Найти в Дзене

Чехословак с тагильской родословной

Оглавление

По окончании Второй мировой войны танки Т-34-85 стали одной из самых массово представленных единиц бронетехники в армии Чехословакии. Эти машины впервые поступили в чехословацкий корпус в начале 1945 года, и всего во время конфликта он получил до 130 таких танков. Они играли ключевую роль в освобождении Праги, а впоследствии стали основой бронетанковых сил послевоенной армии Чехословакии. Поставки продолжились и после завершения войны. На снимках того времени можно увидеть советские машины, явно выпущенные после 9 мая 1945 года. Т-34-85 стали первыми танками чехословацкой армии, на которых были нанесены известные трёхцветные «кокарды».

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

Плод компромисса

Хотя Т-34–85 оставался современным танком на момент окончания Второй мировой войны, было очевидно, что он быстро устаревает. Это понимали и чехословацкие военные. 17 октября 1945 года в Генштабе прошло совещание, где командующий, дивизионный генерал Богумил Бочек, утвердил тактико-технические требования к Tank všeobecného použití (TVP), то есть основному боевому танку. В этих требованиях явно присутствовала концепция Т-34–85, но новый чехословацкий танк должен был значительно отличаться в деталях.

Разработка TVP шла медленно. В марте 1946 года Военно-технический институт (Vojenský technický ústav или VTU), работавший над проектом TVP, представил концепцию танка. Основываясь на ней, инженеры заводов ČKD и Škoda должны были создать свои версии танков. Результатом стал проект Škoda T-40, который значительно отличался от оригинального TVP. Этот проект был представлен в декабре 1946 года, однако уже в следующем году перестал удовлетворять чехословацким требованиям. В итоге в 1948 году проект TVP был пересмотрен, и появились разработки Škoda T 50 и ČKD T 51. На основе этих моделей одновременно началось проектирование самоходных установок.

 Т-34–85 советского производства на учениях чехословацкой армии в Миловице, 1952 год
Т-34–85 советского производства на учениях чехословацкой армии в Миловице, 1952 год

Пока шли месяцы, ни один проект так и не вышел за рамки документов. Неудивительно, что терпение военных в один момент иссякло. Хотя разработки TVP продолжались до марта 1950 года, чехословацкий Генштаб уже принял решение, причем не в пользу проектов от ČKD и Škoda.

Часто это решение называют политически мотивированным. В самом деле, с 20 по 25 февраля 1948 года коммунисты заняли ключевые позиции в руководстве Чехословакии, что привело к чисткам. 14 июня президентом стал коммунист Клемент Готвальд. Естественно, это сказалось на отношениях с СССР и в военной области.

Однако решение чехословацкого Генштаба о танках было в наименьшей степени связано с политической ситуацией. Устаревающий парк бронетанковой техники нуждался в обновлении, а в ряде подразделений остро не хватало даже элементарных танков. Это привело к модернизации и принятию на вооружение немецких StuG 40 и Pz.Kpfw. IV. В то же время, после войны чехословацкая промышленность не произвела ни одного нового танка или самоходки. Поэтому единственным разумным решением оказалось обращение за поддержкой к политическому и военному союзнику.

 В начале 50-х годов некоторые Т-34–85 получили ограждения фар, как на этом танке. Кроме того, часть чехословацких танков получила фары Notek
В начале 50-х годов некоторые Т-34–85 получили ограждения фар, как на этом танке. Кроме того, часть чехословацких танков получила фары Notek

В июле 1949 года Чехословакия получила разрешение на производство танков Т-34–85. Причины выбора именно этой модели, которая уже казалась устаревшей к 1945 году, были весьма очевидны. Во-первых, чехословацкие военные уже хорошо знали Т-34–85. Во-вторых, несмотря на его устаревание, к концу 40-х годов это не считалось большим недостатком. В-третьих, эта модель была технологически продвинутой, что упрощало её производство.

Также возникает вопрос, почему Чехословакия выбрала именно Т-34–85, а не продвинутую модель Т-54. Ответ прост: в 1949 году производство Т-54 в СССР только начиналось, и его окончательный дизайн был сформирован лишь в начале 50-х. Даже без учёта того, что СССР мог и не дать лицензию на новую модель, освоение её производства заняло бы больше времени. Выбор Т-34–85 позволял чехословацкой промышленности набираться опыта в производстве бронетехники с боевой массой более 30 тонн — ни до, ни во время войны машины такой массы в стране не производились.

Серийное производство с переездом

В ноябре 1949 года заказчики получили техническую документацию на танк Т-34–85. Она была отправлена советским заводом №183, расположенным в Нижнем Тагиле, разработавшим модель Т-34–85. Предполагалось, что в Чехословакии будет производиться версия танка, которая имела некоторые отличия от тех экземпляров, что собирались в СССР. Последние Т-34–85 в Советском Союзе были выпущены в 1946 году, и их конструкция постепенно совершенствовалась. Поэтому чехословацкая версия танка заметно отличалась от своих советских аналогов.

