Заглянул на днях в некогда такое родное 1-ое ГОМ (городское отделение милиции, если кому непонятно). Почему родное? Просто в своё время проживал напротив - стоило лишь перейти улицу. Что я и делал чуть ли не ежедневно: либо заглядывал утречком (дабы взбодрить дремавшую смену в дежурке и поинтересоваться произошедшим за ночь), либо по возвращении из ОВД (тут уже просто так, для профилактики)...
И дело, по большому счёту, было не столько в управленческом или кадровом контроле - просто было комфортно находиться в этом небольшом, но дружном коллективе единомышленников, где «радость на всех одна, на всех и беда одна». Неудивительно, что на всех этапах существования Дубненского ОВД сотрудники стремились всеми правдами и неправдами перейти на службу в это обособленное территориальное подразделение.
Отделение, как самостоятельное структурное подразделение ОВД, было образовано в 1981 году и состояло тогда из дежурной части, групп уголовного розыска и участковых инспекторов милиции. Всего штат составлял около 25 человек. До этого все сотрудники входили в состав соответствующих подразделений отдела внутренних дел.
Отделение обслуживало крупный обособленный микрорайон в левобережной (по левую сторону Волги) части города с населением около 25 тыс.человек, в народе именуемый «тридцаткой» (по названию ранее располагавшегося здесь авиационного завода № 30). Основную массу проживающих здесь составляли рабочие двух градообразующих предприятий - Дубненского машиностроительного завода и МКБ «Радуга», являвшиеся выходцами из соседнего Кимрского района Тверской области. Собственно, раньше эта территория и относилась к пос.Иваньково Калининской области.
В послевоенные годы находившееся здесь поселковое отделение милиции (ПОМ) возглавлял И.П.Никифоров, а уголовным розыском в нём рулил И.Г.Гаврилов. Поскольку дежурной части как таковой тогда не было, то обязанности дежурных выполняли наиболее подготовленные милиционеры, такие, как Т.М.Сомов, А.И.Захаров. В 1956 году посёлок Иваньково был включён в состав образованного города Дубны, который в свою очередь отнесли уже к Московской области.
Первым начальником ГОМ стал старший следователь майор милиции А.В.Скатков. Что вызвало у многих удивление, поскольку тому доселе не приходилось находиться на руководящей работе и он не обладал какими-то особыми управленческими навыками. К тому же в следственном отделении "был на своём месте". По всей видимости, определяющим фактором стало то, что тот уже основательно "выгорел", выработав свой следственный потенциал, и не видел для себя дальнейшей перспективы на прежнем месте. В общем, на предложение руководства ОВД поменять характер своей служебной деятельности он ответил благосклонно.
Следует признать, что в качестве администратора он оказался не ахти, но вот его огромный следственный опыт оказался как нельзя кстати: отныне процесс раскрытия преступлений стал более структуризирован и понятен. Если до сих пор оперативники варились в собственном соку, то назначение ему в заместители опытного бывшего старшего инспектора ОБХСС Н.А.Козлова в значительной мере позволило закрыть тему ОРД, что отразилось на профессиональном росте сотрудников и стало давать результаты.
В более позднюю милицейскую бытность коллектив поочередно возглавляли старшие участковые инспектора милиции А.С.Прохоров и В.В.Слепнёв, старший инспектор ГООП В.А.Трушков и старший оперуполномоченный УР Д.А.Челобитчиков. Каждый привнёс что-то новое в служебную деятельность подразделения, но ни один из них не позволил ему опускаться ниже изначально заданной планки...
Основной головной болью коллектива ГОМа с момента его создания было отсутствие благоустроенного помещения. Дело в том, что отделение размещалось в старом деревянном бараке довоенной постройки, соседствуя с некоторыми городскими службами (коммунальный отдел, БТИ) и спецмилицией.
Напротив через дорогу (в таком же старом бараке) размещались опорный пункт милиции и штаб ДНД, делившие здание с городской СЭС. После того, как в 1990-ые дружина приказала долго жить, эти помещения были переданы вновь образованному в левобережье паспортному столу.
