Найти в Дзене

Международный симпосий современного искусства «АРХЕ-НАЧАЛА»

"Международный симпосий современного искусства «АРХЕ-НАЧАЛА»" - международный проект в сфере культуры, автором идеи и главным организатором которого является Дмитрий Михалевский.

Главными события проекта за время его существования стали

«Первый российско-греческий симпосий современного искусства» проводился в Петербурге в октябре-декабре 2006 года.

«АРХЕ-НАЧАЛА» - поездка группы петербургских художников и зарубежных музыкантов в Греции в 2008 году.

Детский проект – выезд группы детей в Афины (Греция) в 2018 году.

Цели проекта

Мы заявляем целью данного проекта формулировку мировоззрения новой эпохи, реализацию на практике и в теории новой парадигмы.

Цель настоящего проекта раскрывается через создание активной культурной среды, как единого творческого бытия, в котором становилось бы возможным переосмысление стереотипов, сформированных действующей парадигмой.

Чтобы преодолеть существующую инерцию, которая довлеет как над физическим, так и ментальным бытием каждого из нас, мы решили собрать вместе результаты своих трудов в различных областях, объединив их без каких-либо претензий профессиональной иерархии, т. е. поступить так, как это происходило в Древней Элладе. Тогда художник оставался ремесленником, занимавшимся «технэ», а «искусство» составляло практическое знание магических секретов мастерства. Продуктом этого творческого процесса являлся сам человек, достигавший некоего качественно нового уровня своего развития, обретавший новую целостность.

Одновременное проведение жанрово различных акций, позволит создать и ощутить атмосферу, увидеть в представленном материале единое связующее звено, каковым является древнегреческая культура. Привычное осовременивание всего, что связано с Древней Элладой, уступит место осознанной и творческой рефлексии. В результате подобного отстранения, станет возможным постижение человека иной эпохи, продуктов его творческой деятельности, а через это, и самих себя.

Первый Симпосион современного искусства АРХЕ, состоявшийся в Санкт-Петербурге в 2006 году, вырос из презентации книги Дмитрия Михалевского «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии». В 2005 году в ЦДХ в Москве, на Международной книжной ярмарке «Non-Fiction’05» художник Михаил Шемякин предложил автору сделать презентацию в его Фонде. Далее последовала цепная реакция – и спустя время культурное пространство Санкт-Петербурга заполнилось множеством больших и малых событий, вовлекающих в проект «АРХЕ» самых разных участников, в том числе и юных художников.

Кураторы детского проекта «АРХЕ» Ольга Михайлова (Школа искусств «На Васильевском») и Татьяна Кочеткова (средняя школа №323) показывают потрясающие рисунки детей, присланные на конкурс «Моя Эллада» и письма (тоже конкурс – «Письмо греческому другу»), одно из которых так и начинается: «Здравствуй, дорогой грек!»

««Симпозиум» - это древнеримское слово, а «симпосий» – древнегреческое. Кроме того, симпозиум имеет современный смысловой стереотип, который не соответствует нашим целям. Мы будем говорить о Древней Греции, но как бы через самих себя. Не подражая древним, а пытаясь понять их как живых людей… Это не фестиваль, не конференция в чистом виде, не выставка и не концерт - все события симпосия объединены единой идеей».

Обычно фестиваль – это собрание раздельных самодостаточных произведений. Подобие концерта, исполняемого разными солистами. В нашем случае это, скорее, крупная форма, номера которой строго подчинены единому замыслу, но манера высказывания свободная. Ведь само слово «симпосий» означает собрание, на котором древние греки в непринужденной беседе обсуждали насущные проблемы своего времени.

Идея симпосия родилась из презентации книги Дмитрия Михалевского «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии», которая вышла в свет в издательстве «Алетейя» в 2005 году. Идея получила активный отклик интереснейших людей, среди которых выдающиеся петербуржские живописцы – Глеб Богомолов, Александр Кондуров, Вячеслав Бегиджанов, Анатолий Васильев, скульптор Владимир Цивин, режиссеры Драматического театра на Литейном Александр Гетман (худрук театра) и Андрей Прикотенко, режиссёр «Театра под самой крышей» Владимир Фунтусов и многие другие.

В результате симпосий проходил на нескольких площадках города на протяжении почти двух месяцев.

Владимир Фунтусов проявил невероятную смелость, взявшись за постановку весьма непростой философской работы, изложенной в литературной форме тремя гуманитариями – Еленой Иваненко, Мариной Корецкой и Еленой Савенковой – под названием «Поиск Антропоса на сцене». Благодаря таким актерам, как Иван Краско, Елена Толубеева, Елена Соболева, этот труд обрел сценическую форму, послужив материалом дискуссии в рамках Симпосия – какова психология современного человека, и могут ли духовные лакуны нашего времени быть заполнены высочайшими эстетическими и этическими достижениями великой культуры Эллады?

