Найти тему
КОСМОС

Как доставляли почту в Римской империи?

Древний Пони Экспресс

В период своего расцвета Римская империя была одной из крупнейших политических образований в истории. Империя простиралась от полей Великобритании до песков Персии. По всей территории империи люди обменивались письмами, товарами и новостями. Речи, прокламации и важнейшая военная информация циркулировали по всей огромной территории империи. Это приводит нас к интересному вопросу: как доставляли почту в Древнем Риме?

Почтовая система в Римской империи была организована не так, как это принято в современном мире. Сегодня письма доставляются как государственными, так и частными службами, и любой человек с небольшими средствами может отправить письмо практически в любую точку мира, будучи уверенным, что оно дойдет до адресата. В Риме же почтовую систему управляло государство, и она была предназначена для его нужд, а не для частных лиц.

Римская почтовая система называлась Cursus Publicus, или «общественный путь». Это была сеть станций и постов, которые располагались по всей территории империи. Курьеры имели специальные бумаги, удостоверяющие их как официальных участников Cursus Publicus, что давало им полный доступ к услугам и удобствам системы. Если у человека не было таких документов, он не мог пользоваться почтовой системой. Она была разработана для передачи официальных государственных новостей и товаров. Частные лица, даже римские граждане, не могли использовать эту систему без особого разрешения государства.

Императорские курьеры обладали значительной властью, когда действовали по официальным делам. Они могли реквизировать припасы у местного населения, чтобы успешно выполнить свою задачу. Кроме того, курьеры имели право требовать оплаты по прибытии у получателя посылки или письма. Это была распространенная практика в те времена, до появления марок. Чтобы получить свою почту, человек должен был заплатить курьеру за доставку. Вмешательство в работу Cursus Publicus считалось преступлением.

Система была введена в действие императором Августом в начале эпохи Pax Romana. Товары или сообщения должны были доставляться одним и тем же курьером или обозом на протяжении всего пути, чтобы избежать ошибок. Когда система разрабатывалась, император недолго рассматривал возможность заимствовать персидский метод доставки почты, при котором курьеры передавали сообщения от одной станции к другой, что больше напоминало бы современную систему. Однако он предпочел систему, в которой курьеры доставляли грузы на всем пути от пункта A до пункта B.

Римский историк Гай Светоний Транквилл писал об этой системе так:

«Чтобы то, что происходило в каждой провинции, можно было сообщать и узнавать быстрее и своевременнее, [Август] вначале разместил молодых людей на коротких интервалах вдоль военных дорог, а затем — почтовые экипажи. Последнее показалось более удобным решением, поскольку одни и те же люди, доставлявшие депеши, могли, если того требовала необходимость, быть опрошены по пути».

Курьеры перемещались от станции к станции, пополняя запасы и отдыхая по мере необходимости. Ожидалось, что большинство курьеров будут преодолевать восемь станций в день, чтобы считаться эффективными, но им было запрещено покрывать расстояние меньше пяти станций. Дистанция между станциями не была одинаковой. В Италии, где система была наиболее развитой и активно использовалась, станции располагались близко друг к другу. На окраинах империи станции встречались гораздо реже.

Трудно точно определить, насколько быстро информация передавалась по этой системе. Не сохранилось официальных записей о её эффективности. Историк Прокопий Кесарийский писал, что средний римский курьер мог преодолевать расстояние в десять раз больше, чем обычный человек, передвигающийся по общественным дорогам. Он утверждает:

Ранние императоры, чтобы как можно быстрее получать информацию о передвижениях врагов в любой точке, о мятежах, непредвиденных происшествиях в отдельных городах, а также о действиях губернаторов или других лиц во всех частях империи, а также для того, чтобы ежегодные подати доставлялись без опасности или задержек, установили быструю систему государственных курьеров по всей своей территории, согласно следующей системе. За дневной путь активного человека они устанавливали восемь «этапов» или иногда меньше, но, как правило, не менее пяти. На каждом этапе находилось 40 лошадей и определенное количество конюхов. Назначенные курьеры, используя сменных превосходных лошадей, выполняя обязанности, о которых я упомянул, часто покрывали за один день такое расстояние, которое в обычных условиях они преодолевали бы за десять дней.

