Найти тему
Газета Предгорье

Нам здесь жить!

Что сейчас представляет из себя станица Хамкетинская, есть ли у неё будущее и каким оно может быть?

Пустующее здание бывшего ФАПа.
Пустующее здание бывшего ФАПа.

Сегодня в станице проживает около 500 человек. Это по документам. По факту половина домов пустует, особенно зимой. В советское время станичников было намного больше. Это видно даже по расположению уцелевших домов и хат, которые ещё не снесены или не разрушились сами, будучи покинутыми хозяевами. Их разделяют большие и малые поляны, где часто можно увидеть пасущихся домашних животных либо заросли кустов и молодых деревьев – природа отвоёвывает своё у человека.

Работы в станице практически нет – никакие предприятия здесь не функционируют.

Из организаций – школа-девятилетка, почта, ФАП, построенный на месте бывшего сельского клуба. Да ещё магазин и ларёк. Вот, пожалуй, и все места, где могут работать станичники.

40 лет назад всё было иначе. Жители трудились в колхозе «Путь Ленина», в баракаевском лесничестве, в плодосовхозе, в наследие от которого до сих пор остались огромные по площади сады. Всего в станице было более 200 рабочих мест.

Другое время

Единственный квартальный здесь Виктор Назаренко, коренной хамкетинец. Сколько лет он «кварталит», припомнить не может и сам.
Единственный квартальный здесь Виктор Назаренко, коренной хамкетинец. Сколько лет он «кварталит», припомнить не может и сам.

— Трудно поверить, что когда-то и за лесом у нас ухаживали, и заготпункт работал, и фрукты сушили, животноводческие фермы функционировали, — вспоминает Виктор. – А сейчас время другое. Правда, переселившиеся из городов люди пытаются возродить сады, однако самого обновления пока не видим.

Практически все земли в округе, кроме леса, принадлежат крестьянско-фермерским хозяйствам, агрокомплексу «Губское» и предпринимателям, поэтому для скота мест выпаса как таковых нет. Пастбищем у нас стала сама станица и ближайшие её окрестности. Тем, кто переехал сюда из больших городов, это не всегда нравится, но другого выхода нет. За счёт животноводства в основном люди здесь жили и раньше, поэтому пытаться запретить выпас скота – это оставить людей без домашних животных. И тогда станица вообще исчезнет. Она существует, как говорится, не благодаря, а вопреки. Клуба нет, детского сада нет, а в школе из восьми педагогов местный только учитель физкультуры.

Даже с мусором теперь проблема. Новые машины регионального оператора через речку не переезжают, собирают мешки только вдоль центральной улицы раз в неделю по пятницам, а старым людям трудно каждый раз нести весь накопленный мусор через половину станицы. Кого-то соцзащита выручает, кого-то родственники или соседи. Да и лежит всё прямо на обочине. Нам нужно хотя бы четыре контейнера на станицу – и было бы с этим вопросом намного проще.

Памятный знак, установленный к столетию станицы, обветшал. На нём табличка, а что написано – не различишь, уже ничего не видно. На ремонт денег нет. Ремонтируем своими силами, но надо уже что-то делать с ним более конкретно. Устарел он и выглядит не очень. В лесу стоит памятник погибшим лётчикам. Там тоже ничего не было видно, но предприниматель к 9 Мая сделал небольшой ремонт.

В парке есть детская площадка. А вот ребятам постарше нечем заняться. Пригодилась бы площадка со спортивными снарядами для упражнений. Я был в Курганинске. Там практически возле каждого дома такая площадка или турники. Не одна на микрорайон, как в Мостовском, а именно возле каждого дома. И везде ребята, подростки занимаются. А чем наш район хуже? Уж на одну площадку в Хамкетинской можно средства найти.

 — Я вот ещё про дорогу через сады хочу добавить, — присоединяется к беседе житель станицы Владимир Кабасакалян. — У нас она с основания станицы всем была доступна. В царское время отсюда в Адыгею даже Александр Второй проезжал, адыгейцы поставили ему памятник на этой дороге. А сейчас и проехать никто не может. С шестнадцатого года дороги для станичников просто нет – частная территория.
— Я вот ещё про дорогу через сады хочу добавить, — присоединяется к беседе житель станицы Владимир Кабасакалян. — У нас она с основания станицы всем была доступна. В царское время отсюда в Адыгею даже Александр Второй проезжал, адыгейцы поставили ему памятник на этой дороге. А сейчас и проехать никто не может. С шестнадцатого года дороги для станичников просто нет – частная территория.

