Панихидой называется непродолжительное богослужение, на котором молитвенное собрание христиан, возглавляемое священником или епископом, просит у Бога прощения нераскаянных грехов усопших христиан и улучшения загробной участи их душ вплоть до поселения их в небесных райских обителях. Согласно учению Церкви, молитвы за умерших помогают им.
С греческого название этой службы переводится как "всенощная", и происходит она от молитв древних христиан у мощей первых святых мучеников.
Панихиду служат как в храме, так и на могиле поминаемого. Сокращенный вариант этой службы называется заупокойной литией, и любой крещеный может молиться этим чином без священника.
На литию уходит обычно менее десяти минут. Начало службы – слова «со духи праведных скончавшихся», продолжение – четыре коротких песнопения, затем – малая ектения и молитва "Боже духов", а заканчивается лития пением кондака "Со святыми упокой".
Панихида длится около двадцати минут. Чин начинается с пения "Трисвятого" и девяностого псалма, далее следует ектения, тропари, несколько песнопений, канон. Заканчивается панихида пением "Со духи праведных" и отпустом.
Панихиду принято служить в день смерти поминаемого, затем на третий, девятый и сороковой дни. По традиции, людей хоронят на третий день, поэтому часто вместо панихиды за усопшего совершают его отпевание в храме.
Согласно учению Церкви, на сороковой день после смерти и до самого конца времен, Второго Христова Пришествия и Страшного суда, определяется загробная участь души – то есть, в аду (в том числе, и в немучительных его обителях) она будет, или в раю. После сорокового дня панихиду можно совершать в любые из дней, в которые Церковь допускает молитвы данным чином. Существует, при этом, и практика совершать эту службу ежедневно в течение сорока дней после кончины поминаемого.
Существует русский христианский обычай служить панихиду в дни рождения, дни Ангела и годовщины смерти поминаемого.
Парастас – это богослужение, на котором поминают вообще всех усопших христиан. Его совершают несколько раз в году, в дни Родительских суббот.
Самую сильную помощь душа покойного крещеного человека получает на литургическом поминовении – священник молится в алтаре за каждого, чье имя подано в записках и тетрадях для сорокоуста, вынимая из просфоры хлебную частицу за каждую душу. Когда вино в святой Чаше по молитвам предстоятеля становится Кровью Христовой и омывает эти частицы, священник просит Бога отмыть грехи всех, кого поминали на службе. Литургическое поминовение усопших Церковь совершает и в дни, когда заупокойные службы не положены.
Существует традиция готовить перед панихидой кутью – сладкую пищу на основе какого-либо вида злаков. Сладость этому кушанью придают фруктами, медом и прочими ингредиентами. Кутью после панихиды предстоятель освящает отдельной молитвой. Потом ею угощают других верующих и просят помянуть усопшего уже в частной молитве.
Важно не просто заказать панихиду, подав в храме записку с именами усопших, но и присутствовать на богослужении, поэтому нужно выяснить, когда будут служить ближайшую панихиду и прийти к этому времени в храм.
Традиционно на заупокойных службах люди держат в руках горящие свечи, символизирующие их молитву за усопших.
Панихиду не служат в период от Рождества Христова до Богоявления и в первую неделю Великого поста.
Также эта заупокойная служба не положена во время, которое начинается с Лазаревой субботы и заканчивается днем перед Радоницей. Соответственно, на Пасху и Светлую седмицу панихиды в храме нет, потому что христиане в эти дни переживают радость о воскресшем Христе и Его приближающемся вечном Царстве, в котором мы надеемся жить в воскресших бессмертных телах, подобных Телу Господню.
Радоница – это девятый день после Пасхи и первый после Светлой седмицы вторник. В этот день установлена особая заупокойная служба, включающая в себя и панихиду. Богослужение имеет не скорбную, а радостную эмоциональную окраску и начинается с пения пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых...».
Нельзя поминать на панихиде крещеных, но впавших в ересь, раскол или сектантство людей. Молиться дома за их души можно и нужно.
Некоторые священники благословляют зажечь свечу в храме за упокоение некрещеных людей. Они считают это частным, а не церковным поминовением. Чтобы не впасть в обрядоверие, важно помнить, что помогает не возжение свечи, а милостыня общине храма в виде покупки свечки и молитва за усопшего.
Некрещеный человек вполне может зайти в церковь и заказать поминовение своего усопшего близкого на Литургии или панихиде, если тот был крещен.
Единственное возможное пасхальное заупокойное поминовение – это отпевание христианина, усопшего в один из дней Светлой недели. Чин отпевания в таком случае отличается от обычного.