Знаменитый итальянский художник по прозвищу «Бронзино» (годы жизни 1503-1572) – признанный мастер стиля маньеризм – родился во Флоренции – столице итальянского региона Тоскана. Подлинное имя мастера – Аньоло ди Козимо ди Мариано. Он был выходцем из среды образованной интеллигенции, имел большие познания в литературе, много читал, был знаком с произведениями Данте Алигьери и Франческо Петрарки, которые были его современниками и соплеменниками. Бронзино был членом Флорентийской Академии, известно также, что он успешно писал стихи.
Будучи учеником Рафаэллино дель Гарбо и Понтормо, художник воспринял их стиль, мастерски его переосмыслил и усовершенствовал. В результате Бронзино стал одним из самых ярких представителей течения под названием маньеризм. Картины в этом стиле часто отличаются причудливостью композиции, сложностью работы, вычурностью линий и богатством цветовой гаммы. Будучи ранней стадией барокко, маньеризм несёт в себе некоторые его черты, которые явно отразились в парадных портретах и многофигурных композициях на античную и религиозную тематики. Художник создавал фрески, картины для алтарей и декора церквей и монастырей, полотна на мифологические, аллегорические и религиозные темы. Но лучшее, что создал Бронзино, и что стало предметом его гордости и славы – это портреты. Они отличаются особой продуманностью композиции, утончённостью рисунка, богатством холодной цветовой гаммы и обилием точно выписанных деталей.
В 27 лет его приглашают служить придворным художником при герцоге Урбино. Он был одним из мастеров, занятых в масштабных работах на Вилле Империале в городе Пезаро, находящегося в исторической провинции Марке, что на востоке Италии. Здесь для Гвидобальдо II он написал картину «Состязание Аполлона и Марсия», а также портрет самого герцога. В результате именно эти два полотна стали основой для расцвета карьеры Бронзино, создав ему славу умелого и талантливого живописца. В возрасте 30 лет художник покидает Урбино и становится придворным художником семейства Медичи во Флоренции. Здесь сконцентрировалась вся интеллектуальная и художественная элита тогдашней Тосканы. Через четыре года он становится членом гильдии Святого Луки (евангелист Лука считается художником и покровителем искусства, его именем была названа гильдия мастеров в средневековой и ренессансной Европе), а также поступает в Академию Флоренции.
Мастер выезжал на короткое время в Рим и Пизу. За время путешествий он смог познакомиться с работами великих мастеров эпохи Возрождения, в частности, с Микеланджело, восприняв много нового из его работ. Вся остальная его жизнь была полностью посвящена родной Флоренции. Бронзино много работал с фресками, ему принадлежит ряд известных росписей, например, Часовня Элеоноры Толедской во Дворце Палаццо Веккьо. За свою жизнь он создал множество театральных и праздничных декораций, а также картоны для создания шпалер. Большая часть таких работ в силу особенностей материалов не дошла до наших дней, но по шпалерным эскизам создавались работы другими известными мастерами Европы.
Одна из аллегорических картин Бронзино, «Аллегория Любви», досталась в дар королю Франции Франциску I. Это говорит о том, насколько высоко ценил творчество мастера избалованный талантливыми художниками флорентийский герцог Козимо Медичи. В эти же годы Бронзино написал множество других аллегорических полотен по заказу герцога, а также многочисленные алтарные образы для церквей города. Его родной племянник Алессандро тоже стал художником и представителем школы маньеризма. Он испытывал сильное влияние творчества Микеланджело, его религиозные и мифологические полотна немного резковаты по форме и колориту, но портреты, как и у дяди, отличаются мягкостью и живописностью. Интересно, что племянник часто тоже называл себя прозвищем дяди, но не достиг такого же уровня славы и известности, как сам Бронзино. В портретах кисти Аньоло чувствуется биение жизни и душа портретируемого, при всей сдержанности и некоторой холодности композиции. Скончался художник в 1572 году, через шесть дней после своего 69 дня, рождения и был скромно похоронен под камнем с замечательной эпитафией:
«Не умирает тот, кто жил, как Бронзино».
