Найти в Дзене
На завалинке

Дорога в прошлое. Рассказ

Хмурым октябрьским утром хлопнули металлические ворота частного дома и вышел черноволосый паренёк в красной куртке с пакетом мусора в руках. Ледяной ветер кружил первые снежинки - вестники зимы. Арсен быстро добежал до ближайшего бака и выкинул пакет. Развернулся, сделал несколько шагов и остолбенел.

Ему навстречу шёл мужчина. Одет явно не по погоде: тонкие летние брюки и футболка. Лицо неестественно бледное, руки спрятал подмышки, трясётся от холода. Идёт пошатываясь и спотыкаясь, словно сонный.

- Деда Серёжа? – удивлённо произнёс Арсен. – Ты где был? Куда пропал?

Мужчина поднял голову и глянул на парня рассеянным взглядом. Цокая зубами, и еле выговаривая слова, ответил:

- Куда пропал… Ну за молоком ходил. Баба Галя просила купить на кашу… Холодно-то как сегодня… Резко похолодало…

- Ха-ха! – демонстративно произнёс Арсен и добавил. – Вы, наверное, пешком до Владивостока ходили, да? Если целый месяц пропадали. Мы уже и в полицию заявление подали…

- Что? – Не понял Сергей Николаевич и удивлённо посмотрел на внука. – Как месяц?

***

Месяц назад вечером Галина и Сергей вернулись с дачи. Занесли в дом банки с солониной и прочие овощи, что торчал из тяжёлых сумок. Галина заглянула в холодильник и грустно заметила:

- Пустой! На утро даже каши не сварить.

- Так, давай, я быстро сбегаю в ближайшую «молочку», - вызвался Сергей. – Может к чаю что-то купить?

- Да, - кивнула жена, заглядывая в хлебницу. – И хлеба захвати. Этот совсем засох за неделю.

Сентябрь выдался тёплым, прямо, как лето. Сергей ушёл в футболке и сатиновых брюках, схватив пустой пакет. Сунул ноги в старые шлёпанцы и выбежал на улицу.

Уже за калиткой нащупал деньги в кармане и вытащил. Убедился, что их достаточно на хлеб и молоко. Не сбавляя шагу, устремился в магазин по тёмной улице частного сектора. Нужный магазин в десяти минутах ходьбы, в конце улицы на перекрёстке.

«Только бы успеть», - думал он, торопливо комкая чёрный пакет, чтобы он не шуршал.

Прошёл несколько домов и неожиданно заметил, что впереди стеной плотный густой туман.

«Мусор что ли соседи жгут», - догадался он, приняв туман за дым.

Дорога знакомая, поэтому его не смутило, что надо несколько метров пройти в полной темноте. Шагнул в белое облако. Идёт.

Только туман не рассеивается, и дымом не пахнет. Удивлённо шагает, пытаясь рассмотреть то, что впереди. Но ничего не видно. Тихо.

Тихо так, словно оглох. Нет шума машин, а ведь за поворотом проезжая дорога. Ни лая собак, ни голосов людей, ни звука. Мёртвая тишина.

Потом нога подвернулась, соскальзывая в пустоту и он покатился куда-то вниз, цепляясь руками за мокрую траву. Судя по тому, что несколько раз перевернулся и продолжал падать - глубоко. Совершенно растерян и напуган:

«Откуда здесь такие ямы? Ну, не свалился же я в котлован стройки? Хотя, пока нас неделю не было в городе, могло вырыть».

Падение прекратилось. Сидит на мокрой траве в овраге, заросшем кустарником. Туман медленно рассеивался. Небо алое от восходящего солнца. Хотя был вечер. Сергей был напуган и растерян. Ущипнул себя, чтобы понять сон или не сон. Больно. Потёр руку и огляделся.

«Как я тут оказался? И где это я?» - думал он, озираясь по сторонам. Место очень знакомое по ощущениям, но не узнал.

Неожиданно за спиной раздался гудок электрички и совсем знакомый стук колёс по рельсам. Обернулся. Встал на ноги. Понял:

«Я же в Октябрьском районе. Мы здесь жили много лет назад. Потом отцу дали квартиру и переехали на Затулинку в 1975 году. Как я сюда попал?»

Он прошёл по дну оврага до мостика и осторожно взобрался на верх. Пока поднимался волновался. Ведь их дом стоял на самом краю улицы у оврага. Когда им дали квартиру, то дом приказали снести.

