Найти тему
Галерея ART&STARS

Плодородие земли Поволжья… Творчество саратовского художника Анатолия Учаева

© Анатолий Учаев. Мой день в Пристанном. 1986.
© Анатолий Учаев. Мой день в Пристанном. 1986.

Итак, мы снова возвращаемся на волжские берега и сегодня будем говорить о творчестве художника из Саратова Анатолия Васильевича Учаева. Чтобы избежать возможной путаницы, отмечу, что у него есть брат, тоже художник Виктор Учаев, один из пейзажей которого недавно уже демонстрировался на нашем канале.

©  Анатолий Учаев. Мечта. 1973.
© Анатолий Учаев. Мечта. 1973.
©  Анатолий Учаев. О земле. 1975.
© Анатолий Учаев. О земле. 1975.
©  Анатолий Учаев.  Встреча. Мой отец и сын. Холст, масло.   120х150см.1986-1987 г.г.
© Анатолий Учаев. Встреча. Мой отец и сын. Холст, масло. 120х150см.1986-1987 г.г.
©  Анатолий Учаев. Возвращение пахарей. 1976.
© Анатолий Учаев. Возвращение пахарей. 1976.
©  Анатолий Учаев. Праздник. 1978.
© Анатолий Учаев. Праздник. 1978.

Жанровая живопись Анатолия Учаева практически целиком посвящена русской деревне, быту селян и нелегкому, но благодарному сельскохозяйственному труду. И, не случайно, на его картинах почти всегда царит лето и период сбора урожая.

©  Анатолий Учаев. Нива несжатая.  1980.
© Анатолий Учаев. Нива несжатая. 1980.
©  Анатолий Учаев. Июль - месяц хлебный. 1979.
© Анатолий Учаев. Июль - месяц хлебный. 1979.
©  Анатолий Учаев. На опытном поле. 1981
© Анатолий Учаев. На опытном поле. 1981
©  Анатолий Учаев. Победитель. 1977.
© Анатолий Учаев. Победитель. 1977.
©  Анатолий Учаев. Поле нашего детства. 1985.
© Анатолий Учаев. Поле нашего детства. 1985.

В то же время, отличительной чертой стиля художника является его умение передать психологизм героев, отношения самого художника с близкими ему людьми. Причем этот психологизм проявляется не только в лицах и жестах героев, но и в символике деталей этих работ.

©  Анатолий Учаев. Воспоминания. Портрет родителей. 1975.
© Анатолий Учаев. Воспоминания. Портрет родителей. 1975.
©  Анатолий Учаев. День художника. Холст, масло. 1982.
© Анатолий Учаев. День художника. Холст, масло. 1982.
©  Анатолий Учаев. Женский портрет.
© Анатолий Учаев. Женский портрет.
©  Анатолий Учаев. Земля (Колос). Холст, масло. 1970-е.
© Анатолий Учаев. Земля (Колос). Холст, масло. 1970-е.
©  Анатолий Учаев. Старый журнал. Холст, масло. 2011.
© Анатолий Учаев. Старый журнал. Холст, масло. 2011.

Анатолий Учаев довольно известный и популярный художник, поэтому в сети достаточно много статей (в том числе искусствоведческих) об его творчестве, проводящих ассоциативные параллели с творчеством К. Петрова-Водкина, В. Попкова и А. Кулинича (статья о творчестве которого недавно была на нашем канале). Я, правда, очень надеюсь, что на этот раз среди публикаторов откликов на эту статью не найдется тех, кто абсолютизирует подобные сравнения и делает не вполне обоснованные выводы.