1 картина. «Портрет Бии Медичи»
- Дата создания: 1542 год
- Размеры: 64 х 48 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Работавший для герцога Козимо I Медичи – Аньоло Бронзино – подобно многим придворным художникам, стремился передать в портретах не столько внутренний мир человека, сколько ощущение теми, кого он запечатлевал, их высокого положения. Отсюда и некоторая отстранённость изображённых им людей. Но на представленном портрете девочка, несмотря на всю торжественность своей позы и немного «закрытое» выражение лица, полна очарования, как всякий ребёнок. В то же время от неё исходит какая-то грусть. Может, дело в том, что это посмертный портрет дочери Козимо I – Бьянки, которую уменьшительно ласкательно называли Бия.
Она родилась ещё до брака отца с Элеонорой Толедской от женщины, имя которой знали только сам герцог и его мать. Бия умерла ребёнком, отец заказал Бронзино её портрет, и художник нарисовал маленькую девочку с румяными пухлыми щёчками и взрослым взглядом, смотрящую вроде бы на зрителя, но в то же самое время и мимо него.
2 картина. «Портрет Элеоноры Толедской с Сыном Джованни Медичи»
- Дата создания: 1545 год
- Размеры: 115 х 96 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Аньоло Бронзино был представителем стиля маньеризм – живописного направления, возникшего в недрах уже клонившегося к закату Высокого Возрождения. Маньеризм ставил искусство выше природы, отсюда и некоторая холодность, которой веет от работ художника. В то же самое время портреты его кисти полны того знания о человеке, которое доступно только большим мастерам.
Элеонору Толедскую – дочь неаполитанского вице-короля и жену Козимо I Медичи – и её детей Бронзино писал не раз, но этот портрет едва ли не самый лучший. Она представлена здесь как правительница Тосканы. Женщина одета в роскошное платье из серебряной парчи с золотым шитьём, на голове у неё – жемчужная сетка, на груди – жемчужные ожерелья, лицо набелено и имеет отстранённое выражение. Но пухлый малыш, которого Элеонора прижимает к себе, заставляет забыть о её титуле и увидеть, что перед нами, в первую очередь, мать (она родила одиннадцать детей), любящая своего ребёнка и переживающая за него. Материнскую тревогу, которую ей не удалось скрыть даже ради этикета, и подметил во взгляде женщины Бронзино. Получается, что весь роскошный наряд герцогини – это своего рода ширма, отвлекающий манёвр, который заставляет зрителя рассматривать второстепенные вещи, чтобы потом встретиться глазами с Элеонорой и понять, что данную картину создал художник, глубоко понимающий человека.
3 картина. «Портрет Молодого Человека»
- Дата создания: 1530-ые годы
- Размеры: 95,6 х 74,9 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Представитель художественного стиля маньеризм, придворный портретист герцогов Медичи – Аньоло Бронзино – видимо, изобразил на картине урбинского герцога Гвидобальдо II или одного из членов флорентийского художественного кружка, куда входил и сам автор. Юноша стоит со «стальной» осанкой, положив на пояс тонкую кисть руки. Художник подчеркнул, что это человек, гордящийся своим аристократизмом. Строгость и даже жёсткость позы изображённого на полотне усиливаются чёткими архитектурными конструкциями на заднем плане произведения.
Юноша держит в своей руке книгу, символизирующую собой не только его образованность. Бронзино с товарищами увлекался поэзией, сочинял вирши, и томик стихов, который молодой человек заложил пальцем, намекает нам на возвышающее душу занятие. Поэтому не всё так однозначно в этом «надменном» аристократе. Единственное, чего мы никогда не узнаем, так это того, на каком же стихотворении приоткрыта книга. Сия тайна оживляет строгую и величественную живопись произведения.
4 картина. «Святое Семейство с Маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)»
- Дата создания: примерно 1540 год
- Размеры: 117 х 99 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)
Крупнейшим представителем маньеризма является флорентинец Бронзино – придворный художник Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского. «Святое Семейство с Маленьким Иоанном Крестителем» или же «Мадонна Строганова» было написано вскоре после бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской. Полотно отличается блеском и виртуозностью исполнения. Оно даёт яркое представление об искусстве Бронзино, творчески претворившего в жизнь многие идеи великого Микеланджело.
Композиция картины сознательно усложняется художником, он использует изощрённые разнонаправленные ракурсы при размещении фигур в пространстве, виртуозно соединяя свободное владение рисунком, безукоризненные соотношения пластических масс и изысканное живописное решение. В образах святых угадывается сходство с членами семьи Медичи, чьи портретные изображения нам хорошо известны. Так, святой Иосиф, изображённый в профиль, напоминает самого Козимо I, Мадонна – его супругу, а Младенец Иисус Христос – их старшего сына Джованни.