Такая у нас жизнь

Дарья Либухова много лет трудится в местном магазинчике. Она тоже уроженка станицы Хамкетинской, но сейчас ездит на работу из Баракаевской.
Дарья Либухова много лет трудится в местном магазинчике. Она тоже уроженка станицы Хамкетинской, но сейчас ездит на работу из Баракаевской.

— Станица вымирает, — считает Дарья Либухова. – Много чего надо сделать здесь, чтобы оживить её, но главное для нас – это подъездная дорога из Губской и интернет. Часть дороги заасфальтировали, а остальное кому-то оставили, так и ездим по гравийке в клубах пыли. С интернетом большие проблемы – ходим по станице и ищем места, чтобы поймать сеть. Вот на входе в магазин сейчас сеть есть, внутри, в помещении, нет. Так и мучаемся. Посмотрите – это самый центр станицы, а вокруг одни развалины. Напротив стоит здание бывшего общежития для учителей – оно почти развалилось. На той стороне парка здание без окон – это бывший детский сад. В парке, сами видите, два старых деревянных столика со скамейками – места отдыха ну прямо на уровне ХХI века. Губская администрация обещала благоустроить парк, скосить траву, но вместо неё травой заняты коровы. Они выручают, не позволяют бурьяном сильно зарастать. Клуба у нас нет. Построили новый модульный ФАП, а работать в нём некому – к врачам и за лекарствами надо ездить в Губскую. Единственная доступная медицинская помощь – это скорая, но она когда 40 минут едет, а когда и два часа ждёшь. Сколько уже поумирало хамкетинцев, так и не дождавшись врачей. Правда, работал у нас какое-то время фельдшер, хороший парень, но уехал на СВО защищать Россию. ФАП по графику должен принимать пациентов один или два раза в неделю, а стоит закрытый, по-моему, никто из медиков сейчас сюда и не ездит. Несколько человек поменялось, не задерживаются.

Работы вообще нет никакой. Раньше были колхозы, совхозы. Сейчас всё развалено. Людей осталось совсем мало, может, человек 200 живут постоянно, а остальные летом приезжают.

Школа – это единственное место, где в станице можно работать. Почта открыта три дня в неделю, а сейчас ещё единственный почтальон в отпуске. Поэтому машина приезжает, оставляет письма у нас, в магазине, а потом почтальон забирает и разносит. Даже если в отпуске – заменить ведь некем.

По словам станичников, дети летом отдыхают в основном на речке, рыбачат. Выше парка есть футбольное поле, где ребята гоняют мяч. Речка, поле, интернет, летний лагерь при школе в начале июля – вот, пожалуй, и все развлечения здешних подростков. Впрочем, за станицей на горке есть ещё сосновый лес с кручами, который просто обожает здешняя ребятня. Там юные хамкетинцы вовсю бегают, резвятся, играют в казаки-разбойники, в разведчиков и в другие игры. Это, кстати, излюбленное место для игр не одного поколения станичников.

Учительница начальных классов, а ныне пенсионерка Александра Сологуб застала времена, когда преподавателей в школе было вдвое больше, чем сейчас.

— Когда я после учёбы пришла в школу, здесь было 87 учеников и около 15 педагогов, причём учителя в основном местные, – вспоминает Александра Николаевна. – Основным зданием было другое, но оно постепенно приходило в негодность. Потом построили новое, а старое лет 20 назад разрушили. Через дорогу располагалось поле с площадкой для спортивных занятий. Там была оборудована полоса препятствий. На перекладине висели тросы, по которым на уроках физкультуры школьники любили взбираться наверх. Перекладина стоит до сих пор как напоминание о прошлом. Угловое здание внизу, возле магазина, — бывшее общежитие для приезжих учителей, где жили в основном молодые педагоги. Многие вышли в станице замуж, так и остались здесь жить и работать. Но всё это сегодня в прошлом. Учеников в школе теперь намного меньше, а учителя приезжают на своих автомобилях на занятия из других населённых пунктов.

И наш знакомый Виктор Назаренко в своё время обучался в школе у Александры Сологуб – она была его классной руководительницей, работала учителем начальных классов не одно десятилетие.

Новые хамкетинцы

Юлия Шанти.
Юлия Шанти.