©  Анатолий Учаев. Субботник. Холст, масло. 1974.
© Анатолий Учаев. Субботник. Холст, масло. 1974.
©  Анатолий Учаев. Вечер на Волге. Холст, масло. 55x75см.1999.
© Анатолий Учаев. Вечер на Волге. Холст, масло. 55x75см.1999.
©  Анатолий Учаев. Портрет скульптора. 1976.
© Анатолий Учаев. Портрет скульптора. 1976.
©  Анатолий Учаев. Ветеран.
© Анатолий Учаев. Ветеран.
©  Анатолий Учаев. Модельер Лида. 1972.
© Анатолий Учаев. Модельер Лида. 1972.

Воспользуюсь наличием интервью с художником и приведу несколько фраз об его творчестве:

«…Для меня Земля – не только образ хлебородной нивы, а земля – Отечество наше, земля отцов наших. В этом историзм темы, сегодняшний историзм. Поэтому жанр сюжетной картины представляется мне, прежде всего, жанром историческим, ведь главное в нём – художественный образ времени... когда я начинаю писать картину, я пишу снизу вверх – от земли я её пишу. Я начинаю писать землю, потом героя, стоящего на ней. То есть, мой главный герой в произведении полностью оказывается на фоне земли, и в этом я нахожу глубокий исторический смысл…».
«…Ложнободряческих, лакированных картин мне удалось избежать, потому что мой герой никогда не был с парадного портрета. Он – от земли, он человек на завалинке, конопатенький, курносенький, искренний, бесхитростный, естественный. Мой герой мало чего боится. Завалинку эту у него никто не украдет. И на бедняцкий огород, на котором репа зреет, тоже никто не позарится…».
«…Бывают удивительные предчувствия и совпадения. Когда я работал над триптихом «Зов», то услышал по радио выступление священника православной церкви не то Нью-Йорка, не то Вашингтона. И он высказал мысль, абсолютно тождественную моим раздумьям. Что Россия жива, пока она поднимается. Если она упадет, ей придет конец. В искусстве, как мне представляется, даже трагизм должен не исключать надежду, а скорее перетекать в нее. Вспоминаю великую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Тяжелое, горькое полотно. Но – теплые руки отца, обнявшие сына, искупают тяжесть этого сюжета…».
Ист-к: «Новости Саратова».
©  Анатолий Учаев.  Воспоминание. 2007.
© Анатолий Учаев. Воспоминание. 2007.
©  Анатолий Учаев.  Зов (из цикла «Красные ворота»). Холст, масло. 1992.
© Анатолий Учаев. Зов (из цикла «Красные ворота»). Холст, масло. 1992.
©  Анатолий Учаев.  Зов-2! Холст, масло. 160х150см. 2001.
© Анатолий Учаев. Зов-2! Холст, масло. 160х150см. 2001.
©  Анатолий Учаев.  Из цикла «Красные ворота».
© Анатолий Учаев. Из цикла «Красные ворота».

О биографии художника. Родился 10.02.1939 г. в г. Джермен Хабаровского края. Окончил Саратовское художественное училище (1959), а затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, факультет живописи (в 1970). Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок (с 1962). Народный художник России, почетный гражданин Саратова и Саратовской области. Работы А.В. Учаева находятся в собраниях Радищевского музея, Третьяковской галереи, Русского музея, художественных музеев Смоленска, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре, а также в частных и корпоративных коллекциях в Швеции, Франции, Италии, Германии, Японии.

Фото Анатолия Учаева. Из открытых источников.
Фото Анатолия Учаева. Из открытых источников.
©  Анатолий Учаев.  Над обрывом (из цикла «Красные ворота»). 1992.
© Анатолий Учаев. Над обрывом (из цикла «Красные ворота»). 1992.
©  Анатолий Учаев.   Красные ворота. 1991.
© Анатолий Учаев. Красные ворота. 1991.
©  Анатолий Учаев. Встреча. 1984.
© Анатолий Учаев. Встреча. 1984.
©  Анатолий Учаев. Название не определено.
© Анатолий Учаев. Название не определено.

На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал. Рекомендую Вам также заглянуть в родственный канал по живописи Галерея АRTist.

#культура #искусство #живопись