 Чехословацкий Т-34–85 выпуска завода ČKD Sokolovo, май 1952 года
Чехословацкий Т-34–85 выпуска завода ČKD Sokolovo, май 1952 года

В январе 1950 года завод ČKD Sokolovo в Праге начал своё переоборудование для производства танков. Это было разумным решением, учитывая, что завод, изначально занимавшийся производством паровозов, был оснащён развитой системой подъёмного оборудования. Для помощи в переналадке производства в Чехословакию прибыли эксперты из СССР. Завод Škoda в Пльзени был избран подрядчиком для изготовления двигателей и начал выпуск моторов В-2. Вооружение должно было производиться на другом предприятии Škoda, расположенном в словацкой Дубнице-над-Вагом, которое также ранее специализировалось на производстве паровозов. Производство корпусов организовали на заводе имени Сталина (Závod J.V.Stalina, ZJVS) в словацком Мартине. Этот новый танк может по праву считаться чехословацким, так как в его создании участвовали предприятия как из Чехии, так и из Словакии.

 Чехословацкий Т-34–85 из технического музея в Лещанах, имеющий оптику позднего типа. Обратите внимание на качество литья башни
Чехословацкий Т-34–85 из технического музея в Лещанах, имеющий оптику позднего типа. Обратите внимание на качество литья башни

Послевоенная эпоха оказалась сложной для чехословацкой промышленности. Первый чехословацкий экземпляр танка Т-34–85 был собран 1 сентября 1951 года. К началу октября того же года количество изготовленных машин достигло восьми, из которых два отправились на короткие испытания. В общей сложности до конца 1951 года удалось выпустить 25 единиц Т-34–85.

Первая партия танков была далека от совершенства, что для стартового приза выпуска техники вполне ожидаемо. Часто поступали жалобы на работоспособность сцепления, трансмиссии и других компонентов, что объяснялось тем, что необходимое качество не было достигнуто сразу. Потребовалось время, чтобы отладить производственные процессы. В итоге серийное производство танков Т-34–85 на заводе ČKD Sokolovo началось лишь в феврале 1952 года.

 Такими фарами с ограждениями оснащались чехословацкие Т-34–85 в 50–60-х годах
Такими фарами с ограждениями оснащались чехословацкие Т-34–85 в 50–60-х годах

Как уже было сказано, чехословацкий танк не стал идентичным тагильским машинам. От завода №183 он перенял характерные литые опорные катки, хотя некоторые танки получили катки штампованного типа. Башня же напоминала ту, что устанавливали на поздние модели танков завода №174 в Омске.

Среди советских аналогов чехословацкие танки можно распознать по множеству мелких деталей. Прежде всего, выделяется качество изготовления корпусов и башен, которое отличалось высокой степенью аккуратности. Особенно примечательной была башня, практически лишённая неровностей, свойственных литым конструкциям.

Корпус танка также имел некоторые отличия. Например, были увеличены петли верхнего кормового листа, а броневые кожухи выхлопных труб получили более сложную конструкцию. Среди особенностей чехословацких машин был порт для полевого телефона, располагавшийся в левой задней части корпуса. С левого борта закреплялись тросы, а передняя фара имела особое ограждение. На ранние модели этих танков также устанавливали фары для ночного вождения Notek, которые были разработаны по аналогии с немецкими.

 На этом снимке хорошо видны «фигурные» кожухи выхлопных труб и порт для полевого телефона, характерные для чехословацких Т-34–85 черты
На этом снимке хорошо видны «фигурные» кожухи выхлопных труб и порт для полевого телефона, характерные для чехословацких Т-34–85 черты

На заводе ČKD Sokolovo было собрано 951 танк до декабря 1953 года. Существует мнение, что чехословацкие танки превосходили советские, однако это не касалось данной партии. На 81 танке, поставленном в армию Чехословакии в 1951–52 годах, произошло 280 поломок, из которых 250 были вызваны недостатками в производстве. В сравнении с советскими танками, последняя партия которых прибыла в 1949 году, продукция СССР выглядела более надёжной. Чехословацкие военные сделали выводы: в мае 1952 года первый Т-34–85 был выпущен на заводе в словацком Мартине, а в сентябре стартовало его серийное производство. Эти танки стали символом чехословацкого качества. В 1952 году оба завода выпустили 352 танка, а в 1953 – уже 1050 штук. В том же году ČKD Sokolovo переключился на производство локомотивов, и Т-34–85 стал последним чешским танком. Мартин стал центром танкостроения в Чехословакии, где было собрано 1785 таких машин.

 Проект установки в Т-34–85 100-мм пушки, апрель 1954 года
Проект установки в Т-34–85 100-мм пушки, апрель 1954 года

Вскоре была поднята тема модернизации Т-34–85, поскольку с 1953 года началось производство самоходной артиллерийской установки САУ SD-100 — чехословацкой версии советской СУ-100. Установленное на ней 100-мм орудие Д-10Т, обозначенное в Чехословакии как 100 mm vz. 44 S, обладало значительно большей бронебойностью по сравнению с 85-мм пушкой на Т-34–85. Естественным образом возникло стремление оснастить танк более мощным вооружением, тем более что размеры машины это позволяли. Работы в этом направлении начались на предприятии Konštrukta Trenčín в Тренчине, Словакия, а затем продолжились в Военно-техническом институте.

 Первый (сверху) и второй (снизу) варианты установки 100-мм пушки в башню Т-34–85
Первый (сверху) и второй (снизу) варианты установки 100-мм пушки в башню Т-34–85

Работа над чехословацким Т-34–100 началась в 1953 году. 6 апреля 1954 года Военно-техническим институтом был представлены проекты Т-34–85, вооружённого 100-мм пушкой обр. 1944 года. Танк оставался практически без изменений, переделке подверглась лишь носовая часть башни.

Первый представленный вариант выглядел наименее проблемным с точки зрения организации производства. Основная часть его башни вообще не менялась. К ней лишь на болтах пристыковывалась носовая секция, в которой и располагалась довольно сильно выдвинутая вперёд пушка. Орудие получало прицел TŠ-20. Также переделывалась установка спаренного пулемёта. Во втором варианте носовую часть башни приходилось значительно переделывать. Но такая версия имела более высокую снарядостойскость.

Согласно расчётам, скорострельность 100-мм орудия должна была составить порядка 8 выстрелов в минуту, но в возможность достижения таких параметров верится с трудом. Бюджет опытных работ должен был составить 780 тысяч крон, из них 160 тысяч ушло бы на проектные работы, а остальное – на изготовление опытного образца.

 Установка для преодоления водных преград по дну
Установка для преодоления водных преград по дну

Вопрос по организации дальнейших работ повис в воздухе на 2 месяца. Потенциально такая модернизация могла усилить огневую мощь танка. Но вместе с плюсами всплывали и минусы. Во многом сложившаяся ситуация пересекалась с тем, что происходило за 9 лет до этого в СССР.

В 1945 году на испытания вышел Т-34–85 с установленной в нём 100-мм пушкой ЛБ-1. Коллективу ЦАКБ во главе с В. Г. Грабиным удалось установить пушку вообще без переделки башни, и она даже могла стрелять. Главная проблема была в том, что условия работы экипажа оказались сильно стеснёнными. От дальнейшего развития темы в СССР отказались.

В случае же с разработкой Konštrukta Trenčín дело не дошло даже до изготовления опытного образца. Чехословацкий Генштаб всё ещё хотел 100-мм пушку в Т-34–85, но совсем не 100 mm kanуn vz. 44 S. Теперь речь шла уже о 100-мм танковом орудии AK 1, которое планировалось ставить и в последнюю версию TVP. Помимо всего прочего, эта пушка имела автомат заряжания и стабилизатор вертикальной наводки.

Но эти пожелания не достигли даже стадии эскизного проекта. 30 июня 1954 года программу Т-34–85 со 100-мм орудием закрыли окончательно. К тому моменту Чехословакия получила лицензию на производство Т-54. Последние Т-34–85 покинули Мартин в конце 1956 года, а уже в следующем году завод изготовил первые Т-54. С их появлением чехословацкая армия окончательно решила проблему вооружения своей армии современными танками.

Интернационалист-долгожитель

Из 2736 построенных Т-34–85 чехословацкая армия оставила себе только 1437 штук, в том числе 731 производства ČKD Sokolovo и 706 производства ZJVS Martin. Остальные машины пошли на экспорт. Последние два года завод в Мартине производил машины исключительно для продажи за рубеж.

Что же касается чехословацкой армии, то в 1956 году у неё имелся 1701 танк Т-34–85. Это число включает и танки, которые были получены от СССР. За счёт того, что на вооружение чехословацкой армии постепенно поступали Т-54 собственного изготовления, более старая матчасть понемногу изымалась. К 1967 году, когда в Мартине уже выпускали Т-55, Т-34–85 всех типов в армии осталось всего 1120 штук. Часть из снятых с вооружения Т-34–85 отправилась за рубеж, какие-то танки переделали в спецмашины. В конце 1971 года число Т-34–85 сократилось до 780 и постепенно продолжало уменьшаться.