Юлия Шанти – приезжая. Между Питером и Хамкетинской она сделала выбор в пользу последней. Шанти – это не фамилия, а её второе имя, означающее мир, покой, гармонию. По мнению Юлии, станица Хамкетинская – именно то место, которое отвечает жизненным принципам людей, ставящих во главу угла личностный, а не карьерный рост, внутреннее умиротворение, единение с природой и не отказывающихся при этом от благ цивилизации. Поскольку Юлия – один из лидеров среди людей, переселившихся из городов в станицу Хамкетинскую, мы попросили женщину поделиться тем, что привело её и других бывших горожан в этот затерянный мир.

— О существовании Хамкетинской я узнала лет шесть назад от друзей, которые приехали сюда и купили здесь землю, — рассказывает Юлия. – Позвали меня в гости, я приехала. Они мне предложили купить участок по соседству. Место очень понравилось, но тогда как-то не сложилось, а через некоторое время, когда ввели карантин, город практически был закрыт, мы приехали сюда, так как хотели жить на свободе. Это было весной 2020 года. Живу я здесь четыре года. С Питером, конечно, у меня связи сохранены, но проживаю я не там, а в Хамкетинской практически круглый год. Пришлось сначала и дровами дом топить, и воду носить из речки, но довольно быстро все бытовые вопросы были решены: установили тёплые полы, пробили скважину, словом, стали жить при полном комфорте.

Познакомилась с теми, кто приехал сюда до меня с аналогичными целями. У меня было много проектов, направленных на благо людей и общества в России и за границей. В Абхазии, Индии, других странах моя основная деятельность касалась взаимоотношений между людьми: это помощь госпиталям, детским домам, бесплатная раздача еды, одежды, бесплатные психологические тренинги, даже был бесплатный центр психологической помощи. У меня со школьных лет — ориентация на человека и общество, и эта сфера меня интересует больше, чем какая-либо другая.

Я приехала сюда, потому что поняла, что надо быть ближе к природе. К этому шла давно. Было понятно, что Санкт-Петербург рано или поздно перестанет меня интересовать. Пожила в Индии, в Абхазии, но когда попала сюда, здесь всё сошлось. Для активной жизни нет преград и в глубинке.

Я здесь делаю практически то же самое, что в Санкт-Петербурге: ко мне приезжают люди, отдыхают, оздоравливаются, любуются природой, разгружаются психологически. Многие остаются здесь — те, кто из больших городов хотел вернуться к земле и природе. Мы создали кооператив «Благосостояние» для возрождения плодовых садов возле станицы, организуем субботники, придумываем развлекательные мероприятия, взаимодействуем с людьми, предлагаем идеи, оказываем помощь многодетным семьям. У нас ни с кем нет никакого противоборства, стараемся сотрудничать по всем направлениям.

Приезжают сюда люди в основном состоявшиеся. У всех есть на что опереться, поэтому по мере возможности помогаем населению. Когда видишь, что дети не могут добраться в школу так, чтобы не угодить по пути в лужи, приходится брать инициативу на себя. Например, по договорённости с администрацией сделали дорогу, проложили водосбросную трубу, на станичной окраине, которую мы называем «Себельда», установили мост. Добились, что нам выделили контейнер для сбора пластика. Сами сортируем мусор, несмотря на то, что пришёл новый оператор и сейчас с мусором коллапс. Взяли в аренду сад, очистили участки от поросли, бурьяна, убрали несколько свалок. Кстати, одна из причин, по которой перекрыта дорога – чтобы некоторые несознательные граждане не вывозили в этот сад мусор, как практиковалось раньше. Другая причина – дорога местами очень опасна для проезда обычного транспорта, нести ответственность за несчастные случаи, которые там могут произойти, мы не хотели бы. А грузовые машины её разбивают. Конечно, если человек идёт собирать грибы или ягоды, ему препятствовать никто не будет, и мы не против проезда лёгкого транспорта, когда дорога будет приведена в порядок.

Собственник этого сада — предприниматель Сергей Мороз. Поговорив с ним, я предложила помощь в возрождении плодовых садов. Эти сады кормили раньше весь район. Теперь станица умирает, поэтому возродить её можно, только восстановив сад. На тот уровень, как это было в советское время, мы, конечно, всё не поднимем, по отдельности — тем более. Поэтому, как я говорила, мы организовали кооператив «Благосостояние». Я являюсь его председателем, и сад передан нам в аренду.

