Найти тему
CineLand

Честно о закулисье большого кино: каким получился сериал «Франшиза»

Оглавление

На HBO начался показ комедийного сериала «Франшиза» Джона Брауна («Наследники»). Режиссёром первой серии и одним из сценаристов проекта выступил оскароносный Сэм Мендес, снявший такие нашумевшие в свое время картины, как «Красота по-американски», «1917», «007: Координаты «Скайфолл» и «007: СПЕКТР». Стало быть, имена таких кинематографистов в титрах может служить своего рода знаком качества. Однако, судя по первой серии, «Франшиза» — проект куда более слабый по сравнению с вышеперечисленными хитами. Впрочем, Браун, Мендес и остальные авторы явно понимают, что делают, не стремятся выдать простую комедию за шедевр и честно работают в выбранном жанре.

«Франшиза» построена как классический ситком. Практически всё действие разворачивается в одной локации — на съемочной площадке, а также в паре точек вокруг неё. В центре сюжета — сразу несколько героев, ярких и чудаковатых. Как таковой линейный сюжет здесь номинально присутствует, но следить больше интересно не за ним, а за забавными, порой глупыми ситуациями, в которые попадают герои. Основной элемент повествования — это юмор (шуток здесь минимум по 2-3 штуки на минуту, все как положено), серии длятся до 30 минут. Словом — классика. Закадрового смеха, разве что, нет, но сейчас уже кинематографисты от него отошли.

Сериал наиболее интересен своим сеттингом — зрители следят за идущими на крупной голливудской студии съёмками фильма для франшизы, которой необходимо вернуть былую популярность. Для любого, кому доводилось бывать на съёмочной площадке, станет приятным сюрпризом то, что всё закулисье большого кино в сериале показано максимально честно и достоверно, и без романтизации, и без опошления. На экране разворачивается не гламурная сказка, а кошмарная суматоха, представленная во всей красе. Первый ассистент режиссёра Дэниел (Химеш Патель) пытается обеспечить продуктивную работу всех подразделений, задействованных на съёмках, но постоянно что-то идёт не по плану: то с массовкой проблемы, то у режиссёра новый замысел, то пришли указания свыше.

В то же время все носятся с «гениальным» режиссёром (как хорош в этом образе творца-неврастеника Даниэль Брюль! Роль у него не самая главная, но актер при любом появлении в кадре легко перетягивает все внимание на себя) и не замечают, как ведущие актёры умудряются получить травмы. Такой бардак происходит целый день, а те, кому приходится всё это разгребать, буквально не имеют возможности удовлетворить свои первичные потребности.

Следить за всеми этими перипетиями очень увлекательно и довольно весело, но на экране в основном разворачиваются такие ситуации, которые можно охарактеризовать знаменитыми строками Михаила Юрьевича Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Киноплощадка оказывается не тем прекрасным миром, о котором многие мечтают. Съёмки — это тяжелая нервная работа, где необходимо выкладываться с утра до вечера, забыв о семье и о себе любимом. Но грустно больше даже не от этого, а от диких растрат, которые оказываются ненужными (целый павильон привезенных из Японии сакур просто простаивает — сцену с ними вырезали. Герои осознают — на эти деньги можно было больницу построить. Но что делать — се ля ви), и тщетно затраченных усилий — в конце этой «битвы» заявляется студийный босс и своей лёгкой рукой меняет чуть ли не всё.

-2

В отличие от увлекательных производственных проблем, за личными историями персонажей наблюдать, к сожалению, не интересно. То ли некоторые герои получились недостаточно красочными, плосковатыми, то ли линии у них наметились слишком слабые и предсказуемые, но, когда речь заходит о личном, возникает желание сказать: «Хватит трепаться, займитесь площадкой!».

Как бы то ни было, происходящее затягивает. Причем, совершенно неважно, что там будет с фильмом, который герои пытаются снимать, главное — как это происходит. Вопрос, конечно, в том, насколько этого движка хватит, чтобы удерживать внимание зрителя. Впрочем, сериал «Франшиза» пока не обладает франшизным потенциалом и вряд ли будет растягиваться на многочисленные сезоны — планируется всего восемь серий, так что есть шанс, что идей и шуток на всю историю хватит.

К концу первой серии авторы сериала аккуратно подводят зрителей к вопросу — зачем это всё? Зачем этот хаос героям, самоотверженно выкладывающимся каждый день, чтобы к вечеру узнать, что как минимум половина их усилий потрачена впустую? И зачем нам за этим наблюдать? В чем смысл и очарование мира кино, увлекающего, порой разочаровывающего, но убеждающего возвращаться снова и снова?

Долго не затягивая, кинематографисты дают вполне исчерпывающий ответ, заложенный в анекдот, который рассказывает один из героев: «Один парень 30 лет проработал в цирке, таскаясь с корзиной за слонами и собирая их экскременты. В конце каждого дня он сжигал их и приходил домой весь провонявший горелым слоновьим навозом. Однажды его брат пришел в гости и сказал: «Отличные новости! Я нашел тебе работу в нашем офисе! Классная зарплата, нормированный рабочий день». А тот отвечает: «Что?! И бросить шоу-бизнес?!».

Словом, сериал про романтиков, для романтиков, сделанный романтиками.

Читайте также:

Два киллера на один квадратный метр: чем интересен фильм "Ненасытные люди"

Русский, монгол и француз: сравниваем адаптации "Холопов"

«Городок», в который не хочется возвращаться: вышел сериал «Фантазёр, или Удивительный мир инженера Лужина»