 Чехословацкий Т-34–85 на съёмках фильма, 60-е годы. Танк имеет фару Notek
Чехословацкий Т-34–85 на съёмках фильма, 60-е годы. Танк имеет фару Notek

В составе чехословацкой армии карьера Т-34–85 оказалась спокойной. Машина стала учебной партой для очень многих танкистов. На ней экспериментировали с различным оборудованием, включая систему подводного вождения. Совсем по-иному сложилась судьба Т-34–85 чехословацкого производства за рубежом. Повоевать им пришлось много, и в первый бой эти танки пошли ещё в то время, когда их производство в Мартине не закончилось.

 Трофейные Т-34–85 египетской армии в Хайфе, 1957 год
Трофейные Т-34–85 египетской армии в Хайфе, 1957 год

21 марта 1953 года на место умершего лидера Чехословакии Клемента Готвальда пришёл Антонин Запотоцкий, что привело к определённым изменениям политического курса страны. В этом же году начались и экспортные поставки Т-34–85. 21 сентября 1955 года между Чехословакией и Египтом была заключено соглашение о поставках целого ряда образцов вооружения и военной техники. Т-34–85 среди них, разумеется, присутствовали.

Всего Египет получил 820 танков, часть из которых (230 штук) успела поучаствовать в боях за Суэцкий канал. Боевые действия начались 29 октября 1956 года, против Египта воевали Израиль, Франция и Великобритания. В ходе этого конфликта воюющие стороны понесли тяжёлые потери в бронетанковой технике. Среди трофеев антиегипетской коалиции оказались и танки Т-34–85 чехословацкого производства.

В следующий раз воевать чехословацким Т-34–85 пришлось совсем в другом уголке земного шара. Куба приобрела около сотни танков как советского, так и чехословацкого производства. Закупки велись прямо со складов чехословацкой армии и достались заказчику с очень большой скидкой – 67 процентов. Фидель Кастро не прогадал – танки ему пригодились. В апреле 1961 года произошло знаменитое сражение в Заливе Свиней, где высадился десант противников революции на Кубе, поддерживаемых и вооружённых ЦРУ. На тот момент у кубинцев было всего десять Т-34–85, по большей части советского выпуска, но и они оказались очень кстати. Их противниками стали американские лёгкие танки M41 Walker Bulldog, по совокупности боевых характеристик значительно им уступающие. Один Т-34–85 оказался уничтожен, но «гусанос», как называли кубинцы контрреволюционеров, потеряли все свои танки. Кстати, один из них ныне находится в экспозиции парка «Патриот».

 Подбитый сирийский Т-34–85, Голанские высоты, 1967 год. Танк имеет турель для установки зенитного пулемёта ДШК
Подбитый сирийский Т-34–85, Голанские высоты, 1967 год. Танк имеет турель для установки зенитного пулемёта ДШК

Вторым по объёму приобретённых танков покупателем чехословацких Т-34–85 оказалась Сирия. Всего туда отправилось 120 машин. Оказавшиеся в сирийской армии танки получили наибольшее число изменений среди всех Т-34–85 чехословацкого выпуска. Наиболее заметной деталью стала массивная турель под пулемёт ДШК, установленная на командирской башенке.

Сирийским Т-34–85 довелось понюхать пороха в начале июня 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. Значительная часть этих танков оказалась либо подбитой, либо захваченной израильской армией. Тогда же в бой снова ходили и египетские Т-34–85. Всего арабами был потерян 251 танк этого типа. Некоторые из трофеев израильские военные позже переделали в долговременные огневые точки, закопанные вдоль границы с Сирией и Иорданией. Их двигатели и ходовая часть снимались, а на месте отделения управления размещалась большая боеукладка.

Среди регионов, куда поступали на экспорт чехословацкие машины, были и более спокойные. Например, Румыния и Болгария получили, в общей сложности, 120 машин. Около 30 танков отправилось в Индию, Ирак и Йемен. В последнем, впрочем, этим танкам всё же пришлось повоевать. Сражались чехословацкие Т-34–85 и в Ливане, где они оказались в 70-х годах.

 Т-34–85 чехословацкого производства в Ливане, 70-е годы
Т-34–85 чехословацкого производства в Ливане, 70-е годы

В целом «свой» Т-34–85 оказался для Чехословакии большой удачей. Это был первый средний чехословацкий танк, добравшийся до стадии серийного производства. Кроме того, до него Чехословакия никогда не выпускала танки в таких количествах. Выпуск Т-34–85 позволил Чехословакии не только вывести свою танкостроительную промышленность на высокий уровень, но и вернуться с продукцией своего изготовления на международный рынок вооружений.

Был, впрочем, и один огромный минус. Танков собственной разработки Чехословакия больше не производила, да и толком и не разрабатывала. Лицензионный выпуск советских танков оказался более выгодным, не требуя значительных затрат на проектирование и выпуск опытных образцов.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Юрий Пашолок. Чехословацкий средний тупик - Альтернативная История
Юрий Пашолок. Незапланированная рабочая лошадка вермахта - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