«Сегодня четко проглядывается тенденция целенаправленного распространения концепции «зла» в глобальных масштабах», - говорит в интервью «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.
- Учитывая нынешние процессы и все, им предшествующие, хотелось бы понять, в каком все же направлении движется Армения? И вообще движемся ли мы или просто стремительно падаем в пропасть?
- Очевидно, что Армения уже скоро седьмой год действительно переживает один из своих ужасных периодов в новейшей истории. Можно также констатировать, что если в прошлые времена драматические для нас развития происходили преимущественно из-за политических неурядиц в региональных масштабах, то сегодня мы находимся в критической ситуации, присущей большей части нашей планеты. Однако создается впечатление, что наше общество и даже некоторая часть оппозиционно настроенной политической и интеллектуальной элиты не совсем четко представляют те цивилизационные, геополитические и геоэкономические координаты, в которых находится Армения. Очевидно, что решение подобной задачи – дело, далеко не простое, требующее приложения коллективных и слаженных усилий большой группы профессионалов.
- А что, так трудно сформировать подобную группу?
- Организация подобной структуры в нынешних условиях – дело, скажем так, весьма нелегкое. Между тем, следует также признать, что попытки хоть что-то понять в сложившиеся ситуации, никак не возбраняются. Так что же происходит?
Обратите внимание: большинство политических обозревателей справедливо избегают называть происходящее сегодня «мировой войной», так как оно по многим признакам во многом отличается от прежних двух подобных войн. Чтобы в смысловом отношении по возможности быть точным к тому, что творится в мире, очевидно, стоит использовать такой термин, как «Первая глобальная гибридная война», в которой в числе многих потерпевших оказалась и Армения. А дабы понять, что делать, попытаемся хотя бы схематично вникнуть в происходящее.
Как полагают многие философы с христианским мировоззрением, жесткое противостояние между добром и злом началось параллельно с формированием человечества, и оно всегда должно заканчиваться победой добра. Не одобрять и не согласиться с подобным подходом трудновато, но вместе с тем следует учесть, что восприятие понятия добра и зла у многих народов и сообществ во многом существенно отличаются друг от друга.
- Например?
- К примеру, турки и немцы, совершившие геноцид армян и евреев, воспринимали свои деяния как борьбу против зла. Но если немцы после войны получили суровое наказание за свои преступления и сегодня в вопросах межнациональных отношений стараются вести себя по возможности политкорректно, то турки продолжают свою линию: ведь изгнание армян из Арцаха уже в наше время для них является как бы продолжением прежних «благих дел против зла».
«Оригинальнее» поступает сегодня Израиль, который сам стал совершать геноцид палестинцев и продолжает методично истребляет их по национальному признаку, а недавно стал поступать также и с ливанцами. Однако этому факту не стоит особо удивляться, так как в современном мире происходят процессы, которые тотально трансформируют восприятие понятий добра и зла во всем человечестве. Ведь если раньше «зло» поляризовалось и становилось как бы победителем добра в отдельных странах мира, то сегодня четко проглядывается тенденция целенаправленного распространения концепции «зла» в глобальных масштабах.
Характерно также, что подобное происходит во многом благодаря действиям стран, ранее считавшимся как бы оплотом «добра» и входящим в так называемую западную цивилизацию с ее культивированием «демократии», «прав человека», «свободы слова» и прочих известных вроде бы весьма благих понятий. Однако вся западная цивилизация оказалась под властью англосаксов, сумееших на какое-то время даже сформировать всемирную монополярную империю. Они и задавали моду во всем, и для ослабления своих возможных конкурентов начали внедрять в их обществах разработанные в своих мозговых центрах технологии по деформированию понятий о демократии в целом и правил управления государством. Такой подход зачастую приводит к довольно курьезным ситуациям. Например, относительно недавно были введены санкции против Грузии, где «осмелились» принять у себя закон об «иноагентах», который буквально был скопирован от аналогичного американского закона.
- Принятого, кстати, аж в 1938 году...