«Жаль, - думал он, разгибая колени и отряхивая штаны от мусора. – Сейчас бы увидеть наш старый…»

Он замер в замешательстве. Их дом стоял на прежнем месте и даже в окне на кухне горел свет. От волнения перехватило горло:

«Как так?»

Потом выдохнул и рассудил:

«Скорее всего здесь живут другие люди. Но…»

Он узнал и окна, и завалинку, и даже будку с Мухтаром. Подошёл ближе, чтобы рассмотреть. Брякая цепью вылез полусонный пёс и зарычал. Потом принюхался и виновато замахал хвостом. Серей стоял ошарашенный.

«Сколько лет прошло? – подсчитывал он в голове. – Сорок восемь. Да, сорок восемь лет, как мы уехали… а пёс жив, что ли? Столько собаки не живут… или я сошёл с ума».

Вытер пот со лба и вошёл в ворота. Мухтар радостно запрыгал возле него, прижимая уши и виляя хвостом.

«Так, допустим, я сплю…» - предположил он, но тут же пёс лизнул его тёплым мокрым языком, опровергая домыслы.

Сергея просто распирало от любопытства, кто там теперь живёт.

«Но вот так прийти ни свет, ни заря? И что сказать? - Сомневался он, приближаясь к кухонному окну. – А, если просто заглянуть?»

Эта идея ему очень понравилась, и он разрешил себе заглянуть внутрь.

Стоя немного в стороне, чтобы его не заметили хозяева, вглядывается. Остолбенел. Обстановка точно такая, как в годы его детства. При входе у дверей в углу умывальник с ведром на табуретке. С другой стороны бак с водой и печка. Под окном стол обеденный, а напротив окна вешалка на стене и дальше самодельный стол с выдвижными ящиками и дверками.

Ностальгия захлестнула его приятными тёплыми воспоминаниями о школе, пионерском лагере летом и лазанью по оврагам с соседскими мальчишками. Сейчас Сергею 63 года, и он уже начал забывать, как тяжело и как весело было тогда. Печное отопление, колонка с водой в конце улицы. Отец на санках возил оттуда воду домой. Туалет на улице в огороде. Как долго они мечтали о благоустроенной квартире, где тепло и есть горячая вода. Ещё отец заставлял пилить ручной пилой с ним дрова и ругал, когда Сергей отлынивал и стремился убежать поиграть.

Он смотрел и боялся спугнуть это прекрасное видение. Стоял и ждал, даже не надеясь увидеть родителей молодыми.

«Интересно, какой это год? – промелькнуло в его голове. - Я попал в прошлое… Но, как и зачем?»

Неожиданно открылась дверь из дальней комнаты и вошёл мужчина. Он поспешно умылся, брякая умывальником и вытер лицо полотенцем, что висело рядом на стене.

«Отец, - ласково и грустно произнёс Сергей. – Сколько ему сейчас? Похоже чуть больше тридцати. Бата, батя. Торопится. На работу собирается. Точно».

Отец стоял боком, и Сергей его рассматривал. Худой, так, что пиджак и брюки висят, как на вешалке, пышная шевелюра на голове, и улыбка на небритом лице.

В памяти быстро-быстро, словно сорванные порывом ветра листочки отрывного календаря, полетели события прошлых дней, месяцев, лет. Через несколько лет в семье появится вторая младшая сестра Сергея. Потом в 1975 отцу наконец-то дадут трёхкомнатную квартиру на Затулинке, и они уедут отсюда навсегда.

Сергей поморщился и вздохнул:

«Я сейчас в два раза старше бати. Мог бы подсказать, предупредить… Сколько впереди у него неприятностей и невзгод. Всё мечтал выйти на пенсию и спокойно пожить. Чудак! Говорил, что ни за что не будет работать на пенсии, но жизнь распорядилась иначе. Словно ему в насмешку».

Действительно, в стране всё резко поменялось после смерти Брежнева. Кто-то обрадовался: «Свобода! Ура!» А кому-то эта свобода вышла боком. Импортные товары хлынули на прилавки магазинов, а денег-то нет. Крутись кто, как сможет. Пенсионер отец вынужден пойти на работу. А надо сказать, что работёнка у него нелёгкая - кочегар на мебельной фабрике.

