В обзоре "Еще один кирпич в Стене (часть 1)" была описана история записи и проведен анализ альбома "The Wall".
В данном обзоре получают описание события, связанные с гастролями Pink Floyd в поддержку альбома.
Еще до релиза альбома, во время завершающей этапа работы над ним в Лос-Анджелесе, началась разработка сценического шоу. Обычными концертами задуманное явно не являлось, поскольку напоминало грандиозное представление.
Идея представления в поддержку "Стены" представляется самой масштабной за всю историю Рок-музыки. В первую очередь, это касается самой Стены из 340 картонных кирпичей, почти 50 м шириной и более 10 м высотой, которая строилась по краю сцены и постепенно, в течение исполнения первой части альбома/первой части концерта, скрывала музыкантов от зрителей (фирменный круглый экран оставался, но почти полностью заслонялся Стеной). Далее, масштабная концепция касалась декораций, в первую очередь надувных кукол Матери, Учителя и Жены (от прошлого тура оставался Свин).
Наконец, в турне участвовало максимальное количество музыкантов (также, не надо забывать, что оно стало последним для классического состава Pink Floyd).
Воплощение концепции потребовало массы звуковых, световых и технических решений, начиная от подъемников для кирпичей и музыкантов, и заканчивая концептуальным видео-рядом. Изначально группа задумала монтировать для проведения концертов надувную полотняную палатку, как бы перевозя концертный зал с собой. Однако, в результате остановились на 4-х уже существующих залах в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне и Дортмунде, в каждом из которых дали по несколько шоу. Всего в туре было проведено 31 представление.
Первое выступление состоялось в Лос-Анджелесе 7 февраля 1980.
Когда стихали звуки открывающей альбом и концерт "In the Flesh?", на сцене участников классического квартета не было. Вместо них, в их масках, играли уже упоминавшийся Питер Вуд на клавишах, гитарист из поддерживающего группу состава в прошлом туре, Сноуи Уайт, ударник Уилли Уилсон и басист Энди Баун. По задумке Уотерса, такой перфоманс должен был отражать состояние группы, "то, кем мы стали". В дальнейшем, гостевые музыканты оставались на сцене, позволяя остальным музыкантам, в первую очередь Уотерсу и Гилмору, лучше сосредоточиться на своих сольных партиях, пении и сценографии.
(Интересно, что музыканты одевались для выступлений в униформу с эмблемой из перекрещенных молотков, при этом униформа классической четверки была черного цвета, а музыкантов вспомогательного состава - синего).
В течение первого отделения концерта по краю сцены, кирпич за кирпичом, выстраивалась Стена, скрывая музыкантов. В конце отделения, под финальные звуки "Goodby Cruel World", Уотерс сам водружал в Стену последний кирпич.
После антракта, во втором отделении, мультипликация, разработанная более чем 40 мультпликаторами под руководством Скарфа, и световые образы, проецировались на Стену. Во время "Nobody Home", в Стене открывался люк, являя Уотерса поющим в кресле в гостиничной обстановке. Во время соло в "Comfortably Numb" специальный подъемник доставлял Гилмора к гребню Стены, и гитарист, эффектно подсвечиваемый со спины, исполнял свою великую партию.
По ходу представления появлялись, к восторге публики, уже упоминавшиеся надувные куклы персонажей альбома, летающий Свин из прошлого тура, истребитель.
Объем альбома, и сценическая концепция не предполагали наличия в сете тура материала из других альбомов группы - по ходу тура исполнялась только "Стена". Зато, помимо не вошедшей в пластинку "What Shall We Do Now?", в конце первого отделения исполнялся атмосферный инструментал "The Last Few Briks".
Сценография представлений требовала тщательной проработки и контроля. Дэвид Гилмор: "В них было много хореографии, много театрального, а я в первую очередь музыкант.
Было слишком много указаний и всякой мелочи, которую надо было фильтровать, сидя в наушниках, нужно было подталкивать людей, тормошить, или, наоборот, заставлять их в нужный момент замереть".
Интересные факты о туре:
Накануне премьеры все еще оставалась масса нерешенных вопросов по освещению. Помочь их разрешить помог специалист Марк Брикмэн, привлеченный к работе за сутки до начала шоу.