- Есть и более ранние аналоги. Первые законы об «иноагентах» были введены в Британии еще в 19-м веке. Но эти каноны были дозволены лишь «начальству», которое и наводняло практически все страны мира своей агентурой под маской и ширмой всякого рода весьма условно называемых «неправительственных организаций». Даже в таких маленьких странах, как Армения и Грузия, подобных структур насчитываются тысячи, и именно они устраивают «цветные революции», беспорядки и прочие гадости, успешно работая на развал государственности.
Однако любые процессы имеют как начало, так и конец. Конечно, следует признать, что англосаксы достигли очень многого и создали своего рода корпорацию из разных стран, куда, кроме США и Великобритании, входят также Израиль, Украина, Австралия, десятки других европейских и неевропейских стран. Тем не менее пик своего могущества англосаксы по всем признакам уже преодолели и сегодня довольно быстро скатываются вниз. И дело не только в том, что остальному миру англосаксонская гегемония уже стала нетерпимой, а некоторые страны (Россия, Китай, Иран) по своему военному, политическому и экономическому потенциалу приблизились к англосаксонскому и стали создавать свои союзы (БРИКС, ШОС, ЕАЭС). Такая тенденция во многом связана с тем, что в англосаксонском сообществе отчетливо наблюдаются все признаки деградации, как в военном и политическом, так и в цивилизационном и культурном сегментах. К примеру, символом политической деградации США может послужить выдвижение кандидата в президенты такой особы, как Камала Харис, основным достоинством которой является лишь способность даже без всякого на то повода артистически хохотать на публике. В цивилизационной же сфере произошла трансформация политических и прочих прав человека на право смены пола и свободы сексуальных капризов. Увы, именно эти права стали доминировать в современную эпоху информационных революций и искусственного интеллекта на фоне девальвации нравственных и прочих подобного рода ценностей…
«Жертвой гибридной войны стала и Армения, где в 2018 году была совершена «цветная революция» и к власти пришли антиармянские и антироссийские силы», - отмечает в интервью «ГА» директор Института сетевых исследований Гагик АРУТЮНЯН.
- Давайте вернемся к феномену гибридных войн – что они такое?
- Определенно, гибридные войны стали фундаментальной основой современного глобального противостояния.
Во все времена любые хитрые проделки в ходе военных действий, если они приносили даже небольшие, локальные успехи, ценились высоко. Возможно, одной из первых хитроумных операций в истории войн был дар в виде деревянного коня в Троянской войне. Вместе с тем, как правило, подобные замыслы зарождались в головах полководцев и в лучшем случае попадали в учебники по военному делу. К тому же победа в Троянской войне считалась справедливой карой за совершение подлостей троянца Париса, и тем самым как бы восторжествовало добро.
- Сегодня по-другому?
- Сегодня у англосаксов происходит абсолютизация зла, и вовсе не случайно, что именно их стратеги придумали концепцию «гибридных войн», подразумевающих комплексное применение практически всех существующих деструктивных методов воздействия против условного противника. Да, некоторые способы ведения гибридных войн применялись и ранее, что дает повод некоторым комментаторам говорить, что подобные войны – лишь повторение старого. Однако «старые способы» сегодня возведены на качественно более высокий технологический уровень и применяются комплексно. Поэтому следует признать, что ведение гибридных войн предполагает высокий профессионализм и интеллектуальный уровень воюющей стороны в целом. Известно также, что именно интеллектуальные и духовные ресурсы являются основной «критической инфраструктурой», от которой зависит мощь страны. Не случайно американские стратеги утверждают, что в новых поколениях войн главным оружием будет разум и познавательные способности противостоящих сторон, a основной задачей войн будет борьба за информацию.
- Так ведь это бесконечный процесс, разве нет?