По большому счёту, уже к началу 1990-ых помещения ГОМ требовали не то, что капитального ремонта, а сноса всего барака. Как же неприглядно тот смотрелся на фоне активной застройки тогдашней улицы Жданова (нынешней Тверской)! Как раз в 1987 году автор публикации получил квартиру в только что возведённой напротив современной девятиэтажке, поэтому сей контраст особенно бросался в глаза.
В бытность уже российской милиции автор публикации был закреплён от руководства ОВД за этим территориальным отделением милиции (существовала раньше такая практика), а потому был неплохо осведомлён о его жизни. Сразу вспоминаются все тяготы, с которыми сталкивался тогда коллектив ГОМа: сырое и плохо отапливаемое помещение, на стенах плесень, болтающаяся проводка, осыпающаяся штукатурка. Зимой нередко промерзали и лопались трубы, в связи с чем пользоваться водой и туалетом не было никакой возможности. Сегодня в подобное даже трудно поверить!
И вот наконец-то в 2006 году состоялась долгожданная передислокация ГОМа по новому адресу, а вместе с ней - переезд сотрудников в комфортные условия для службы.
Пожалуй, единственным (но чуть ли не главным) минусом этой пертурбации стало неудачное место расположения - вдали от центра, куда простому смертному (особенно, если тот не силён в городской топонимике) не так-то легко добраться. Зато сотрудникам по той же самой причине наступила лафа, ибо заявителей-просителей поубавилось, да и начальники и проверяющие всех мастей (включая и меня) стали к ним заглядывать значительно реже.
Переход в полицию и оптимизация штатов не сильно ударили по ГОМу. Даже наоборот - значительно структуризовали отделение: там появились самостоятельные отделения УР и УУП, для некоторых должностных категорий выросли потолки званий...
Со дня открытия внешний вид нынешнего городского отделения полиции не претерпел существенных изменений. В структуре преступности на обслуживаемой территории преобладают кражи и мошенничества. Из знакомых мне сотрудников (а теперь уже ветеранов) сегодня в строю остаётся лишь старший участковый, у которого скоро 25 лет выслуги и он на перепутье...
Чему был удивлён: в отличие от других подразделений отдела, с укомплектованностью здесь более-менее благополучно. Видимо, по-прежнему сказывается отдалённость ГОП от глаз высокого начальства и относительная служебная самостоятельность. Правда, во многом это благодаря многочисленным кимрякам и конаковцам, давно облюбовавшим подмосковную Дубну. Включая и нынешнего начальника ГОП, бывшего опера Конаковского РОВД. Кстати, обратил внимание, что ещё недавно работавший водителем сержант из того же Конаковского района Тверской области (с ним доводилось не раз добираться до своей деревни) уже сидит в дежурной части в звании младшего лейтенанта.
Все живут ожиданиями роста зарплаты (обещали прибавку в январе) и выплаты 50% размера предполагаемой пенсии (якобы ходят такие разговоры). А это дополнительные 15-20 тысяч к денежному довольствию, которая сегодня у полицейских составляет 60-70 тыс. Конечно, прибавка для потенциальных пенсионеров весьма неплохая, способная придержать их отток со службы, но на прочих категориях, увы, это не сильно отразится...
А ещё позабавило вот что. Присутствовавшего при нашем разговоре с полицейским майором незнакомого мужика с двухнедельной (как минимум) щетиной на лице тот представил, как начальника ГОП. Вот это был конфуз, ибо я по простоте своей душевной подумал, что это один из задержанных или заявителей!
Когда возвращался домой и переваривал в голове впечатления от увиденного-услышанного, всплыло авторское:
В наши дни стало всё по-другому,
И когда выхожу на Тверскую,
Я тоскую по первому ГОМу
И по бывшим советским ментам...
Жизнь давно бьёт по кругу знакомых,
Выбивая когорту людскую…
С каждым годом всё больше рискую
Кое с кем повстречаться не там…
Так что, храни вас, Бог, ветераны и бывшие сослуживцы!
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!