5 картина. «Аллегория с Венерой и Амуром»
- Дата создания: между 1540 и 1550 годами
- Размеры: 146,1 х 116,2 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Бронзино служил придворным живописцем у Козимо I, Великого герцога Тосканского. Картина, написанная примерно в 1540-1550 годах, является шедевром разнообразия и интриги, так как здесь мужские и женские фигуры всех возрастов размещены в неглубокой перспективе по всему холсту, что заставляет глаз зигзагообразно переходить от одной части композиции к другой. Вместе эти фигуры образуют аллегорию, посвящённую разрушительной силе любви. В центре композиции полностью обнажённая Венера сжимает в левой руке золотое яблоко – награду, вызвавшую Троянскую войну; а правой рукой она обезоруживает Амура, эротически обнимающего её и едва не раздавливающего правой ногой голубя мира. Справа игривый маленький мальчик собирается осыпать их розовыми лепестками, не замечая, что он ступает по терниям, один из которых уже пронзил его правую ступню. За ним красивая девушка протягивает медовые соты, но её щедрый жест – это обман, так как в другой руке героиня держит жало своего змеиного хвоста.
На заднем плане творения Старец-Время, за которым наблюдает фигура в маске, несёт на спине свои песочные часы и пытается то ли укрыть эту группу фигур, то ли обнаружить перед зрителем скрытые в них вредоносные силы; а слева мужчина обхватил голову руками и стонет от боли, мучимый безумием. В аллегорической картине Бронзино Обман, или Надувательство, предстаёт в облике прекрасной юной девушки, нижней частью тела пресмыкающегося и ногами льва. Обман может также изображаться в живописи с помощью маски – например, в виде старухи, надевшей личину молодой девушки.
В средние века шуты были признанными «дураками» при монархах и вельможах. На картине Джотто ди Бондоне под названием «Глупость» она изображается в виде тучного юноши в короне из перьев и рваной тунике, держащего в руках дубинку. У Бронзино Глупость олицетворяет улыбающийся мальчик с бубенцами вокруг щиколотки, как у шута, собирающийся осыпать лепестками Венеру. В книге сатирических стихотворений «Корабль Дураков» немецкого поэта Себастьяна Бранта описано, как сборище всевозможных глупцов отправляется в плавание в Страну Дураков без лоцмана и карт. Эта сатира на человеческую греховность и глупость стала темой многих аллегорических произведений, в том числе и произведения «Корабль Дураков» кисти Иеронима Босха.
6 картина. «Портрет Лукреции Панчатики»
- Дата создания: 1541 год
- Размеры: 104 х 85 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Несмотря на то, что основными чертами стиля Бронзино являются выразительность жестов, замысловатость и манерность поз, парадные портреты он писал в совершенно другом ключе. Более того, именно он стоял у истоков строгого портрета, где торжественная обстановка гармонировала с серьёзностью и даже скованностью главного героя. Художник исключил портретируемого человека из обстановки, придав фону номинальную значимость. Перед нами прелестный портрет Лукреции Панчатики. Картина по праву считается одним из лучших произведений известного маньериста. Работу заказал супруг Лукреции – Бартоломео – как часть парного семейного портрета.
Благодаря тому, что Лукреция принадлежала знатному итальянскому роду Пуччи и воссоединилась с ещё более значимой фамилией, история сохранила кое-какие сведения о прекрасной героине с портрета. Они с супругом долго жили при французском дворе, так как Бартоломео был отправлен во Францию в качестве посла самим Козимо I Медичи. Также известно, что именно здесь они попали под влияние гугенотов за что были осуждены итальянской инквизицией. Но вскоре прощены и вновь оказались в милости флорентийского герцога. Лукреция изображена на тёмном, почти чёрном заднем фоне. Роскошное, красное платье ещё больше акцентирует внимание её строгой стати. Письмо мастера отличается филигранностью и точностью проработки деталей. Зритель сразу заметит, как тщательно Аньоло выписал элементы костюма, украшений, передал фактуру материала наряда.
Ещё один новаторский «ход» художника – рассказать не только о внешней стороне героине, но и намекнуть на её внутренний мир. В руках прекрасная Лукреция держит книгу – длинные пальцы на раскрытых страницах должны подчеркнуть аристократичность, просвещённость и интеллектуальность прелестной дамы.
