В обзоре "Еще один кирпич в Стене (часть 2)" шла речь о концертной постановке Pink Floyd "The Wall".
В данном обзоре получают описание создание одноименного музыкального фильма.
"Стены вопят, цветы превращаются в колючую проволоку.
Голубь мира взрывается, и из его внутренностей рождается ужасный орел. Это грозное создание своими гигантскими когтями переворачивает огромные массы земли, уничтожая целые города. Камнем упав вниз, он порождает Бога Войны — гаргантюаобразную фигуру, облачающуюся в сталь и ниспосылающую из подмышек бомбардировщики.
Бомбардировщики превращаются в могильные кресты, когда охваченные страхом люди бегут прятаться в убежища.
Призраки солдат падают и вновь встают; на горе мертвых тел флаг Соединенного Королевства превращается в кровавый крест.
Кровь стекает вниз по кресту и совершенно тупо исчезает в трубах водостока.
Храмы рушатся и возрождаются в виде сверкающих богов, а гигантские молотки маршируют, разрушая все на своем пути".
(Джеральд Скарф о фильме "The Wall")
Как говорилось ранее, концепция "Стены", по задумке Роджера Уотерса, изначально предполагала воплощение в виде альбома, концертной постановки и фильма. И, насколько органично выросла подготовка к концертам из финальной части работы над альбомом, настолько же органично сознание фильма вышло из концертного тура.
Стоит напомнить, что мультипликационная составляющая концертов, созданная командой Джеральда Скарфа, уже была готова. Это было важным подспорьем при создании фильма - часть работы уже была сделана, создателям фильма как бы уже было от чего оттолкнуться.
Британский режиссер Алан Паркер, за плечами которого уже был культовый "Полуночный экспресс" (1978) и ряд других работ, сам поинтересовался, не собираются ли Pink Floyd экранизировать "Стену", и подыскал подходящую, по его мнению, кандидатуру режиссера для этого - Майкла Сирезина.
Паркер и Сирезин в феврале 1981 посетили представление "Стены" в Дортмунде. Первый отметил "странное психопатическое качество", которое произвело на его представление, "первородный крик Роджера, страх безумия, подавления и отчуждения, прорывающиеся сквозь неестественную театральность".
Вскоре после начала общения с Уотерсом стало ясно, что Сирезин не сможет выдержать сотрудничества со столь сильной личностью. Паркер тоже был не в восторге от требований автора "Стены", но он уже был мастером с мировым именем - и к нему пришлось прислушиваться. Так Алан Паркер сам стал режиссером фильма.
Роджер Уотерс, конечно, сам видел себя в роли главного героя картины, Пинка. Однако Паркеру удалось убедить его, что, как актер, Уотерс не слишком убедителен (позже маэстро реализует свои киноамбиции в видео-ряде к песням с "The Final Cut").
Паркер обратил внимание на харизматичного певца ирландской группы Boomtown Rats, Боба Гелдофа.
Иногда встречается мнение, что Гелдоф - чуть ли не музыкант-однодневка, который без съемок в "Стене" вообще не остался бы в истории Рок-музыки, однако это не так. Boomtown Rats в конце 1970-х-начале 1980-х имели успех, пусть и локальный. Выпускали альбомы, проводили успешные гастроли, снимали клипы, их синглы покоряли британские чарты, и, более того, группа активна до сих пор.
Боб Гелдоф, кроме музыкальной и актерской работы, известен как писатель и радиоведущий, но его наибольшая заслуга, несомненно - это организация глобальных благотворительных фестивалей Live Aid (1985) и Live 8 (2005) (на последнем Pink Floyd впервые за 24 года вышли на сцену в классическом составе квартета).
Первоначально Боб "не горел желанием" играть в фильме "стареющую Рок-звезду", однако окружение убедило его, насколько важным это может стать в его карьере.