Зрителям будут представлены пьесы, которые крайне сложны в постановке. В частности, блистательная философская работа, которую написали три прекрасные молодые женщины - философы из Самарской гуманитарной академии. Смысл работы – показать, что греки говорили на языке, который для нас, в значительной мере, остается непонятным, потому что это были другие люди, которые думали и чувствовали иначе. В первом акте участвуют три удивительных персонажа: Европа – полуженщина-полутерритория, Ариадна – полуженщина-полулабиринт и Минотавр – получеловек-полубык, знатный искусствовед… Благодаря таланту усилиям режиссера Владимира Фунтусова это произведение удалось адаптировать к симпосию. Оно было показано публике в виде сценических читок, в которых приняло участие Иван Краско, Екатерина Толубеева, Елена Соболева и другие известные актеры. Специально для этой постановки написаны картины и музыка.

В те же дни были поставлены еще две пьесы греческих авторов. «Орест» Георгиоса Бутонакиса. Автор, профессиональный психоаналитик, предложил новую версию известного мифологического сюжета. Прочитали ее Ольга Обуховская и Сергей Янковский. «Последний аборт» Париса Такопулоса. Прекрасно сыграли на малой сцене Учебного театра студенты четвертого курса Академии театрального искусства на Моховой.

19 ноября «Первом российско-греческом симпосии современного искусства» гостил в Театре на Литейном. В этот вечер играли спектакль «Эдип-царь» в постановке режиссера Андрея Прикотенко. Его взгляд замечает древность трагедии, несоразмерность современной жизни ее величию. Но не находит в этом повода для печали. Скорее – повод для игры. Эту историю о Судьбе и человеке рассказали трое актеров: Ксения Раппопорт (актриса Малого драматического театра – Театра Европы), Тарас Бибич и Игорь Ботвин. Этот спектакль – необычайно острой драматической формы, где со сцены звучат актуальные, волнующие вопросы, на которые древние давали одни ответы, а мы должны дать свои – может быть, совершенно другие?

«Мы хотим понять, кто мы, говорим о мире, над которым висит угроза катастрофы, и говорим о том, что есть в этом мире свет и надежда», - заявляет Андрей Прикотенко.

После спектакля Театр на Литейном и фестиваль «Первый российско-греческом симпосий современного искусства» провели совместную акцию: круглый стол и творческая встреча «Античность – вчера, сегодня, завтра». В программе – обсуждение спектакля «Эдип-царь», а также такая тема, как место античного наследия в современной культуре.

Александр Гетман: «Это замечательная затея – вновь обратиться к античному миру. Ведь нас волнуют те же проблемы, которые люди пытались решить две с половиной тысячи лет назад. Человек всегда пытался понять себя, понять мир». (Античность – вчера, сегодня, завтра».

Участники конференции:

Александр Владимирович Гетман - Драматург, художественный руководитель Театра на Литейном, заслуженный деятель искусств России

Ксения Раппопорт - Актриса Малого драматического театра – Театра Европы, исполнительница роли Иокасты в спектакле «Эдип-царь»

Игорь Ботвин - Актер, исполнитель роли Эдипа в спектакле «Эдип-царь»

Тарас Бибич - Актер, исполнитель ролей Креонта, пророка Тиресия, Коринфского вестника, Пастуха Лаия в спектакле «Эдип-царь»

Йоргос Ботонакис - Драматург, практикующий психоаналитик

Парис Такопулос - Драматург, театральный критик, поэт и автор прозы.

Елена Иваненко, Марина Корецкая, Елена Савенкова. Авторы пьесы "Поиск Антропоса на сцене"

Фунтусов Владимир Павлович - Режиссер театра "Под самой крышей"

Благодатов Николай Иннокентьевич - Критик, искусствовед

Белков Вячеслав - Поэт

Черняев Владимир Александрович - Писатель, глава муниципального образования 55

Шевелев Иосиф Шефтелевич - Почетный академик архитектуры, заслуженный архитектор

Иваненко Алексей Игоревич - доцент кафедры истории и философии СПбГТУРП, кандидат философских наук

Кудрявцева Елена - Кандидат психологических наук

Власова Елена - Искусствовед

Изотова Маргарита - Искусствовед

Герцман Евгений Владимирович - Доктор искусствоведения, профессор, крупнейший специалист в России по истории античного и византийского музыкального искусства, автор более 100 научных работ, в том числе нескольких монографий, посвященных проблемам теории музыки, античному и византийскому музыкальному мышлению.