7 картина. «Портрет Джованни Медичи Ребёнком»
- Дата создания: 1545 год
- Размеры: 58 х 48 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Этот пухленький, жизнерадостный ребёнок ни кто иной, как сам Джованни Медичи-младший – родной сын герцога Козимо I и будущий кардинал. Более широкое название портрета – «Джованни Медичи Ребёнком Держит Щегла». Бронзино был придворным художником при дворе Козимо и поэтому часто и много писал всю его семью и приближённых. Известно, что работа была создана за короткое время: заказал герцог портрет своего сына в середине марта 1545 года, а уже к началу мая он был готов. На портрете малышу всего полтора года отроду, хотя антропологически его внешность соответствует уже двухлетнему ребёнку.
Мальчик неслучайно держит в руке именно эту птицу, ведь щегол является символом Христианства. На мальчике розовый костюм с золотыми строчками. На поясе привязан коралл, сливающийся по цвету с одеждой, не сразу и заметишь – это оберег, который часто надевали на детей во Флоренции, дабы отвести от них беды и болезни. Уникальность сего произведения проявляется в сравнении с другими детскими портретами. Обычно Бронзино писал их с серьёзными «взрослыми» лицами, но Джованни совсем не такой – картина очень эмоциональная, живая и показывает нам ребёнка совсем реалистично. Более того. Мальчик изображён не в полный рост и без «классического» поворота головы в три четверти, а почти фронтально. Нельзя не умилиться пухленькими пальчиками и круглыми щёчками чада, а ещё цепкий взгляд заметит первые молочные зубки, едва выглядывающие из полости рта.
У Козимо было четыре сына и каждый из них изображён на портретах по-разному, причиной этому являлся тот факт, что для каждого из отпрысков отец готовил свою судьбу. Самому младшему сыну – Джованни – была уготована судьба кардинала, коим он и стал уже в семнадцать лет. По свидетельствам той поры мы узнаём, что мальчик описывался как «красивый и толстенький», а его портрет был признан «самым красивым и счастливым из всех изображаемых детей». Что ж, никак нельзя с этим не согласиться.
8 картина. «Портрет Козимо I Медичи в Доспехах»
- Дата создания: 1545 год
- Размеры: 71 х 57 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Козимо I Медичи сыграл очень важную роль в жизни Аньоло Бронзино. В 1533 году Бронзино стал придворным художником Медичи. Козимо собрал при своём дворе тесный круг интеллектуалов и творческих людей выдающегося таланта, покровительствуя им. В этой среде Бронзино было легко и интересно работать, к тому же здесь было, у кого поучиться. Так, в 1546 году живописец знакомится с творчеством Микеланджело и с удовольствием перенимает его опыт. Неудивительно, что портрет своего господина и покровителя в доспехах художник создал полным благородства и восхищения. Здесь представителю знаменитейшего рода всего лишь 26 лет, но его взгляд не по возрасту мудр, внимателен, полный воли. Железные доспехи сковывают могучую фигуру – широкие плечи, гордая осанка, скрытая сила. Красивые руки, с длинными, не по-мужски изящными пальцами, выдают в нём представителя аристократического рода.
Стиль мастера традиционен для его портретов – минимальная роль фона, сосредоточенность на портретируемом, строгость экспозиции, величавость, холодность и лаконичность. Автор привычно демонстрирует нам предельную внимательность к мелочам, проявляющуюся в мимике героя, в его взгляде, детализации доспехов и даже солнечном блеске на отражаемой поверхности прочной стали. Роль Козимо I в истории Флоренции и Италии сложно переоценить. При его поддержке и содействии процветал целый культурный пласт – маньеризм, который породил множество выдающихся произведений искусства. Ничего подобного и в таком масштабе более во Флоренции не будет уже никогда.
Мужественность портрета обусловлена личностью этого человека и здесь Бронзино был предельно правдив – Козимо проводил твёрдую политику, строил новые крепости и порты, укреплял армию и расширял территорию своих владений. В 1569 году он получил герцогскую корону из рук самого папы римского. Перед нами замечательный и точный портрет человека, целиком соответствующего духу своего времени. Это личность эпохи Возрождения – правитель, который находил время и силы на науку, различное искусство, ратные подвиги, и всё исключительно во благо развития своего герцогства.