«Мы дети уже взрослые, своя жизнь. Самостоятельные, - вспоминал Сергей. – А батя, который всю жизнь мечтал о лучшем будущем, вдруг оказался в дураках. Всё перевернулось с ног на голову. Теперь ценились не порядочные трудоголики, а наглые рвачи и подхалимы. Не каждый это смог принять. Молодёжь считала себя умнее родителей, с презрением и высокомерием слушала взрослых. Подсмеивались и даже издевались и презирали. Свобода!»

Николай сломался. Его надежда на спокойную тихую старость рухнула и началась гонка на выживание. Запил. Жена и дети не понимали и не уважали. Он чувствовал себя ненужным, лишним, беспомощным. Потерялся.

Пока Сергей витал в воспоминания, послышались шаги в сенках. Отец выходил из дома. Сергей быстро выскочил за ворота и сел на корточки у забора в самом тёмном месте.

«Авось не заметит», - с волнением думал он.

Хлопнули ворота и послышались уверенные шаги по едва освещённой тропинке. Сергей подождал пока силуэт отца удалится на приличное расстояние и последовал за ним. Идёт следом. Понял, что отец спешит на остановку.

«Стоп! - скомандовал себе и остановился. - А я-то куда поеду. Он на завод поехал, а меня туда не пустят. Да и зачем?»

Он размышлял, и продолжал, не спеша идти.

На автобусной остановке уже стояли с десяток человек. Сергей подождал пока отец сядет в свой автобус и вошёл в заднюю дверь. Огляделся. Кондуктор сидит с сонным видом, отсчитывая сдачу и отрывая пассажирам билеты. Отец стоял и смотрел в окно.

Сергей с улыбкой смотрел вокруг. Автобус то останавливался и выпускал народ на улицу, то наполнялся новыми пассажирами. Вдруг его толкнули в плечо.

- Передай пожалуйста, отец, - попросил мужской голос и сунул ему в руку мелочь.

Сергей машинально передал деньги дальше и удивился.

«Это же мой батя, - он замер и старался не смотреть на него. - Он назвал меня отцом… Если бы он знал, что я его сын».

Наконец Николай продвинулся к двери и приготовился к выходу. Объявили остановку – «Инструментальный завод». Здесь вышло много народа. Сергей почему-то тоже вышел, наблюдая, как толпа быстро разделилась на маленькие ручейки и растеклась в разные стороны.

На глаза Сергею попался газетный киоск. Он поспешил к нему, но ещё рано и он закрыт. Прильнул в витрине, ища глазами хотя бы год на журналах и газетах. Остолбенел, читая мысленно дату: «23 августа 1970 года».

Весь день он слонялся без дела, с интересом разглядывая автоматы с газированной водой, наивные плакаты на здании «Слава труду», телефонные будки и магазины с натуральными продуктами.

«Эх, жаль, что нет старых денег. Купил бы сейчас поесть, - подумал он, сглотнув слюну и прислушиваясь к урчанию в животе».

На его счастье прямо под ногами нашёл двадцать копеек. Купил пол литровую бутылку молока и булочку. Сидя на лавочке железнодорожной станции, съел.

Вечером дождался пока отец выйдет из проходной и пошёл за ним следом, сам не знал зачем. Николай попрощался с кем-то и быстро свернул в сторону бара. Сергей обрадовался, что появилась возможность спокойно поговорить.

«Надо батю предупредить, - думал он, глядя в спину мужчине вдвое младше себя. – Извиниться не мешало бы. Мы ведь тогда так и не поговорили с ним нормально. Ну, помог я ему перевести вещи на дачу, а спокойно по душам не поговорили. Если б я тогда знал …»

Сергей упустил отца из вида. В баре оказалось много народа. За небольшими столиками, уставленными кружками с пивом, стояли по нескольку человек. Отыскал глазами нужный и пристроился за соседним.

Николай с кем-то поздоровался, и они оживлённо о чём-то заговорили. Сергей пытался услышать о чём они говорят, но мешал гул голосов. Крепко подвыпивший парень обратился к нему:

- Отец, ты что не пьёшь? Денег нет?

Сергей растерялся и кивнул.

- На, угощаю, - толкнул к нему полную кружку парень и пивная пена выплеснулась на стол. – У меня сын родился!

- Поздравляю, - улыбаясь сказал Сергей и отпил пару глотков.

Слушал долгую семейную историю незнакомого мужчины. Когда Сергей оглянулся, чтобы убедиться, что отец рядом, столик оказался пуст и его уже занимали незнакомые люди.

«Чёрт!»– выругался Сергей и выскочил на улицу.

