Вроде бы и ребенок не очень тяжелый, достаточно сохранный, милый и неагрессивный, однако в условиях группы - сразу теряется, нервничает, и со стороны это выглядит так, будто бы он - ну совсем ничего не соображает.
А когда его мама утверждает обратное и говорит, что ребенок "всё умеет и знает, просто в коллективе не может сосредоточиться", многие педагоги, естественно, реагируют на это весьма скептически…
Ну, например, в нашем специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ такие ситуации на занятиях возникают часто. Я имею в виду, когда ребятенок на уроке даже "каля-маля" карандашиком нарисовать не может, а мама утверждает, что он дома и котиков рисует, и собачек, а его рисунки занимают почетные места на творческих конкурсах областного масштаба.
И, конечно, когда мама говорит, что единственная помеха для ребенка - это присутствие посторонних в кабинете, а не отсутствие способностей и любви к рисованию, конечно же, это воспринимается педагогами как отговорка и способ как-то выгородить свое родное дитя.
Не спорю, это понятно и похвально! Ведь любая любящая мама выгораживает и защищает честь ребенка как умеет.
Только вот… за годы работы в кружковом отделе спецучреждения, привыкли педагоги к тому, что родители их подобным образом вводят в заблуждение и поэтому едва ли примут на веру такие оправдания.
Но всё же… Если подумать…
Отойду немножко в сторону. Хотя, думаю, эта ситуация на самом деле намного ближе к нашей ситуации с конкретным ребенком, чем кажется на первый взгляд.
Почему-то, когда я собиралась написать о ребенке, я вспомнила одну из бывших заведующих нашим творческим отделом!
Хорошая женщина была: и руководитель вменяемый, и человек приятный. А еще опытный педагог.
И она - не только руководила (в нормальном смысле этого слова), но также и сама вела кружки ("пейп-арт" и "валяние"). И тоже большую часть рабочего дня проводила в нашем же творческом кабинете (да-да, не удивляемся, в одном кабинете у нас трудятся сразу несколько педагогов, и у каждого - одновременно проходят занятия с детьми).
А так как, я повторюсь, педагогом она была отличным, выкладывалась она на своих занятиях на сто процентов! Работала с душой и вдохновением, стараясь не зацикливаться на том, что ребятки наши - ну очень тяжело "усваивают материал"…
А проведя без перерыва 6 или 7 занятий, она, в странном состоянии и настроении, падала на свой стул. Зрелище то еще: глаза - навыкате, лицо - красное, одышка…
И тут начинается "ритуал!"
Придвигает она свой стул ближе к стене, берет шаль и набрасывает на плечи. Потом откидывается назад, прислонясь к стене, заворачивается в шаль как начинка в блинчик и полушепотом говорит:
- Так, девочки, меня в ближайшие полчаса не беспокоить. Всё! Я в домике!
Закрывает глаза и… полчаса "заряжается". А у меня и других коллег - занятия в кабинете все равно продолжаются, однако заведующая вообще никак на них не реагирует.
Но тот, кто посмеет лично её в этот момент потревожить - огребет по полной!
Мы-то к этому привыкшие, относились к "ритуалу" заведующей легко. Даже если какой-нибудь педагог из другого отдела заглядывал в это время в кабинет и хотел что-то спросить - мы махали руками и просили подойти попозже. И говорили, приставив палец к губам:
- Тссс, она в домике!
А что со мной?
Со временем, я тоже стала понимать бывшую заведующую.
Постоянно крутясь на работе среди вечных людей, в гвалте, грохоте, криках, постоянно отвлекаясь туда-сюда-обратно, постоянно держа руку на пульсе и пытаясь контролировать то одного, то другого, постоянно разрываясь между тяжелыми детьми и родителями - действительно, любой человек, даже самый крепкий, без "перезарядки" может рехнуться.
И я поняла, как же мне самой не хватает этого "домика"!
Только вот "фокус" нашей бывшей заведующей - со мной почему-то не работал. Даже несмотря на то, что свою "волшебную" шаль - она, когда увольнялась, оставила мне на память. Ну не получалось у меня вот так сесть, как она, завернуться в шаль и мысленно "уйти в домик"…
Но зато… домик возник как-то сам по себе.
Так вышло, что мой рабочий стол стоит в уголке у окна, а слева от меня - довольно громоздкий шкаф с дверцами (там реквизит для театрального кружка, куклы и папки со сценариями).