Юсфин Абрам Григорьевич - Композитор, музыковед, член Союза композиторов России, Председатель композиторского круга «Мелос»

Спивак Дмитрий Леонидович - Директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. Старший научный сотрудник, доктор филологических наук.

Савкин Игорь - Издатель. Директор Издательства "Алетея"

Светлов Роман Викторович - Доктор философских наук, профессор. Директор издательства Санкт-Петербургского Государственного университета

Валицкая Алиса Петровна - Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой этики и эстетики факультета философии человека Университета им. Герцена

Турчинская Елена Юльевна - Кандидат искусствоведения. Доцент кафедры искусствоведения Гуманитарной Академии профсоюзов

Кудрявцева Татьяна - Кандидат исторических наук, доцент кафедры античной истории Санкт-Петербургского государственного Университета

Харламова Наталья Олеговна - Поэт переводчик

Валявский Андрей Степанович - Академик международной академии «Информация, связь, управление в технике, природе и обществе», доктор философии

Полторак Сергей Николаевич - Доктор исторических наук, главный редактор издательства "Нестор"

Козлов Валерий - Председатель Ротари Клуба «Белые ночи Санкт-Петербурга».

В программе Симпосия были выставки живописи в галерее IFA, графики, фотографии, городской конкурс детского рисунка «Моя Эллада» в Фонде художника Михаила Шемякина. В рамках организованной по случаю Симпосия трехдневной научной конференции состоялся обмен мнениями, в котором приняли участие интереснейшие люди. Среди них не могу не назвать Почетного академика архитектуры, автора многочисленных исследований Золотого сечения Иосифа Шевелёва.

14 ноября галерее «Фундус» Дома Кино, (Караванная, 12) в рамках проекта «Первого российско-греческого Симпосия современного искусства» состоялось открытие выставки «Архе-Начала» графика Петербургских художников.

«Мы, в своем бесконечном движении больше всего ищем и стремимся обрести покой, найти ту самую форму идеального состояния, когда дух и плоть пребывают в гармонии целого» - это слова искусствоведа Е. Власовой о выставке «АРХЕ-НАЧАЛА», что состоялась в Румянцевском особняке, в полной мере относятся и к работам Людмилы Ковалевой-Кондуровой, Латифа Казбекова, Надежды Николаевой, Павла Обуха, Надежды Анфаловой, Катерины Кузнецовой, Елены Фирсовой, Виктора Иванова, Неониллы Лищинской, Татьяны Леоновой, Лины Беликовой, Владимира Радина.

В работах петербургских художников античные сюжеты обрели современные формы, что само по себе говорит об актуальности поднятой темы.

Выставка продлится до 12 декабря 2006 г.

В контексте всего происходившего состоялась Выставка одной книги и презентация книги Дмитрия Михалевского «Неизвестная Античность: Великий миф о Великой трагедии».

25.11.2006 в Центра на «Пушкинской 10» состоялась фотовыставка

В рамках симпосия особое место занимал музыкальный проект. Очень приятно, что судьба свела меня с американским исполнителем и композитором Диметриусом Спанеасом, удивительным человеком, великолепным импровизатором и тонким знатоком музыкальной и литературной культуры. Диметриус – грек, живет в Соединенных Штатах и очень сильно увлечён культурой Древней Греции. Не случайно, приехав в Петербург, самый «греческий» город Европы, он взял с собой сборник диалогов Платона.

Мы быстро нашли общий язык, и у нас сразу же возникли совместные творческие планы. Сейчас Диметриус работает над музыкой для пластического спектакля, который мы собираемся показать во время второго Симпосия. В этой работе он использовал мои «пространственные» идеи, изложенные в книге «Неизвестная Античность...» Совместно с петербургской исполнительницей ладовых и средневековых импровизаций Галиной Парфеновой Диметриус записал уникальный диск. Диск опять-таки создавался в рамках нашего Симпосия. Презентация музыкальных проектов пройдёт в двадцатых числах февраля в Фонде Шемякина.

Генеральный консул Греции в Петербурге господин Димитрос Летисос, который участвовал в открытии всех мероприятий симпосия, включил его в официальную программу «Дней Греции в Санкт-Петербурге».

Список спонсоров, он внушителен и говорит о том, что поднятая проблема актуальна. Генеральное Консульство Греции в Санкт-Петербурге, Фонд художника Михаила Шемякина, Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологи, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Греческий культурный центр в Москве, корпорация «Моушн» – организации, которые моментально откликнулись на предложение. В этом году мы снова не одиноки, потому что вместе с нашими прежними соратниками свою помощь предлагают и другие компании. К примеру, поддержать фотографическую часть проекта вызвалась международная клиника «Медем». «Петербурский дневник» и «Невский альманах» выступили информационными спонсорами этой акции.