Уже стемнело. По быстрой удаляющейся походке он узнал отца и другого его собеседника.

- Давай быстрее, - потребовал Николай, обращаясь к приятелю. – Моя сейчас дома такой скандал закатит.

Но второй оказался слишком пьян и только помотал головой, давая понять, что не торопится.

- Ну, как знаешь, - махнул рукой Николай, и прибавив шагу, скрылся в темноте.

Сергей кинулся за ним, но на нём повис пьяный мужчина, тот с которым пил отец.

- А я говорю, что наши космонавты всем нос утёрли… - он удивлённо посмотрел на Сергея и попросил. – Пошли домой.

- А, где ты живёшь? – зачем-то спросил Сергей, хотя совершенно не собирался провожать этого пьяного домой.

- Улица Взлётная, дом 19, - улыбаясь, отрапортовал тот.

Сергея, как током ударило. Он уставился на этого мужчину и только сейчас узнал в нём соседа с их улицы.

- Геннадий! – почему-то произнёс он вслух. Мужчина кивнул, соглашаясь и окончательно повиснув у него на руках.

Сергей испуганно думал про себя:

«Боже, это же Геннадий! Тот самый Геннадий, что попал под поезд пьяный. Если бы он знал, что станет с его семьёй, то, наверное, не пил бы».

Сержа был десятилетним мальчишкой, когда узнал, что отец Димки и Славки попал под поезд. Их мать рыдала и никого не слушала. Её плачь слышен даже на улице. Хотя соседи уговаривали её одуматься и жить ради детей:

- Валентина, прекрати так убиваться. У тебя ещё грудной ребёнок. Три сына, а ты целыми днями воешь по мужу.

Никто тогда не ожидал, что женщина решится на такое. Не прошло и пару месяцев, как вдова бросилась под поезд, как муж. Только её тело раскидало и в гроб собирали только части, что уцелели. Сергей никогда не забудет лица мальчишек у гроба матери. Младшего братика оставили старухе бабке покойной. Потом мальчиков забрали в детский дом.

Судьба - не бай бог никому.

Сергей повёл Геннадия домой. Дорога шла через железнодорожные рельсы. Они кое как взобрались по узкой деревянной лестнице на железнодорожную насыпь.

Сделали несколько шагов по рельсам, и Геннадий заснул на ходу. Сергей разозлился и уже хотел бросить на ближайшем пригорке, но услышал шум. Огляделся.

Далеко за спиной освещая фарами рельсы летел товарняк. Сергей принялся трясти Геннадия, пытаясь привести его в чувства. Тот застонал, не открывая глаз и что-то промычал. Медлить некогда. Дорога каждая минута.

Сергей пытался тащить неимоверно тяжёлое тело пьяного Геннадия через рельсы. Но Геннадий волочил ноги, цеплялся ими о шпалы и не давал сдвинуться с места. Поезд стремительно приближался. Фары слепили глаза и раздался грозный гудок.

Сергей сделал последний рывок и вытолкнул Геннадия с железнодорожного полотна. На прыжок самому сил не осталось. Удар и темнота.

***

Сергей очнулся от холода. Всё тело трясло. Он стоял посреди улицы и не понимал, где он и что произошло. Ощупал себя руками.

«Жив!» - выдохнул с облегчением.

Медленно направился к дому.

- Деда Серёжа? – удивлённо окликнул его Арсен. – Ты где был? Куда пропал?

Мужчина поднял голову и глянул на парня. Цокая зубами, и еле выговаривая слова, ответил:

- Куда пропал… Ну за молоком ходил. Баба Галя просила купить на кашу… Холодно-то как сегодня…

- Ха-ха! – демонстративно произнёс Арсен и добавил. – Вы, наверное, пешком до Владивостока ходили, да? Если целый месяц пропадали. Мы уже и в полицию заявление подали…

- Что? – Не понял Сергей Николаевич и удивлённо посмотрел на внука. – Как месяц?

Галина выскочила им навстречу, увидев мужа в окно.

Уже приняв горячий душ и немного придя в себя, Сергей рассказал свою историю. Свой неожиданный поход в прошлое.

«Странно, - размышлял он. – Хотел предупредить отца, а спасал соседа. Интересно, поменял я там хоть что-то?»

***

Порталы в прошлое и будущее порой оказываются в совершенно неожиданных местах. Поход в магазин за молоком привёл Сергея далеко в прошлое. Кто и зачем их открывает…