Мы начали вывозить мусор, сдаём яблоки, хотим организовать экологически чистое производство, снабжать чистой продукцией школы и население. Этот сезон у нас пробный. Впереди решение вопросов с водой, электричеством, которые к садам не подведены. Всё надо восстанавливать с нуля. Наша основная задача — распространение информации о том, что мы делаем, и привлечение людей, в том числе инвесторов, которые понимают, что такое пищевой коллапс. Если в глубинке это не так ощущается, то в больших городах, где люди тоже хотят есть нормальную здоровую еду, эта проблема стоит очень остро. Мы поддерживаем и выполняем указы президента по сохранению культуры и традиционных ценностей России. Чтобы восстанавливались сады, были коровы, кони в станице, чтобы люди, приехав, могли проскакать на конях до Адыгеи и обратно, увидеть местные красоты и насладиться ими в полной мере. То есть наша задача – привлекать в том числе туристический пласт. Если всю эту работу грамотно выстроить, туристы сюда потянутся. А тогда и станица будет жить.

В парке гуляла молодая женщина с ребёнком, которая представилась Татьяной Богород. Оказалось, что она пять лет назад переехала сюда из Ханты-Мансийска и уже здесь родила третьего ребёнка, Ведогора, того самого, с кем была в парке. Причина переезда – желание жить в деревне. Этого же мнения придерживался и её муж, поэтому, как только появилась возможность, совместное желание переехать поближе к природе они реализовали, тем более что Хамкетинская недалеко от Майкопа, родины мужа. Здесь супругам нравится всё: и то, что мало народу, и красивые ландшафты, и большие поляны между домами.

Татьяна по специальности хореограф, а сейчас пока ищет себя. Хотела основать питомник редких растений, но тут тяжеловато с водой, поэтому с питомником вопрос пока отложен. Муж – строитель, подрабатывает, на это и живут. В остальном выручает огород. А в будущем Татьяна хочет основать что-то вроде семейной артели, изготавливать декоративные предметы и поделки. Вместе с другими приезжими планирует также организовать что-то типа клуба или дома творчества.

Как видно даже из двух этих примеров, планы у новых хамкетинцев довольно разные по масштабам и амбициям. Что им удастся сделать и во что это выльется в итоге для станицы, а может, и для района, покажет время. А оно у молодых и энергичных есть.

Власть для Хамкетов

О том, что реально может измениться в Хамкетинской в ближайшее время, мы спросили у главы администрации Губского сельского поселения Игоря Забазнова:

— Будет ли проложен асфальт до станицы?

— Это дорога регионального значения, потому о планах её асфальтирования могут рассказать только в Минтрансе Кубани. С учётом невысокой интенсивности движения вряд ли стоит ожидать каких-то подвижек.

— Улучшится ли в станице интернет?

— Да, сейчас в станице Губской ведётся монтаж вышки сотовой связи Tele-2. Как утверждают специалисты, она будет работать ещё и как ретранслятор, охватывая зоной покрытия станицу Хамкетинскую, поэтому вполне возможно, что в начале осени жители станицы заметят улучшение мощности и качества сигнала.

— Будет ли восстановлено здание детсада? Появится ли в Хамкетинской клуб?

— Здание принадлежит управлению образования, пока речь о его восстановлении не идёт. Что касается клуба, то был разговор с районным отделом культуры о том, чтобы передать под клуб здание бывшего ФАПа при условии, что там будет кому активно работать под руководством отдела.

— Планируется ли обновление парка?

— Да, поскольку Газпром собирается вести газ в станицу, придётся вырубить некоторые деревья. За счёт компенсационных выплат на озеленение мы обновим деревья в парке, высадим новые. Кроме того, в следующем году будет расширена детская игровая площадка.

— Когда хамкетинцам ждать газа?

— Сейчас завершается проектирование газопровода. Не позднее 2026 года ожидаем начала его строительства.

— Возможно ли открытие дороги, ведущей через сады?

— Эта территория находится в частной собственности, полностью свободным проезд там вряд ли будет. Вопрос с режимом пропуска транспорта будет решать собственник. Но для пеших туристов или жителей, собирающих грибы и ягоды, проход свободен.

Памятник 100-летию основания станицы нуждается в уходе.
Памятник 100-летию основания станицы нуждается в уходе.

Никита Вагаев. Фото автора.