Хронологию событий по подъему подводной лодки «Курск» привожу ниже так, как я услышал ее в группе оперативного обеспечения и координации работ в штабе СФ и по рассказам Глеба Борисовича Тихонова, который работал на водолазном судне DSV (Diving Support Vessel) «Mayo».
14–15 июля килектор СФ КИЛ-143 выставил над точкой гибели «Курска» рейдовые бочки. Сутки спустя в сопровождении МПК проекта 1124М из бригады ОВР подошло и сходу встало на бочки многофункциональное водолазное судно «Mayo» с российскими и иностранными водолазами на борту.
«Mayo» — специализированное водолазное судно водоизмещением 4520 тонн, оборудованное барокамерой, двумя опускными водолазными колоколами, автоматической системой позиционирования и системой успокоения качки. В носовой части размещается вертолетная площадка, в кормовой — крановое оборудование и морские контейнеры с различным оборудованием, которое заменялось в соответствии с этапом проведения работ из-за невозможности одновременного размещения. За работой водолазов наблюдают и руководят ею с «дайвер-поста», оборудованного мониторами, на которые выводится изображение с видеокамер водолазов и подводного аппарата.
Такими же мониторами оборудовано помещение на мостике, в котором размещались в процессе дежурства российские участники экспедиции. Водолазные работы ведутся круглосуточно, прерываясь, если волнение превышает 5 баллов. Экипаж работает вахтовым методом: 21 сутки на корабле, 21 сутки отдых на земле. Водолазы работают в таком же режиме. При этом они 24 часа в сутки находятся под давлением, соответствующим рабочей глубине, проходя декомпрессию один раз в конце вахты. Рабочая смена длится 6 часов. В составе смены два водолаза, работающие на корпусе лодки или на грунте, и обеспечивающий их работу беллмэн, находящийся в опускаемом колоколе. Водолазы работают в мокрых гидрокостюмах, подогрев которых осуществляется путем подачи по шлангу с корабля горячей воды температурой 51 °С, которая, охладившись по пути до температуры тела, омывает все тело водолаза и выбрасывается в море через манжеты рукавов и штанин. Экипаж интернациональный — голландцы, шотландцы, норвежцы.
В ночь с 17 на 18 июля был произведен осмотр района подводной лодки и особенно тщательно района реза в носовой части корпуса на предмет выявления взрывоопасных фрагментов торпед. Опасных предметов выявлено не было, и представители УПАСР ВМФ (контр-адмирал Г. Верич) и ЦНИИ МТ «Рубин» (В. Колосков) подписали акт о разрешении дальнейших работ. Акт был утвержден заместителем главнокомандующего вице-адмиралом М. Барсковым и генеральным конструктором И. Спасским. В начале августа с водолазного судна «Mayo» началась круглосуточная работа по прорезанию отверстий в легком и прочном корпусе, в которые в дальнейшем будут вставлены специальные направляющие корзины и заведены стренды (мощные тросы гидравлических домкратов с зацепами), с помощью которых баржа «Giant-4» поднимет «Курск». По плану водолазы должны были сделать 26 отверстий диаметром 720 мм. Для прорезания отверстий под зацепы применялись технологии гидроабразивной и плазменной резки. При гидроабразивной резке в качестве режущего инструмента использовалась струя воды с абразивом при давлении до 800 кгс/см2. Приспо- собление для перемещения форсунки закреплялось водолазом на легком корпусе подводной лодки. Управление резкой производилось с поста на палубе судна. Температура нагрева при такой технологии не достигала температуры вспышки ВВ. Гидроабразивной резкой прорезалось резиновое противогидролокационное покрытие. Для прорезания отверстий в легком и прочном корпусе применялась плазменная резка. Температура в районе резки достигала более 1000 °С. После выреза плазменной резкой отверстия в легком корпусе, водолаз корабельными грузоподъемными средствами вскрывал отверстие. Межбортное пространство расчищалось с помощью плазменной резки. После чего, для обеспечения безопасности, гидро-абразивной струей прорезался прочный корпус лодки и с помощью крана извлекается вырезанный кусок. Затем водолаз закрывал отверстие легкой временной заглушкой. Работа по прорезанию отверстий в прочном корпусе под водой исключительно тяжелая и требует высочайшей квалификации водолазов. Такой квалификацией в полной мере обладают только работники океанских оффшорных компаний, работающих в нефте- и газодобывающей промышленности, и такие специалисты крайне востребованы.
В самом конце августа наконец прорезано последнее, 26-е отверстие в корпусе ПЛ. Судно «Mayo» отходит в сторону. На место над затонувшим «Курском» устанавливают баржу «Карриер», на которой по бортам висят огромные цилиндрической формы спаренные вакуумные якоря. На палубе баржи стоит мощный передвижной подъемный кран и другое оборудование. По плану вся операция по отрезанию носовой части должна занять не более семи дней (от 2 до 4 суток на установку баржи и оборудования и от 12 до 72 часов на отрезание носовой части).
Только на четвертый день заканчивается монтаж, однако трос с абразивными элементами при натяжении рвется. Замена и настройка резака отнимает более двух суток. В итоге, работы по обрезке носовой оконечности продолжались около 10 суток. Продолжать работы далее было рискованно — близился период штормов. По этой причине 14 сентября, после долгих споров, было принято решение о прекращении отреза носовой части корпуса, несмотря на вероятность того, что корпус до конца не обрезан.
В конце сентября в Мурманск прибыли все члены группы по координации работ по подготовке к подъему и нашей группы осмотра I отсека и удаления взрывоопасных фрагментов торпедного оружия.
________________________________________________________
© И. А. Шавырин
В этой статье представлен отрывок из книги «Ударные торпеды калибра 650-мм ВМФ СССР. Часть V»
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut