Найти тему

Как мыслят дети 3х лет.

Оглавление

Дети, особенно в возрасте 3 лет, мыслят иначе, чем взрослые, потому что их когнитивные (познавательные) способности и эмоциональная зрелость находятся в стадии активного развития. Вот несколько ключевых особенностей мышления детей этого возраста:

1. Эгоцентризм

В возрасте 3 лет дети часто мыслят с позиции своего собственного восприятия мира. Это означает, что они видят и понимают мир только через свою собственную перспективу и ещё не способны полностью учитывать точку зрения других.

  • Как это проявляется: Ребенок может считать, что все видят и думают так же, как и он. Например, если ему весело, он может предполагать, что все вокруг тоже весело.
  • Пример: Если у ребенка есть игрушка, которую он очень любит, ему может быть трудно понять, что другие дети могут не испытывать таких же сильных чувств к этой игрушке.

2. Конкретное мышление

Дети в этом возрасте мыслят конкретно, а не абстрактно. Они лучше понимают, что происходит прямо сейчас, в их непосредственном окружении, и им сложно обобщать информацию или строить логические цепочки.

  • Как это проявляется: Дети понимают вещи через реальные предметы и события. Им сложно мыслить о будущем или прошлом в абстрактных терминах.
  • Пример: Ребенку может быть сложно понять фразу «через час» или «завтра». Для него понятнее объяснение в конкретных действиях: «После того как мы поедим, пойдем гулять.»

3. Анимизм (одушевление объектов)

Многие дети в возрасте 3 лет склонны наделять неодушевленные предметы человеческими качествами. Они могут считать, что игрушки или другие объекты чувствуют эмоции или могут общаться с ними.

  • Как это проявляется: Ребенок может говорить с игрушками, считая, что они «живые» и могут чувствовать боль или радость.
  • Пример: Ребенок может сказать: «Моя машинка грустит, потому что я ее забыл на улице.»

4. Синкретизм

У детей часто возникает склонность соединять несвязанные между собой события в одну целостную картину. Это явление называется синкретизмом — они могут связывать разные факты и события, даже если между ними нет очевидной логической связи.

  • Как это проявляется: Ребенок может думать, что какое-то событие произошло из-за его действий или чувств, даже если это не связано.
  • Пример: Ребенок может решить, что дождь пошел, потому что он разозлился или не захотел надевать куртку.

5. Центрация

Маленькие дети склонны сосредотачиваться на одном аспекте ситуации, игнорируя другие важные детали. Это происходит, потому что их когнитивные ресурсы еще ограничены, и они могут воспринимать только одну характеристику объекта или события.

  • Как это проявляется: Если ребенок видит высокую и узкую чашку, он может подумать, что в ней больше воды, чем в низкой и широкой, потому что сосредоточен только на высоте чашки.
  • Пример: Когда ребенок играет с несколькими игрушками, он может не заметить, что одна игрушка сломана, потому что сосредоточен только на другой игре.

6. Простое причинно-следственное мышление

Дети этого возраста начинают понимать причинно-следственные связи, но их представления о причинах часто упрощены. Им сложно понять сложные причины событий, и они часто придумывают собственные объяснения.

  • Как это проявляется: Дети могут считать, что если два события произошли одно за другим, то одно обязательно вызвало другое, даже если это не так.
  • Пример: Ребенок может подумать: «Я разлил сок, и поэтому теперь идет дождь», потому что он видит два события подряд и связывает их.

7. Импульсивность и кратковременная память

Трехлетние дети живут в настоящем моменте и часто действуют импульсивно, без длительного планирования или размышлений о будущем. Их кратковременная память и способность контролировать свои действия еще развиваются, поэтому они часто забывают о ваших просьбах или о том, что произошло недавно.

  • Как это проявляется: Ребенок может легко переключаться с одной активности на другую и быстро забывать о недавних событиях или ваших указаниях.
  • Пример: Вы можете сказать ребенку убрать игрушки, но через минуту он уже будет занят новой игрой и забудет об уборке.

8. Игра как основной способ мышления

Для ребенка 3 лет игра — это основной способ познания мира. Во время игры дети не просто развлекаются, но и учатся решать проблемы, взаимодействовать с другими и развивать свои навыки. Игра для них — это работа по освоению новых знаний и умений.

  • Как это проявляется: Через игру ребенок экспериментирует с различными ролями, ситуациями и предметами, осваивая принципы поведения и причинно-следственные связи.
  • Пример: Игра в куклы или машинки помогает ребенку разыгрывать сценарии реальной жизни, понимать, как общаются люди, или узнавать, что произойдет, если сделать определенные действия.

9. Мышление через действия

Мышление трехлетних детей тесно связано с их действиями. Они не мыслят абстрактно, а изучают и понимают мир, делая что-то руками и наблюдая за результатами своих действий.

  • Как это проявляется: Ребенок учится через практику. Например, чтобы понять, как складываются кубики, ему нужно не услышать объяснение, а попробовать сделать это самому.
  • Пример: Если рассказать ребенку, как построить башню из кубиков, он может не понять, но если покажете ему и позволите попробовать самому, он быстрее усвоит навык.

10. Любознательность и экспериментирование

В возрасте 3 лет дети чрезвычайно любопытны. Они хотят исследовать мир вокруг себя, задавать вопросы и узнавать, как всё работает. Любознательность является естественным двигателем их развития.

  • Как это проявляется: Дети задают много вопросов, могут повторять одни и те же действия, чтобы понять их результаты, и постоянно экспериментируют с окружающими их предметами.
  • Пример: Ребенок может многократно задавать вопросы типа «Почему?» или «Что это?», а также разбирать и снова собирать свои игрушки, чтобы понять, как они работают.

    Подпишитесь на телеграм канал
    ❤️Роднулька.
    Там я публикую свои заметки о воспитании, которые применяю для своего сына. Они основаны на обобщении знаний о воспитании детей, психологических исследованиях, практическом опыте и общепризнанных подходах к развитию детей.