Найти тему
Балканист

«Всегда организованы и всегда готовы»: хорваты под властью Наполеона

Михаил Ващенко | Балканист

Масштабы великой империи, созданной на территории Европы в начале XIX века, всегда поражали воображение и современников, и тех, кто жил уже после её краха. А ведь в то время практически все европейцы, да и не только они, удивлялись тому, как бывшему младшему лейтенанту артиллерии, корсиканцу Наполеоне Буонапарте, удалось не только сделать, мягко говоря, фантастическую по меркам всех времён карьеру, но и покорить почти что пол-Европы. Под сенью «французского орла» были и многие хорватские земли (прежде всего далматинские), чьи жители не просто оказались в новой реальности в империи Наполеона, но и проявляли себя, в том числе и как воины его Великой армии.

Как всё начиналось

Сначала приведём ряд фактов мировой истории. Уроженец корсиканского города Аяччо Наполеон Бонапарт, начавший свою военную карьеру незадолго до Великой французской революции 1789 года и прихода к власти радикальных республиканцев-якобинцев, достиг первых значительных профессиональных успехов именно в борьбе с её противниками-роялистами (сторонниками королевской власти). Под его командованием в 1793 году был захвачен французский город Тулон, удерживаемый войсками роялистов и союзных им европейских стран. Спустя год после прихода к власти во Франции термидорианцев (более умеренных республиканцев) он продолжил свою военную карьеру, предприняв военный поход в северную Италию, где сражался с австрийской армией, а также с войсками множества итальянских государств, разбросанных тогда по всему Апеннинскому полуострову.

-2

Провальная кампания в Египте 1798 года, где французские войска сражались с англичанами, не поколебала позиций Наполеона, становившегося всё более популярным среди народа. В 1799 году он возглавил группу заговорщиков, недовольных властью Директории (правительством термидорианцев), и совершил переворот, став первым консулом Франции. Но всего через пять лет Наполеона перестало удовлетворять даже такое высокое положение, и в 1804 году он становится императором Франции, которая за все эти годы успела нажить себе врагов среди соседних европейских стран.

Одной из них была и Австрийская империя, успевшая повоевать с Наполеоном, когда он ещё был «революционером». В составе Третьей антифранцузской коалиции, вместе с Россией, Великобританией, Швецией и Неаполитанским королевством, Габсбургская монархия сражалась с войсками Наполеона, но в основном терпела поражения, в частности, в знаменитой битве при Аустерлице в 1805 году.

В ноябре того же года французские войска заняли Вену, а месяц спустя был заключён Пресбургский мир между Францией и Австрией, по которому последняя уступала Наполеону принадлежавшую ей Далмацию. Помимо этого, французские войска заняли ещё и Дубровник, бывший тогда независимым.

-3

Надо сказать, что, в отличие от Австрии, Россия не собиралась мириться с успехами Наполеона. В 1806-1807 годах русский флот под командованием вице-адмирала Дмитрия Сенявина успешно вёл бои против французов на территории Далмации и современной Черногории. Но по Тильзитскому миру 1807 года Россия признала все территориальные приобретения Франции. Так в Далмации и установилось французское правление.

Юг Хорватии под французским управлением. Иллирийские провинции

После оккупации этих территорий там была создана подчинённая Франции администрация, которую возглавил генерал-провидур Винченцо Дандоло и наполеоновский маршал Огюст Мармон. Далмация была разделена на четыре округа (Задар, Шибеник, Сплит и Макарска), которые состояли из кантонов. Административно Далмация была присоединена к Королевству Италия, которая также находилась под властью Наполеона. Новое далматинское правительство располагалось в Задаре. Оно подразделялось на шесть управлений, а интересы Далмации в правительстве наполеоновской Италии защищал отдельный министр. В качестве консультативного органа при генерал-провидуре существовал совет, состоявший из 48 членов, избираемых самим правительством, - по одному или несколько от каждого округа.

Огюст Мармон
Огюст Мармон

Судебная власть была отделена от администрации, заявлялось равноправие граждан перед судом и законом, что стало шагом вперед и отходом от прежних средневековых сословных привилегий. Новыми властями была отменена личная зависимость крестьян, церковная десятина, дворянство обложили налогом, хотя большая часть феодальных отношений в Далмации всё ещё сохранялась, а кроме того, все эти попытки французских властей ввести на новых территориях прогрессивный по тем временам «Кодекс Наполеона» порой разбивались о многовековые порядки и обычаи, которые соблюдало местное население. Поэтому в вопросах законодательства во «французской Хорватии» царил, проще говоря, бардак: действовали и прежние австрийские законы, и венецианские, и французские - но лишь в той мере, в какой они соответствовали местным реалиям.

