Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых в нашем Отечестве подвижников.
С его именем связана первая победа русских воинов над ордами монгольских завоевателей. Именно игумен Сергий благословил благоверного князя Дмитрия Донского на сражение с полчищами жестоких ордынцев и тем укрепил его дух и придал сил княжеским ратникам.
По молитвам этого святого игумена исцелялись недужные. Лесные звери с кротостью принимали пищу из его натруженных рук. И десятки обителей, украсивших обширные пределы Русской Земли, возведены были также по его благословению.
Преподобный Сергий сподобился узнать о дате своего преставления за полгода.
Он призвал к себе Троицких иноков и в их присутствии передал управление обителью своему ученику Никону, а сам с того дня стал безмолвствовать.
Когда наступил сентябрь 1392 года, игумен почувствовал сильное недомогание и слег в постель. В те дни преподобный Сергий вновь собрал вокруг себя монастырскую братию и преподал им последнее, полное отеческой любви наставление. Он заповедовал им всегда блюсти чистоту Православной Веры, ибо, по словам подвижника, «по учению Слова Божиего, основанием всякого доброго дела и всякого доброго намерения должна быть вера - без нее угодить Богу невозможно».
Впоследствии еще один светоч нашей земли - преподобный батюшка Серафим Саровский развил и уточнил это бесценное наставление игумена, пояснив однажды в беседе с помещиком Николаем Мотовиловым, что «только лишь ради Христа совершаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. А все не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже нам не дает, потому то Господь Иисус Христос и сказал: “Всяк иже не собирает со Мной, той расточает”.
Это значит, что всякое доброе дело, делаемое без веры и не ради Спасителя, так просто добрым делом и останется – совершенным только лишь ради увеличения в мире добра. Что, впрочем, тоже есть благо. Пользы же душе нашей такое дело принесет немного. Поэтому не каждый добрый, заботящийся о нуждах других людей человек прославляется Церковью в лике праведников.
Преподобный Сергий завещал своим духовным чадам хранить единомыслие, взаимную нелицемерную любовь, и, конечно же, чистоту желаний и помыслов.
«Не скорбите, чада мои, – утешал их игумен, – я отхожу к Богу, меня призывающему, а вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеной от стрел вражиих!»
Перед самым исходом души преподобный Сергий пожелал в последний раз причаститься Христовых Таин и, возведя к небу очи, с молитвою «В руци Твои, Отче, предаю дух мой!» тихо отошел ко Господу. На лице его в тот момент не было мрачной печати: оно сияло светом неземного блаженства. И несказанное благоухание разлилось в тот час по всей его келии.
Это произошло 25 сентября (8 октября) 1392 года. Старшие монахи сразу же поспешили с печальным известием к митрополиту Киприану.
Узнав о преставлении любимого наставника, множество богомольцев стало стекаться в Троицкую обитель со всех уголков Руси. Туда спешили и князья, и родовитые бояре, и благочестивые игумены, и многие иные иноки. Нескончаемой вереницей шли туда воины и ремесленники, землепашцы и торговые люди, каждый из которых хотел еще раз увидеть преподобного игумена Сергия и до земли ему поклониться.
Игумен завещал погрести его на монастырском погосте - там же, где покоилась прочая братия. Однако миряне и иноки слезно упросили митрополита Киприана установить гробницу с честным телом подвижника в Троицком соборе.
Здесь мощи чудотворца пребывают до сегодняшнего дня.