей этих работ.
Анатолий Учаев довольно известный и популярный художник, поэтому в сети достаточно много статей (в том числе искусствоведческих) об его творчестве, проводящих ассоциативные параллели с творчеством К. Петрова-Водкина, В. Попкова и А. Кулинича (статья о творчестве которого недавно была на нашем канале). Я, правда, очень надеюсь, что на этот раз среди публикаторов откликов на эту статью не найдется тех, кто абсолютизирует подобные сравнения и делает не вполне обоснованные выводы.
Воспользуюсь наличием интервью с художником и приведу несколько фраз об его творчестве:
«…Для меня Земля – не только образ хлебородной нивы, а земля – Отечество наше, земля отцов наших. В этом историзм темы, сегодняшний историзм. Поэтому жанр сюжетной картины представляется мне, прежде всего, жанром историческим, ведь главное в нём – художественный образ времени... когда я начинаю писать картину, я пишу снизу вверх – от земли я её пишу. Я начинаю писать землю, потом героя, стоящего на ней. То есть, мой главный герой в произведении полностью оказывается на фоне земли, и в этом я нахожу глубокий исторический смысл…».
«…Ложнободряческих, лакированных картин мне удалось избежать, потому что мой герой никогда не был с парадного портрета. Он – от земли, он человек на завалинке, конопатенький, курносенький, искренний, бесхитростный, естественный. Мой герой мало чего боится. Завалинку эту у него никто не украдет. И на бедняцкий огород, на котором репа зреет, тоже никто не позарится…».
«…Бывают удивительные предчувствия и совпадения. Когда я работал над триптихом «Зов», то услышал по радио выступление священника православной церкви не то Нью-Йорка, не то Вашингтона. И он высказал мысль, абсолютно тождественную моим раздумьям. Что Россия жива, пока она поднимается. Если она упадет, ей придет конец. В искусстве, как мне представляется, даже трагизм должен не исключать надежду, а скорее перетекать в нее. Вспоминаю великую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тяжелое, горькое полотно. Но – теплые руки отца, обнявшие сына, искупают тяжесть этого сюжета…». Ист-к: «Новости Саратова».
О биографии художника. Родился 10.02.1939 г. в г. Джермен Хабаровского края. Окончил Саратовское художественное училище (1959), а затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет живописи (в 1970). Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок (с 1962). Народный художник России, почетный гражданин Саратова и Саратовской области. Работы А.В. Учаева находятся в собраниях Радищевского музея, Третьяковской галереи, Русского музея, художественных музеев Смоленска, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре, а также в частных и корпоративных коллекциях в Швеции, Франции, Италии, Германии, Японии.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал. Рекомендую Вам также заглянуть в родственный канал по живописи Галерея АRTist.
#культура #искусство #живопись