Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Свинина: Религиозные запреты и особенности человеческого мышления

Есть мнение, что мусульмане и иудеи не едят свинину, поскольку на Ближнем Востоке жарко, а холодильников в бронзовом веке не было. Это мнение неоднократно высказывалось в комментариях к статье о причинах возникновения религиозных табу на определённые виды пищи. И тут стоит признать, что причины возникновения данного мнения куда более интересны, чем верования древних евреев. Тезис об отказе от употребления свинины в виду сложностей возникающих с хранением данного рода мяса не нов, а точнее, стандартен. Всюду, где предпринимаются попытки найти рациональную основу ближневосточных религиозных табу, он приводится в числе первых, либо, вообще, как единственный и достаточный. Ибо интуитивно он очень убедителен. В самом деле, – при 45 градусах свинина быстро испортится… Соответственно, услышав данный довод, – и не имея никаких оснований для его анализа, – не имея, поскольку ему безразличны причины, по которым евреи и арабы свинины не едят, какое-то рациональное объяснение есть, и ладно, – чит

Есть мнение, что мусульмане и иудеи не едят свинину, поскольку на Ближнем Востоке жарко, а холодильников в бронзовом веке не было. Это мнение неоднократно высказывалось в комментариях к статье о причинах возникновения религиозных табу на определённые виды пищи. И тут стоит признать, что причины возникновения данного мнения куда более интересны, чем верования древних евреев.

-2

Тезис об отказе от употребления свинины в виду сложностей возникающих с хранением данного рода мяса не нов, а точнее, стандартен. Всюду, где предпринимаются попытки найти рациональную основу ближневосточных религиозных табу, он приводится в числе первых, либо, вообще, как единственный и достаточный. Ибо интуитивно он очень убедителен. В самом деле, – при 45 градусах свинина быстро испортится… Соответственно, услышав данный довод, – и не имея никаких оснований для его анализа, – не имея, поскольку ему безразличны причины, по которым евреи и арабы свинины не едят, какое-то рациональное объяснение есть, и ладно, – читатель легко принимает его.

А приняв, начинает считать уже своим мнением, которое можно и нужно отстаивать.

...Между тем, интуиции доверять не стоит. Истинное утверждение (на жаре свинина быстро портится) запросто может являться ложным в контексте. На жаре любое мясо портится быстро. И что же, свинина протухнет быстрее курятины или говядины? Ну, может быть, – но это же требует каких-то обоснований, ссылок на опыт или сроки хранения… Важны тут не результаты эксперимента, не фактическое положение дел, а то что персона, согласившаяся с тезисом о жарком климате, как причине запрета, такими цифрами не располагает, не пыталась и не будет пытаться найти их.

-3

Внимания же заслуживает, прежде всего, тот момент, что люди склонны считать интуитивно убедительные утверждения истинными, даже если осведомлены об их ложности. То есть, в случае противоречия хорошо им известным фактам. В случае свиней можно не знать или не помнить, что именно они являются основным источником мяса на проникающем за экватор юго-востоке Азии, что древние греки и римляне разводили свиней на Сицилии и в Северной Африке, – где не прохладнее, чем на Палестине. Однако, едва ли не знать или забыть можно о легионе бесов, загнанных Христом в стадо свиней – с последующим утоплением… То есть, свиньи-то в римское время и на Палестине разводились, – не иудеями. Так что же, если хозяин – не иудей, мясо на жаре не будет портиться?

То же касается и версии о связи запрета с неразборчивостью свиней в пище. Если это представлялось людям важным, то почему не всем, а только древним евреям?

Правильный ответ должен основываться на неком особом качестве древних евреев, – а значит, это не может быть климат или брезгливость… И в статье упоминавшейся выше он дан. Только евреи к моменту создания ими мировой религии ещё оставались кочевниками. Понятно, что кочевники просто не разводили свиней.

Еда
6,93 млн интересуются