Работа Брикмэна так понравилась Гилмору, что он вновь привлек Марка к работе над шоу в следующем мировом туре Pink Floyd.
На премьере программы пиротехника воспламенила занавес сцены, и куски горящей ткани обрушились на сцену и публику. Зрители решили, что это часть шоу, однако Уотерс остановил представление до тех пор, пока пожарные не справились с происшествием.
Когда стало ясно, что билеты на первые концерты тура мгновенно раскупаются, поступило предложение от промоутеров из Филадельфии, которые предложили 2 миллиона долларов за концерты на стадионе города. Уотерс категорически отказался, памятуя о своих впечатлениях от прошлого тура, и напомнив коллегам, что "Стена" является своеобразным протестом против "стадионного Рока". Однако, предложение было столь заманчиво, что музыканты, по утверждению Уотерса, подумывали дать концерты без него, но, в итоге, отказались от этой идеи.
Лондонские концерты группы посетил поклонник Pink Floyd Гай Прэтт. Знал бы он, что пройдут какие-то полдесятилетия, и его не только пригласят в группу на место самого Уотерса, и он женится на дочери Ричарда Райта!
Во время тура действовали жесткие правила для посетителей, в том числе журналистов. Фотокамеры приносить было запрещено, если их обнаруживали - из них вынимали пленку (чем занимался иногда и сам менеджер группы Стив О`Рурк).
Между тем, "не уследили" за более важной персоной: Боб Эзрин разболтал журналистам детали предстоящего шоу. И был тут же уволен Уотерсом.
Последний концерт тура состоялся 17 июня 1981 в Лондоне. В следующий раз классический квартет выйдет на сцену, тоже в Лондоне, только спустя 24 года.
Живую "Стену" записывали, получая качественные записи, что спустя 20 лет, как будет сказано ниже, сыграет таки свою роль. Лондонские концерты даже пробовали снять на камеры, но, как сокрушался Марк Брикмэн, "все шансы мы провалили" (видео-бутлеги существуют, но они "завалены" по свету)...
Тур в поддержку "Стены" давно закончился, но ее история продолжалась. В турах "гилморовского" периода Pink Floyd с альбома исполнялись "Comfortably Numb", "Run Like Hell", и "Hey You".
21 июля 1990 "Стена" воскресла на грандиозном шоу в Берлине - так Роджер Уотерс отметил падение Стены, десятилетиями разделявшей Восточный и Западный Берлин.
Выступление было записано, и выпущено в виде фильма и двойного альбома.
"The Wall" продолжал переиздаваться, а в 2000 произошло важное событие: из записей лондонских концертов тура 1980-1981 был составлен и выпущен прекрасно звучащий, с эффектной обложкой, двойной концертный альбом "Is There Anybody Out There? The Wall Live 1980–81".
После выхода данного альбома, бутлеги с записями концертов тура, которые имели хождение в среде поклонников, и были порой весьма высокого качества (например, "The Wall Live in New York 28.02.1980", или "L.A. Sports Arena"), утратили свое практическое значение.
И все же, многие поклонники Pink Floyd, и те, до кого не добралось оригинальное шоу, и те, которые в силу возраста не смогли им насладиться в свое время, хотели бы увидеть "Стену" "живьем". На радость им, Роджер Уотерс с сопровождающей группой, с 2010 по 2013 дали более 200 шоу с оригинальной версией "Стены". После оригинальной постановки прошло 30 лет, и новые технологии позволили исполнить все задумки оригинального представления с меньшими затратами, в лучшем качестве, и на большем количестве шоу.
12 мая 2011, во время шоу в Лондоне, к группе Уотерса присоединились Дэвид Гилмор, снова исполнивший соло на вершине Стены, и Ник Мэйсон, сыгравший с группой на "Outside the Wall".
Постановка "Стены" даже спустя 45 лет представляется вершиной творческой и креативной мысли ее создателей. Шоу подобного уровня абсолютно уникальны и неповторимы.
В обзоре "Еще один кирпич в Стене (часть 3)" будет описано создание фильма "The Wall".