Ольга с тревогой ждала приезда своей свекрови Тамары Ивановны. Муж Андрей только что сообщил, что его мать собирается погостить у них несколько дней, чтобы пройти обследование в городской поликлинике.
Ольга сидела на кухне, задумчиво помешивая ложечкой остывший чай. За окном моросил осенний дождь, навевая тоску и уныние. Внезапно в прихожей раздался звук открываемой двери - это вернулся с работы Андрей.
- Оля, ты дома? - крикнул он, разуваясь.
- На кухне я, - отозвалась Ольга без особого энтузиазма.
Андрей зашел на кухню, поцеловал жену в щеку и плюхнулся на стул напротив.
- Ох и денек сегодня выдался, голова кругом! Давай чаю налью, - он потянулся за своей кружкой.
- Андрей, мама твоя опять собралась к нам? - как бы между прочим поинтересовалась Ольга, внимательно глядя на мужа.
Андрей на секунду замер, потом вздохнул и неохотно кивнул:
- Да, звонила сегодня. Говорит, надо в нашей поликлинике обследоваться, у них в поселке специалистов нужных нет.
- Ну конечно, кто бы сомневался! - раздраженно фыркнула Ольга. - А то, что у нас тоже планы могут быть, ее не волнует?
- Оля, ну что ты начинаешь, это же моя мама все-таки. Неудобно отказывать. Потерпи немного, она же не навсегда приезжает, - примирительно произнес Андрей.
- Знаю я эти ее "немного"! В прошлый раз неделю гостила и все нервы мне вымотала своими придирками, - не унималась Ольга.
- Может в этот раз все иначе будет? Давай не будем заранее настраиваться на негатив, - попытался урезонить жену Андрей.
Ольга скептически хмыкнула, но продолжать спор не стала. В конце концов, деваться было некуда - не выгонять же свекровь на улицу.
На следующее утро, когда Ольга развешивала во дворе выстиранное белье, к дому подкатила знакомая маршрутка. Из нее, кряхтя, выбралась Тамара Ивановна с огромной клетчатой сумкой.
"Легка на помине, вот и свекровушка пожаловала!" - с досадой подумала Ольга, но постаралась изобразить на лице приветливую улыбку:
- Здравствуйте, мама! Проходите в дом, с дороги небось устали.
- Здравствуй, здравствуй, Оленька! - трескучим голосом отозвалась Тамара Ивановна, протискиваясь мимо снохи к калитке. - Что это у тебя простыни такие серые? Ты что, с порошком экономишь?
Ольга стиснула зубы и промолчала. Началось!
Весь день свекровь, как и ожидалось, проверяла дом, делая едкие замечания:
- Оленька, что-то у тебя кастрюли не блестят. Небось губкой железной давно не чистила?
Или:
- Что это Машенька у тебя в таком мятом платьице ходит? Погладить лень было?
Ольга едва сдерживалась, чтобы не нагрубить в ответ. Вечером, когда дети уснули, а Тамара Ивановна ушла в свою комнату, Ольга не выдержала и пожаловалась мужу:
- Андрей, я больше так не могу! Целый день только и слышу - то не так, это не эдак! Будто я не женщина, а посудомойка какая-то. Сколько можно терпеть?
Андрей сочувственно обнял жену за плечи:
- Потерпи, родная. Мама старой закалки, ей трудно перестроиться. Но ты же взрослая, мудрая женщина. Не принимай близко к сердцу, она ведь не со зла.
- Легко тебе говорить! Это не тебе постоянно выслушивать упреки и нравоучения, - вздохнула Ольга и печально добавила: - Ладно, попробую сдержаться. Но если она не прекратит, я за себя не ручаюсь!
На следующее утро за завтраком Тамара Ивановна как бы между прочим заявила:
- Кстати, я вчера в поликлинику сходила. Представляете, доктор сказал, что мне нужно еще дополнительные анализы сдать и на обследования всякие походить. Так что неделю еще у вас поживу.
Ольга чуть не подавилась бутербродом. Неделю? Это же кошмар! Но потом ее вдруг осенило.
- Мама, - елейным голосом пропела она, - раз уж вы у нас задерживаетесь, то может быть возьмете на себя часть забот по дому и внукам? А то я совсем запуталась, на работе аврал, дома тоже дел невпроворот.
Тамара Ивановна слегка опешила от такой наглости, но отступать было некуда.
- Ну что ж, давай посмотрим, чем я могу помочь, - с деланным великодушием произнесла она.
И потянулись длинные дни. Свекровь самоотверженно ходила в магазин, готовила обеды и ужины, проверяла уроки у внуков. Ольга с тайным злорадством наблюдала, как та устает и потихоньку сдает позиции.
Но на четвертый день Тамара Ивановна не выдержала и пошла жаловаться сыну:
- Андрюша, твоя жена меня совсем заездила! Я уже не маленькая, чтобы со сковородками целыми днями возиться. И с детьми твоими тоже замучилась - они же неуправляемые совсем!
Андрей развел руками:
- Мам, но ты ведь сама согласилась помогать. Нельзя же все время Олю одну пилить, она тоже не железная.
- Я думала, неделю как-нибудь продержусь, а оно вон как обернулось, - сокрушенно вздохнула Тамара Ивановна.
И тут Ольга не выдержала. Столько лет копившееся раздражение наконец-то прорвалось наружу:
- Значит, когда вы меня целыми днями учите жить, вам это легко дается? А как самой пришлось хозяйство вести, так сразу тяжело стало? Знаете что, Тамара Ивановна, с меня хватит! В моем доме моих детей воспитывать и за порядком следить буду я сама!
Ольга резко развернулась, выскочила в прихожую, на ходу накинула куртку и выбежала на улицу. Андрей только растерянно хлопал глазами, не понимая, что на нее нашло.
Вернулась Ольга через час, уже спокойная и решительная. В руке у нее был билет на утреннюю электричку.
- Вот, Тамара Ивановна, собирайте вещи. Я вас очень прошу уехать завтра. Мы с Андреем вам очень благодарны за помощь, но дальше уж как-нибудь сами справимся.
Тамара Ивановна открыла было рот, чтобы возмутиться, но наткнувшись на ледяной взгляд снохи, неожиданно сникла:
- Что ж, и то верно. Засиделась я что-то у вас. Поеду-ка я домой, к своим курочкам и огороду. Там хоть никто характер мой не корит.
Утром свекровь тихо и быстро собрала вещи, ни с кем не попрощавшись, уехала на первой же электричке. Ольга только облегченно выдохнула.
- Знаешь, Андрей, - задумчиво произнесла она позже мужу, - я сегодня поняла одну важную вещь. Нельзя позволять кому бы то ни было нарушать твои границы и покушаться на душевный комфорт. Даже если это твоя мама. Каждая семья должна самостоятельно строить свою жизнь и отстаивать свои ценности. А то так и будешь всю жизнь плясать под чужую дудку.
- Да уж, урок нам всем преподнесла, что и говорить, - усмехнулся Андрей и крепко обнял жену. – Ты у меня молодец! Настоящая хозяйка своей судьбы. Давай уже жить своим умом и в своем доме находить счастье, идет?
Ольга благодарно прижалась к его плечу. Впереди их ждала новая, свободная от чужих указок, жизнь. И этот бесценный подарок они сделали себе сами.