По ходу съемок отношение Гелдофа к своей роли стало меняться, и он втянулся в нее настолько, что полностью отождествил себя с ролью Пинка - безумного фашистского лидера, безумца-Сида, психопата-Роджера.
Паркер не ошибся...
Интересные факты:
В окружении Pink Floyd к тому времени еще оставались люди, лично знавшие Бэррэтта и работавшие с ним. Они отмечали поразительное сходство между образом Пинка и реальным Сидом.
С сцене, где Пинк лежит на поверхности воды в бассейне, режиссер не учел того обстоятельства, что Боб не умел плавать и держаться на воде. Тогда на съемочной площадке нашли прозрачную форму, в которой мог бы лежать Гелдоф. Но и она не подошла - габариты актера оказались для этого немного субтильными. И тогда остановились на такой же форме, но для девушек.
Съемки кадра, где под "Goodby Blue Sky" белый голубь взлетает в небо, дались особенно трудно, и получились после более чем двенадцати дублей.
В одной из сцен, где Пинк срывает с окна жалюзи, Боб действительно сильно поранил руку, однако он был так одержим съемками, что отказывался делать перевязку, пока сцена не была снята до конца.
В кадрах фильма часто встречаются кадры, имеющие отношение к реальной жизни Сида Бэррэтта и Pink Floyd - трансовое состояние, в котором герой часами бессмысленно смотрит телевизор, наркотический угар, гастрольная карусель, разлад с женщинами, Tropicana Motor Hotel (сеть отелей, в которой останавливались многие Рок-звезды), виды Лондона...
Для включения в фильм, понадобилось создание к нему саунд-трека, отличающегося от альбома:
Без изменений включены: "Another Brick in the Wall (part 1)" и "Goodbye Cruel World"
Исключены "Hey You" и "The Show Must Go On"
Добавлена "What Shall We Do Now?", в последний момент исключенная из трек-листа альбома
В домашней студии Дэвида Гилмора, к дилогии "In the Flesh?"/"In the Flesh" был записан вокал Гелдофа
Была заново записана "When the Tigers Broke Free", позже вышедшая на сингле, и включенная в переиздание альбома "The Final Cut" (в фильме разбита на 2 части)
Остальные песни были перемикшированы и (или) растянуты, к ним были добавлены дополнительные партии и звуковые эффекты, а также оркестровые партии.
Интересно, что над саунд-треком к фильму Pink Floyd работали без Райта, который уже покинул группу, и Эзрина, которого уволили, лишь фрагментарно привлекая сторонних музыкантов.
Фильм вышел в прокат в мае 1982, и показал приличные кассовые сборы. Очевидно, что в британском, да и мировом кинематографе примеров подобных картин было немного, если они были вообще.
В июле официальную презентацию почтили присутствием Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон (по версии музыкантов, Ричард Райт находился "на отдыхе" - большинство поклонников узнают о его увольнении из группы только изучая кредиты "The Final Cut" в 1983).
Изначально саунд-трек к фильму предполагалось издать в виде отдельного альбома, однако к тому времени у Роджера Уотерса уже созрела концепция нового альбома, и в том же июле выходит сингл "When the Tigers Broke Free" и начинается работа над следующим альбомом Pink Floyd, "The Final Cut".
О сингле "When the Tigers Broke Free" и последующем периоде группы ранее говорилось в обзоре "Последний отрезок пути".
"The Wall" представляет собой выдающееся, непревзойденное по новаторству и творческому размаху произведение в жанре киноискусства. Формально выполненная в стиле музыкального фильма, но на высочайшем исполнительском и техническом уровне, "Стена" идет куда дальше - передает тайные механизмы психической жизни, и... тайны Pink Floyd.
"Стену" смотрели, смотрят и будут смотреть - она не устаревает. И, разве не это признак гениальности?
В создании трех частей данного обзора были использованы материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, а также выдержки из книг Николаса Шеффнера "Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd" и "Книга песен", составленная Александром Галиным.