Герб Иллирийских провинций. Источник: WikiCommons
Герб Иллирийских провинций. Источник: WikiCommons

Занимались французы в Далмации и вопросами просвещения. С 1806 года там издавалась двуязычная итало-хорватская газета «Кральски Далматин», открывались начальные и средние школы, где, впрочем, преподавание сперва велось только на итальянском языке. Было развёрнуто строительство дорог, к примеру, «Наполеонов путь» из Дубровника в Книн. Однако в экономическом плане Далмация развивалась слабо, чему способствовала морская блокада со стороны Великобритании и России. Вдобавок отменой прежних сословных и местных привилегий были довольны далеко не все жители Далмации, а многие из них продолжали видеть в французах «безбожников и якобинцев».

Тем временем Наполеон продолжал вести войну в Европе, в том числе против Австрии. Успехи на полях сражений привели к заключению мира в Шёнбрунне в 1809 году, по которому Габсбургская монархия уступала Франции ещё часть своих земель на юге Европы, в том числе полуостров Истрия, часть современных австрийских и словенских территорий. Все они, наряду с ранее завоёванными хорватскими территориями, вошли в состав новообразованных Иллирийских провинций (Иллирия - древнее название Западных Балкан) во главе с маршалом Мармоном, которому была предоставлена практически неограниченная власть.

Пограничный столб между Австрийской империей и Иллирийскими провинциями. Фото: Suradnik13/WikiCommons
Пограничный столб между Австрийской империей и Иллирийскими провинциями. Фото: Suradnik13/WikiCommons

Помимо стремления новых властей привить жителям Далмации и прочих территорий, входивших в состав провинций, европейские законодательные нормы, их важным шагом стало признание «иллирийского» (хорватского) языка как официального. Был издан указ о введении школьного образования на хорватском, увидел свет «Новый иллирский словарь» авторства далматинского священника Шиме Старчевича. Всё это подготовило почву для подъёма национального самосознания хорватов уже после окончания наполеоновских войн.

Хорваты в составе наполеоновских войск. Конец французского владычества

А что же с покорившей пол-Европы «Великой армией» Наполеона? В ней нашлось место и хорватам. Ещё в 1806 году было сформировано несколько далматинских батальонов, подчинённых королю Италии (то есть Наполеону), объединённых потом в один королевский Далматский полк. Уже после формирования Иллирийских провинций, в 1810 году, был создан отдельный Иллирийский полк, а год спустя - два временных хорватских полка. Все они участвовали в походе Наполеона на Россию в 1812 году. 1-й временный хорватский полк участвовал в Бородинском сражении, а после оставления русскими войсками Москвы был расквартирован в близлежащем селе Всехсвятском (современные районы столицы Аэропорт и Сокол). Сражались хорваты храбро, солдаты одного только этого полка получили шесть орденов Почётного легиона. То же можно было сказать и про 3-й хорватский полк, почти полностью погибший при переправе французов через реку Березину, и Иллирийский полк, из двух с половиной тысяч личного состава которого к ноябрю 1812 года осталось сорок человек, и королевский Далматский полк.

Французскому генералу Франсуа Антуану Тесту приписывали такие слова о хорватских солдатах: «Всегда организованы и всегда готовы». И действительно, хотя хорватские полки Великой армии не сыграли сколько-нибудь значительной стратегической роли в походе Наполеона на Россию, но проявляли себя отважно, оставив в полях России две трети своего личного состава. Спастись удалось в основном офицерам, которые в большинстве своём были французами.

Впрочем, множество хорватов попадало и в плен, причём судьбы этих пленных складывались самым причудливым образом. Один из них, уроженец хорватского Шибеника, капитан Иллирийского полка Иван Симонич, уже находясь в плену, принял русское подданство и поступил на службу в русскую армию, где дослужился до генерал-майора и даже занимал пост полномочного министра России в Персии, сменив там убитого А.С. Грибоедова.

Наполеоновская империя приближалась к своему краху. После «битвы народов» под Лейпцигом в октябре 1813 года существование прекратили не только хорватские полки французской армии, но и Иллирийские провинции, вернувшиеся под власть Австрийской империи. Так закончилась короткая жизнь хорватов под французским владычеством, в ходе которого они проявили желание жить скорее по заветам отцов, чем по Кодексу Наполеона, так и успехи в воинском искусстве, чем, впрочем, отличались на протяжении всей своей истории.