Идея создания опалубки ОР-1,5 пришла исходя из возникшей проблемы при реконструкции трубопроводов на глубине 5 метров. Перед подземными строителями стояла задача заменить старый изношенный трубопровод на новый большего диаметра, а также произвести замену старых кирпичных колодцев Д=1000 мм на новые Д=1500 мм из сборного железобетона.
Обычная строительная практика замены старого трубопровода на первом этапе - это разработка рабочего и приемного котлованов, либо с креплением стенок, либо с созданием откосов. В рабочий котлован опускалось оборудование для замены труб. Штанги проталкивались по старой изношенной трубе на протяжении всего прямолинейного участка трубопровода и выходили в приемный котлован, где к штанге присоединялся режущий нож и новая труба. Производилась бестраншейная замена трубопровода. По пути новый трубопровод проходил транзитом через несколько старых кирпичных колодцев. Как результат - новая труба лежит под землей с минимальными раскопками.
Второй этап строительства - это замена всех старых кирпичных колодцев по трассе уже нового трубопровода. В обычной строительной практике это значит, что производятся раскопки на месте старого колодца с созданием откосов. Но на пятиметровой глубине пятно раскопок для замены колодца не позволительно большое в стесненной городской застройке. И, если по трассе подлежит замене несколько колодцев, то на такой глубине закрытый способ прекращается в открытый способ. Можно, конечно, старым "дедовским" способом производить замену методом опускания ж/б кольца подрабатывая грунт и разбирая кирпичный колодец изнутри. Но это ручной способ производства работ.
Чтобы ускорить процесс строительства новых колодцев и сократить объемы раскопок, чтобы обезопасить человека при работе на глубине и чтобы производить не только бестраншейную замену трубопроводов, но и выполнять бурение, управляемые проколы, конструкторами ООО "МЕМПЭКС" была изобретена опалубка ОР-1.5.
Нижний пояс опалубки рассчитан на установку оборудования с тяговым усилием до 55 тонн. Таким образом, для устройства проколов или для замены трубопроводов на глубине в опалубке можно размещать установки прокола грунта УМ-20, УМ-35, УМ-55.
Для более мощной машины МНБЛ-70 с тяговым усилием 77 тонн был разработан усиленный нижний пояс, выдерживающий вышеуказанные нагрузки.
Как описано выше, с опалубкой ОР-1,5 строители имеют возможность вертикально без откосов опустить опалубку на проектную отметку и выполнить работы по бестраншейному строительству. Однако, немаловажно и поднять пояса опалубки на поверхность без откосов и обрушения грунта, а также в рабочем котловане оставить новый сборный колодец из железобетона диаметром до 1500 мм. Как это происходит, лучше всяких слов рассказывается в компьютерном ролике ниже, где МНБЛ-70 выполняет бурение на глубине из опалубки ОР-1,5 и производится замена старого колодца на новый.
Видео работы МНБЛ-70 и опалубки ОР-1,5 в г. Пермь
Фото МНБЛ-70 и опалубки в Польше, Чехии и России:
По аналогии с опалубкой ОР-1,5 были разработаны и другие опалубки.
Опалубка ОР-2 позволяет уже устанавливать колодцы из сборного железобетона диаметром до 2000 мм.
Опалубка для бурошнековой машины МНБШ-600 была сконструирована под усилие машины 100 тонн. Она позволяет строителям кроме безопасного ведения работ на глубине, создания рабочего котлована без откосов, отказаться от строительства упорной железобетонной плиты, что сокращает время строительства и уменьшает размеры рабочего котлована.
Видео работы МНБШ-600 в опалубке
Опалубки для бестраншейного строительства разработанные ООО "МЕМПЭКС" позволяют:
1. Безопасно выполнять работы по бестраншейному строительству на глубине до 5 метров;
2. Сократить размеры рабочего котлована и объемы раскопок грунта;
3. Уменьшить сроки строительства.
Однако, опалубки не исключают и стандартные решения строительства и ограждения котлованов, особенно, при большом количестве пересекаемых коммуникаций, больших глубинах, не стандартной формы и геометрии котлована и т.п.
С уважением
МЕМПЭКС
Изобретаем, конструируем, производим! Мы созидаем!