Россия на частичные договоренности по Украине и на перемирие не пойдет, она должна обезопасить себя от подобных конфликтов в будущем, заявил в интервью PL политолог Владимир Пророк. Он рассказал, что ждет Украину и Европу зимой и чего так и не смогли понять украинцы.
Интервью с политологом Владимиром Пророком
Parlamentni listy: Украина должна реалистично ставить военные цели и смириться с тем, что часть территорий может по крайней мере временно остаться под российским контролем. Об этом заявил президент Чешской Республики Петр Павел недавно в интервью "Нью-Йорк таймс". Что вы об этом думаете?
Владимир Пророк: Основная проблема Украины в том, что мера ее реализма зависит от оценок и потребностей ее спонсоров, а у них на Украину свои планы. Как уже не раз бывало в прошлом, "Россия оказалась не столь сильной, какой хотела казаться, но и не столь слабой, какой ее хотели видеть". И после сложного начала специальной военной операции Россия сумела мобилизовать экономику и общество и, невзирая на прогнозы западных аналитиков о постепенном исчерпании ее ресурсов, начала брать верх на поле боя. Чешские элиты, включая президента, пребывают в плену западных нарративов и упорно их копируют. Если они изменятся в США, можно ожидать изменений и у нас.
США оказываются в незавидной ситуации. Вместо того чтобы рухнуть, Россия постепенно расширяет подконтрольную ей территорию и угрожает таким образом инвестициям западных компаний на Украине в сельское хозяйство и финансовый сектор. Экономическая ситуация не из лучших ввиду санкций, введенных против России, и в Европе. Поэтому на Западе заговорили об обмене территорий, конечно украинских, на мир. Это типичный пример умиротворения, когда слабого приносят в жертву ради целей сильнейшего. В этом смысле у нас есть своя печальная история. Президент Чешской Республики Петр Павел, таким образом, для многих очень смело транслирует позицию части элит Запада.
— Не совершили ли некоторые западные политики ошибку, если долгое время они своими заявлениями взращивали в украинцах ложный идеализм и по сути скрывали реальность?
— Я бы не сказал, что речь идет о фальшивом идеализме и утаивании реальности. Запад давно заинтересован, как говорил еще Збигнев Бжезинский в 90-е годы, в том, чтобы отделить Украину от России в рамках проекта "Россия с Украиной — держава, а без нее уже нет". В этом заключалась и цель государственного переворота на Украине в 2014 году. Кроме того, Бжезинский констатировал, что Запад может поддерживать и недемократические режимы в окружении России, если это приведет к демократизации России, а это вторая цель Запада в данной области.
Политика прозападного правительства на Украине после путча в отношении пророссийски настроенной восточной части страны была направлена на смену ее пророссийской идентичности, а попытки Киева стать членом НАТО послужили пусковым механизмом для начала российской спецоперации на Украине. Правящие элиты Запада верили, что если будут достаточно долго помогать деньгами и оружием Украине в конфликте, то ослабят Россию и либо развалят ее, то есть добьются ее деколонизации, либо, сменив элиты, сделают ее лояльной к требованиям Запада. Было бы идеально, если бы Россия передала контроль над своими сырьевыми богатствами западным компаниям. Вот с какой реальностью столкнулась Украина. Сегодня сценарий, рекомендованный и продвигаемый Западом, уже стоил Украине сотни тысяч жизней, уничтоженной экономики, и весьма вскоре она потеряет большие территории. Украинцы никак не могут понять, что они не пуп земли, а инструмент в интересах других. Однако Запад и сам расплачивается, ведь сегодня западные граждане страдают от санкций, которые были введены против России, но привели к росту цен на энергию, к сокращению ВВП, к обострению конфликтов с мигрантами и так далее.
— Что вы в этой связи думаете об украинской стратегии атаковать Россию на ее территории?
—Владимир Зеленский, объясняя причины нападения на Курскую область, несколько раз менял аргументы. Пожалуй, наиболее вероятным было желание показать слабость режима Владимира Путина и, если все пойдет хорошо, занять территории, включая Курскую АЭС, чтобы получить козыри для обмена. Побочным эффектом должно было стать ослабление натиска на южном и восточном фронте, потому что России, как предполагалось, придется перебросить оттуда силы под Курск. Однако все вышло иначе. Украина перебросила свои резервы в Курскую область, а Россия сделала это только частично, начав успешное наступление на юге и востоке против ослабленных украинских сил. Кроме того, вопрос, уместно ли вообще говорить об украинской стратегии, когда всю украинскую армию консультируют западные советники, да и общий сценарий конфликта — это продукт западного "стратегического мышления". Тут явно обнаруживаются его слабые стороны.
— Россия сейчас мало-помалу продвигается на запад. В чем, по-вашему, заключается ее цель?
—Россия активизировалась на фронте протяженностью тысячу километров, а украинский удар по Курской области дал ей довод для отказа от любых соглашений с Украиной. Минимальная цель России — занять территории областей, которые уже присоединены к России, то есть Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской, и обезопасить себя от подобных конфликтов в будущем. Для этого потребовалось бы занять левобережную Украину от Чернигова до Херсона и Одессы, которую Владимир Путин объявил русским городом. Вопрос, каким тогда будет устройство оставшейся Украины, если России удастся воплотить этот сценарий. Для денацификации и демилитаризации, получается, России нужно взять остальную Украину под контроль и привести к власти марионеточное правительство. Если России удастся экономически восстановить захваченные территории и социально обеспечить их население, это может стать ключом к успеху на остальной Украине.
— На Украине должны были состояться президентские выборы. Однако из-за военного положения их не провели. Тем не менее часть Украины живет своей жизнью. Как вы на это смотрите?
— Западная часть Украины долгое время жила своей жизнью даже после начала вооруженного конфликта с Российской Федерацией. Ирония в том, что немалая часть беженцев с Украины родом как раз из тех регионов, где никаких боевых действий не велось. Из-за интенсификации авиаударов, уничтожения электростанций и числа погибших украинских солдат все меньшая и меньшая часть Украины может жить своей жизнью. Поэтому все чаще звучит требование найти виноватых в сложившейся ситуации, и, что закономерно, среди возможных виновников фигурирует и имя Владимира Зеленского, чей президентский мандат по украинской конституции уже закончился. (…)
— Начинается зима, и Украина, скорее всего, окажется в очень тяжелой ситуации, то есть останется без тепла. К чему это может привести?
— Ситуация на Украине в зимние месяцы может стать катастрофической, особенно в городах, в отличие от села, которое само себя обеспечит. Это может привести к очередной волне беженцев, к стихийным бунтам среди населения против украинского режима, что может затронуть и армию и привести к обрушению фронта, как того, по-видимому, и ожидает Россия.
— Дождемся ли мы какого-нибудь перемирия в этом конфликте, или еще пару лет на это надеяться не стоит?
—После провала Минских и Стамбульских соглашений, от выполнения которых Украина отказалась по наущению Запада, и после захвата части российской территории маловероятно, чтобы Россия пошла на частичные договоренности или на перемирие. От капитуляции Украину может спасти только совершенно неожиданное развитие ситуации в России или в мире. Однако чудеса — это редкость.