И, если открыть дверцу этого шкафа, как раз полностью перекрывается проход к моему столу. Еще и сам стол не виден. И меня - тоже не видно! И я там - на самом деле, как в домике!
А если еще перед моим столом детский рабочий столик поставить - так вообще блеск! Бункер, ни дать ни взять!
И, когда выдаются небольшие перерывчики или "окошки" между уроками (например, кто-то приболел и не смог прийти на занятие), я открываю дверцу этого шкафа, тоже отодвигаюсь на стуле к стене, тоже заворачиваюсь в шаль… только еще наушники надеваю (специально для этого релакс-музыку в телефон накачала). И ненадолго ухожу в себя… Так надо!
А теперь - о ребёнке!
Да-да, так увлеклась, что немножко забыла об основной теме…
Ксюша
Девочка из стационара, 9 лет, диагноз - неизвестен (но формально те же размытые "ментальные нарушения").
Миленькая, аккуратная. Навыки самообслуживания - сформированы, речь - есть, уровень развития, по мнению дефектолога - как у крепкой первоклашки. Но по факту Ксюша - второклассница, находящаяся на домашнем обучении.
Это про неё мама сказала, что она "делает ВСЁ, но только НЕ в присутствии других детей". И мама - заранее нас предупредила, что занятия Ксюше подходят только индивидуальные (ну это и понятно).
Конечно, в условиях нашего "коммунального" кабинета, устроить для Ксюши занятия "без посторонних" - крайне тяжело… И лишь из-за того, что один педагог был в отпуске, а другой - на больничном, удалось выкроить за трехнедельный курс по 2 занятия в те дни недели, когда я работала в кабинете одна.
И действительно!
Ксюша работала просто замечательно! В моём сложном кружке оригами - она без особых усилий работала в соответствии с планом, не капризничала, поделки складывала старательно и аккуратно, внимательно прислушивалась к инструкциям! Ну просто золото, а не ребенок!
И тут одна из коллег вернулась с больничного…
Конечно, это хорошо, и пусть все будут здоровы, но… занятия с Ксюшей - враз потеряли свои качества.
Ну, естественно, у коллеги тоже были на это время занятия в кабинете, с другими детьми. И те дети - неизбежно смотрели на Ксюшу, на то, что она делает. А она - отвлекалась на их диалоги (если те умеют разговаривать) или крики (если не умеют). Да или просто другие дети задевали её стол (в нашей тесноте - такое тоже неизбежно случается).
Ох, как тяжело стало Ксюше заниматься и поделки складывать!
Почему-то, руки враз перестали слушаться. Вот вроде бы хочет как обычно согнуть бумажечку, но руки начинают "летать", а кисти рук - неконтролируемо "крутить стереотипные фонарики" в воздухе.
Тут уже и сама Ксюша начинает не просто раскачиваться, а резко отклоняться то влево, то вправо, то еще как-нибудь, прямо как те надувные рекламные куклы-завлекалочки возле магазинов на ветру!
Девчонка - расстраивается и чуть не плача и пытаясь прижать бумажку подпрыгивающими руками, говорит:
- Никак! Ыыыы! Не полу… не полу-ча-ет-ся!
Вот! Даже разговаривать ей в этот момент трудно, зуб на зуб не попадает.
Одно занятие мы так промучились, так и не сделав поделку.
А на следующее занятие…
Как только к соседке по кабинету тоже пришли ребята на урок, Ксюшу опять начало "колбасить". Вот честно, хочет человек поработать, тянется, старается а… Никак! Вот правильно Ксюша говорит!
И тут меня "осеняет" идейка!
И я предлагаю Ксюше поработать… В МОЁМ "ДОМИКЕ"!
Сажаю её за свой рабочий стол и открываю дверцу шкафа, спрятав и Ксюшу от посторонних, и посторонних от Ксюши.
Быстренько перекидываю на этот стол заготовки, а сама - сажусь на детскую парту, напротив Ксюши, но чуть ближе к открытой дверце шкафа, полностью перекрывая ей обзор в кабинете.
И она сидит там, замурованная дверцами-шкафами-столами, как в киоске, и… начинает спокойно, размеренно, аккуратно, так, как она умеет, складывать поделку! И не трясется! И руки - не летают! И сама Ксюша - улыбается! Урааа!
А мама Ксюши - на самом деле никого не обманывала. И вообще, замечательная женщина. Ведь у плохих родителей - едва ли была бы такая воспитанная и старательная дочка!
Вам же, дорогие читатели, удачи и успехов в любых начинаниях.