Большинство историков сходятся во мнении, что средний курьер проходил от 30 до 60 миль в день. Это означало, что если вы хотели отправить письмо на расстояние 600 миль, то оно могло дойти через 10-20 дней. В чрезвычайных ситуациях новости могли перемещаться со скоростью до 100 миль в день. Курьеров поощряли пользоваться почтовыми станциями по мере необходимости и стремиться пройти как можно большее расстояние за один день, используя предоставленные на станциях удобства.

Каждая из этих станций, управляемых государством, обеспечивала курьеров пищей, лошадьми, кормом и припасами, предназначенными для их использования. Многие станции также были укомплектованы римскими солдатами, которые охраняли дороги и защищали курьеров и повозки. Cursus Publicus использовался для транспортировки налоговых доходов и официально реквизированных товаров между провинциями, что делало его крайне важным и строго охраняемым. Стоимость содержания системы покрывалась за счет налогов, взимаемых с провинций, через которые она проходила.

-2

Но что если вы были частным лицом? Рим был полон богатых граждан, которым приходилось вести дела на больших расстояниях. Даже самые состоятельные римляне не имели права пользоваться государственной почтовой системой, если это не было связано с официальными делами государства. Частную почту в Риме часто доставляли рабы, слуги или наемные гонцы. Если частное лицо хотело отправить письмо члену семьи или деловому партнеру, ему приходилось нанимать надежного человека, чтобы тот доставил его лично.

Эта система означала, что низшие или бедные слои населения не могли легко отправлять письма внутри империи. Нанимать и снаряжать человека для прохождения сотен миль было дорого, и не существовало доступной или субсидируемой государственной службы, которой могли бы воспользоваться обычные граждане. В большинстве случаев беднякам приходилось самим отправляться в путь, если они хотели доставить сообщение близким или друзьям.

Даже для государства содержание этой системы было не дешевым. На протяжении всего существования система потребляла огромные ресурсы для поддержания своей работы. Несмотря на высокие расходы, система сохранялась вплоть до падения Западной Римской империи. Даже преемственные королевства, возникшие после падения Рима, старались сохранить систему, насколько это было возможно, из-за её полезности. Восточная Римская империя также продолжала поддерживать систему на своей территории.

Однако, по мере упадка Рима и распада империи, расходы на содержание системы стали слишком велики. Прокопий, историк, который подробно описывал эту систему, обвинял византийского императора Юстиниана в том, что он позволил системе прийти в упадок. По словам Прокопия, Юстиниан сократил большую часть почтовой системы на территории Восточной Римской империи и финансировал лишь ту её часть, которая соединяла Константинополь с персидской границей, чтобы обеспечить продолжение поступления новостей с востока. Стоимость и логистика поддержания такой огромной системы в конечном итоге стали слишком обременительными для стареющей Римской империи.

Старая римская система в конечном итоге эволюционировала в феодальную, где крестьяне были обязаны по приказу своих господ поддерживать ближайшие к ним участки дорог и могли быть привлечены к доставке сообщений по мере необходимости. Большинство историков согласны с тем, что Cursus Publicus окончательно пришел в упадок при Юстиниане в VI веке.

Почта в Римской империи не была похожа на современную. Она использовалась в первую очередь государством, а частным лицам было запрещено ею пользоваться. Это было бы похоже на то, как если бы в наше время Почта функционировала исключительно для официальных нужд правительства, а всем остальным приходилось бы пользоваться услугами частных компаний, таких как FedEx или UPS, для отправки своей почты. Частные лица должны были нанимать курьеров или самостоятельно доставлять сообщения, если хотели, чтобы что-то было отправлено внутри империи.