- Именно так. На самом деле, вышеупомянутое определение не полностью раскрывает феномен гибридных войн, так как их основной характеристикой является перманентность – их не объявляют и крайне редко заканчивают документированным перемирием. Подобного рода войны более выгодны инициаторам, чем даже благоприятный для них мир. Ведь при таком подходе не важно, кто и сколько в процессе погибнет, укрепляет ли все это нацбезопасность или наоборот - разрушает. Примером подобного подхода является инициированная англосаксами гибридная биологическая война под названием «пандемия Ковида», в результате которой погибли более 21 миллиона человек, из которых 1.5 миллиона - самых американцев. Таким образом, сотворенное в гибридных войнах зло является вирусом, от которого заражаются и погибают не только недруги, но и его создатели. Но, похоже, гибель как чужих, так и своих людей уже никак не смущает современных неолиберальных экстремистов, которые ради своих, иногда не совсем понятных для здравомыслящих людей выгод, готовы на все. Ведь частью гибридных войн являются «когнитивные операции», целью которых является изменение образа мышления народов, что хорошо видно на примере в Армении.
Поэтому вовсе не удивительно, что сегодня именно «гибридные» экстремисты привели мир на грань ядерной войны, когда потери могут составить сотни и сотни миллионов людей, а в некоторых сценариях привести и к потере человечества в целом.
- Но тогда, не исключено, что и этих самых «гибридных экстремистов» сотрет с лица Земли…
- Возможно, и для такого исхода фашиствующие неолибералы придумали благоприятные для себя эфемерные сценарии. Но представляется, что конец для идеологов подобных войн будет не менее печальным, нежели для их гитлеровских предшественников. Тем не менее, они продолжают свою игру, примером чего является война против России на Украине, в которой они сначала устроили «цветную революцию», а потом посредством новейших информационных технологий оболванили и заразили русофобией украинский народ: достаточно напомнить, что в Незалежной было сожжено более 13 миллионов книг на русском языке, уничтожены сотни памятников культуры и, что крайне важно, русская православная церковь объявлена вне закона. Между тем война эта была направлена прежде всего против самих украинцев, которые на фронте ежедневно погибают тысячами, а оставшиеся пытаются бежать из страны. В итоге страна лишилась примерно половины своего населения.
- А как насчет Армении?
- Жертвой подобной гибридной войны стала и Армения, где в 2018 году также была совершена «цветная революция», к власти пришли антиармянские и антироссийские силы, «благодаря» которым мы лишились Арцаха и максимально приблизились ко второму нашему геноциду. Некоторые комментаторы полагают, что страна может лишиться своей государственности. Однако бытует и более реалистичный диагноз, что уже в нынешнем состоянии Армения является колонией, которая в обозримом будущем станет просто «Западным Азербайджаном» в составе Азербайджана.
Что же делать в подобной ситуации? Четкий ответ на этот вопрос озвучить пока крайне трудно. Один из вариантов его найти – попытка искать позитивные исторические аналоги с учетом, конечно же, современных реалий. Следует признать, что наиболее положительным периодом существования нашей страны за последние как минимум два века был период Второй, советской республики. Именно за это время Армения стала развитой научно-индустриальной и культурной страной. Достаточно сказать, что спустя 30 с лишним лет после распада СССР ВВП «либеральной» Третьей армянской республики оказался на 30% меньше, чем той «колониальной» (так иногда называют современные «иноагенты» Советскую Армению). Вовсе не случайно, что пока еще здравствующие ныне «антисоветчики – диссиденты» с грустью вспоминают те времена. При этом, наличие подобных «инакомыслящих», которые большей частью трудились в научно-технологических и культурных сферах, также способствовало развитию и процветанию Второй республики, которая по своему интеллектуально-духовному потенциалу превосходила современную как минимум в 15 раз. Следует подчеркнуть, что именно этот фактор позволил потом Третей республики освободить Арцах.
- Но СССР рухнул, возврата-то нет?
- Да, многие полагают, что возврата нет. Однако стоит задуматься над тем фактом, что советская государственная структура была имперской, а современная Россия по многим показателям уже вернула себе этот статус. Новая российская империя противопоставляет коллективному Западу свои цивилизационные ценности, которые, несмотря на все старания нынешних армянских колониальных властей страны, весьма близки к нашим представлениям. Иными словами, Россия как бы выполняет роль полюса «добра», который может и должен победить глобальное «зло». От выбора же полюса зависит и будущее армянской государственности…
Источник: