Если вы хотите достичь успеха в любой деятельности - вам придется это делать. Верно и обратное. Если вы успешны хоть в чем-то, то вы это делали не раз и не два - этот пункт невозможно пропустить, вычеркнуть из "списка обязательных дел", оставить "на потом".
Большинство сограждан "на потом" оставляют (видимо как наименее важное) собственное развитие, выдвигая на передний план ... Что лично у вас в первых пунктах этого списка?
В этом нет ничего плохого - заниматься бизнесом, карьерой, отношениями и прочим, что ассоциируется с успехом. Это часть жизни. И глупостью было бы улучшать жизнь, ухудшая её, избегая ее существенных атрибутов, то есть, по сути, избегая жить.
Однако, "Блажен, кто смолоду был молод, блажен кто вовремя созрел".
С одной стороны, "каждому овощу свое время", с другой - важно это время не упустить (почему-то большинство видят в этой поговорке только одну сторону - "не торопись")
Так без чего же не обойтись в движении к успеху?
* * *
(Кстати, в списке "важных дел" лично у меня записан я сам. А все остальное крутится вокруг этого пункта. И странным образом, такой подход оказывается не эгоцентричным. Но это другая история, а то меня опять понесет мыслью по древу...)
* * *
Заливая старое вино в новые мехи
Вам по-умному или понятно?
По-умному выглядит так. Развитие всегда происходит через возникновение, усиление и разрешение противоречий, через приведение в соответствие формы и содержания.
А суть в том, что содержание - если мы остаемся в рамках одной системы - остается неизменным, а вот форма регулярно перестает соответствовать изменившемуся по форме содержанию.
Короче, лучше не умничать, а посмотреть на примерах.
* * *
Что периодически делает профессиональный спортсмен или новичок, стремящийся к вершинам мастерства?
Например, боксер. Он просматривает видеозаписи проведенных боев, чтобы увидеть бой со стороны, отстранившись, выйдя из системы, в спокойном состоянии ума понять, что и как он делал в реальном бою.
Зачем? Думаю, можно не объяснять.
- Можно добавить, что боксер делает это вместе с тренером - чтобы увидеть "одно и то же содержание" с третьей точки наблюдения, в другой форме.
И такой подход отличает высокопрофессиональных спортсменов от новичков или даже от мастеров спорта, которые "просто слушают тренера".
Рассмотрение одного и того же (содержания) с разных точек зрения (формы) кардинально увеличивает понимание.
Но если речь о человеке, о его развитии, то можно утверждать, что уровень развития человека и есть уровень развития его понимания, его способностей, которые во многом есть функция понимания.
Парадокс развития
Лет двадцать пять назад мой Мастер сказал:
- "Сначала заниматься трудно, а потом интересно".
Только он умолчал, что "потом" заниматься еще труднее :) Но в том, что "интересно", он оказался полностью прав.
Парадокс-то видимый. Каждый, кто продвигался в своем деле выше "среднего" уровня, это знает.
Спортсмен с каждым новым разрядом вынужден тренироваться больше и изощреннее. При этом гарантия достижения следующего уровня становится все эфемернее, асимптотически приближаясь к нулевой отметке.
Согласитесь, гарантированно стать перворазрядником или мастером спорта международного класса - две очень разные пары тапочек ...
Из этого "парадокса" есть важное следствие.
Со временем "спортивным залом" становится вся жизнь. И это не метафора, это факт.
Следствием этого факта становится то, с чего мы начали статью.
Скажите (если помните, конечно), интересно ли было вам в определенном возрасте заглядываться на противоположный пол (даже подглядывать, когда повезёт? Или требовались усилия воли, мотивационные тренинги, Наставник?
Да ладно, не стесняйтесь, мы все были такими.
Но в точности то же самое происходит, когда мы в практике преодолеваем определенный уровень.
Как младой вьюноша грезит о женщинах, видит их повсюду, мечтает о них и только о них, предпочитая их всему остальному, даже базовым потребностям во сне и пище, так и профессионал, превративший "обычную жизнь" в тренинговый зал своей профессии - высматривает и находит примеры, намеки, принципы, помогающие ему переосмыслить "детали" своего ремесла, которые отличают высокого профессионала от новичка.
Поэтому "потом" и становится интересно.
А если ваша главная профессия, главный предмет исследования - это вы сами? Тогда вам становится жить не "просто интересно", а захватывающе интересно. И вопрос "зачем тебе это?" кажется вопросом безумного человека.
Вот, кажется, я и подобрался к тому, с чего хотел начать :)
Один короткий комментарий ...
... к моей статье явился очередным триггером, позволившим мне еще раз, с другой точки зрения увидеть, чем я (в том числе) занимаюсь. Облечь старое содержание в новую форму.
- "Вы сформулировали то, что я чувствовала. Спасибо, ценно".
Да, это одна из тех вещей, которые я (по разным причинам) умею делать лучше многих (вас не коробит, когда люди говорят о своих сильных сторонах?).
Находить подходящие метафоры - внешние формы выражения внутреннего, которые позволяют человеку "сделать тайное явным", облечь реальное содержание психики в воспринимаемую, понятную человеку форму.
Это снимает часть эмоционального заряда, который существует только потому, что не осознается человеком.
Это просто факт - "негативные" эмоции существуют именно потому, что не воспринимаются, не осознаются. Потому, что человек не способен облечь глубокие чувства и мысли в понятную (для него) форму, не способен их выразить.
* * *
... Что происходит с кипящим чайником, у которого крышка без спускного клапана накрепко прикручена винтом (кажется, называется скороварка)?
Примерно то же происходит с человеком, у которого глубинные, забытые (загнанные внутрь им самим) переживания не находят реализации - выхода на поверхность сознания.
Третья точка зрения
Я увидел это еще раз, со стороны, "с третьей точки зрения" - и мне стало легче.
Я лучше понял то, что давно знал и делал, следовательно, стал делать это еще лучше, легче и эффективнее, потому что стал меньше об этом думать ("а точно это правильно?")
- Я увидел это потому, что жизнь стала моим "тренинговым центром", "испытательным полигоном". И мне интересно наблюдать, что в ней происходит - наблюдение перестало быть необходимостью, превратившись в удовольствие.
* * *
Кончено, это можно назвать "паранойей".
Как в анекдоте, когда клиент на все вопросы психиатра, показывающего человеку разные картинки - тесты Люшера, отвечал одно и то же (неприличное). Ваша воля.
Но также вы можете понять, о чем я говорю.
Вся наша жизнь есть возможность для развития, в ней есть все необходимое и нет ничего за ее пределами. И это можно увидеть в любом ее проявлении. Если смотреть и иметь желание увидеть.
А точно этот метод - мой?
"Нет ничего нового под Солнцем".
И не было никогда, если речь о развитии, улучшении человеческой жизни.
Но бывали новые этикетки (не путать с новыми формами старого содержания - новые формы улучшают понимание, а новые этикетки запудривают мозги).
Бывает "Детская болезнь левизны в коммунизме", а бывает детская болезнь усложнения от непонимания. Помните, как в детстве?
- "А я знаю знаешь какое слово!?"
" - А я могу считать до сиксилиона, вот!".
Нынче в психологии "сиксилионов" - что звезд на небе. "Когнитивно-поведенческая терапия" - чем не "сиксилион"? Внушает. Но ничего нового не привносит, из того, чего не было.
Ой, щас страшное скажу, да простит меня Будда!
"Метод Будды" - в нем есть что-то новое, чего не было до Него?
(Про Остальных воздержусь, слишком остро народ реагирует, хотя мне есть, что сказать - и не в обиду, и не в порядке обесценивания, а как раз наоборот).
Свой метод = понятый, освоенный, годный к употреблению, дающий удовлетворительный результат метод.
И более об этом нечего сказать по существу.
-----------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
-----------------------------------------------