Прежде чем поговорить о том, как появилось и развивалось древковое оружие данного периода, следует составить общее представление о положении военных дел Западной Европы того времени. Оно напрямую зависело от экономического положения и состояния стран данного региона и изменялось вместе с ними.
Феодальное общество (и Карл Великий) породили на свет рыцаря как основную боевую единицу. Рыцари представляли собой касту воинов и сражались в основном конными. Основной тактикой боя являлся массивный наскок на строй противника таранным ударом тяжелыми и длинными копьями с последующим разбиванием его на части и сражения один на один с конкретным противником. Король созывал своих рыцарей для похода через доверенных высших дворян.
В X-XI вв. привычную стратегию сражения начинают рушить набеги викингов. Их тактикой была внезапная десантная грабительская вылазка на прибережные крупные деревни, монастыри, города с последующим отплытием с добычей к себе на родину, в Скандинавию. Государства просто не успевали реагировать на эти опустошительные удары и не могли в нужные сроки собрать отряд рыцарей для защиты территорий.
Выходом из этой ситуации стало увеличение количества полномочий рыцарей на их ленах (феодах). Рыцари начали брать в помощь и тренировать самых рослых и сильных крестьян, обращаться к наемникам. Раньше рыцаря окружала прислуга из двух-трех людей, они носили его снаряжение и помогали в быту. Теперь же за рыцарем мог идти отряд “прислуги”, иногда вооруженной не хуже, чем сам рыцарь, и не уступавший в численности армиям (тогда армиями считались отряды в 20 человек и больше). Такие отряды назвались Lanse и представляли собой самую маленькую единицу на поле боя. Для их содержания рыцарь получал от своего сюзерена большие земли и имел в их отношении больше власти, нежели сам покровитель.
Это помогло справиться с набегами, но породило другую опасность: теперь вассал лишь формально и клятвенно зависел от сюзерена и обладал практически полной автономией. Нередки были попытки силой заполучить независимость, что породило серьезную государственную дезунификацию. В это время для сражений с конницей, облаченной в доспехи, появляются первые комбинированные орудия, а копья (пехотные были удобными и легкими) обзаводятся более длинным древком, перпендикулярными выступами, крыльями, начинают свое развитие алебарды, представляющие собой, пока что, крупные секиры, с вытянутым режущим краем, превращенным в острие.
Основным оружием рыцаря являлось кавалерийское копье длинной 3-5 метров, с диаметром древка 3,3-4,5 см. Оно имело ромбовидное, каплевидное, листовидное или шиловидное острие на древке, размер и диаметр которого зависел от конкретных задач, для которых оно было сделано. Копье было слишком тяжелым, чтобы поражать противников собственной мускульной силой, всадник брал копье под мышку и на галопе таранил им врага. Изначально копья имели простую конструкцию: колющий наконечник, насаженный на древко, однако уже к XII в. часто встречались копья с развитыми наконечниками, приспособленными для рубки, и длинным древком, от которых произошли протазаны, эспонтоны и так называемые "крылатые копья", от которых произошли рунки.
Протазан и эспонтон представляют собой копье с защитными выступами, перпендикулярными острию, и являются чуть улучшенной версией обычного копья. Слово протазан происходит от итальянского partigiana. Оно перекочевало в другие языки с незначительными изменениями, как и французское esponton. Этим оружием часто вооружали офицеров для их выделения на остальном фоне пехоты.
Развитые формы протазана появились в XVI в., он чаще всего использовался как оружие стражи, телохранителей, горожан. Протазаны того времени помимо широкого лезвия имели расширение у основания наконечника, которое выполняло защитную функцию.
К XVII в. протазан становится офицерским оружием, знаком отличия и элементом парадного одеяния.
Эспонтон, появившийся в XVI в., состоял из листовидного наконечника, древка и защитного перекрестия. Уже в самом начале его использования эспонтон редко использовался в настоящем бою и был офицерским оружием. К XVII в. он, как и протазан, полностью утратил выраженные ударные части.
Рунка – копье, чьи защитные перпендикулярные выросты были превращены в дополнительные поражающие элементы и загнуты вверх, образуя подобие трезубца. В Италии такой вид оружия называли corsesca или brandistocco, в Германии – runka, во Франции – ranseur. Рунки просуществовали до XVI - XVII вв., приобретая самые разнообразные формы. Одни рунки получили выгнутые назад крюки, которыми удобно стаскивать всадника с лошади, другие - дополнительные острия для лучшего поражение, третьи - целые лезвия.
Секиры представляют собой массивный наконечник топора с прямым лезвием или в форме полумесяца на древке длинной от метра. Они были распространены с древнейших времен и до XII-XIII в.. и предназначались в основном для поражения слабоодоспешенного противника. Прародителем следующей формы – алебард – являлась швейцарская секира. Она имела более массивное, квадратное лезвие и длинное древко около 150-180 см. Лезвие крепилось на древко двумя проушинами. Лезвие прото-алебард начала XIII-XIV в. имело форму трапеции, верхний угол которой был удлинён и образовывал острие, подобное копью. Изначально это острие не было сильно выражено и направлялось по диагонали прочь от древка (как у топоров), а затем стало более выраженным и направлялось вдоль древка, образуя то, что называют "вулж" (voulge). Собственно вулж и есть "ранняя алебард". В это же время вулж получил крюк на обратной стороне древка.
Бердыш – другая разновидность секиры, которая была широко распространена в Европе и впоследствии эволюционировала на протяжении нескольких веков. Первые бердыши появились в XIII в. и имели простую конструкцию с массивным лезвием в виде полумесяца на древке. На протяжении XIV-XV вв. бердыш увеличивал размер и массу лезвия, приобретая еще более изогнутую ударную часть.
Бердыш просуществовал до XVI-XVII вв. не изменившись в конструкции, но из полноценного оружия став вспомогательным для стрелков.
Вехой в истории древкового оружия становятся события XIV-XV вв., полностью изменившие уклад жизни в Европе: Столетняя война, чума, начало кровавого двухсотлетнего доминирования швейцарских наемников и расцвет наемничества в целом. Здесь происходит переломный момент в военной тактике: теперь доминирующую позицию забирает себе бронированная пехота, вооруженная тяжелым длинным древковым оружием. Появляются глефы, кузы. В процессе развития оружия устанавливается широкое разнообразие форм: алебарды принимают свой характерный вид и склоняются к колющей и цепляющей функции, рунка развивает дополнительные поражающие элементы, куза находит свое применение в руках стражи, а глефа становится все тяжелее и острее, чтобы рубить ноги коням было эффективнее, обзаводится выступом для захвата оружия противника. Однако самую главную роль играют пики: пяти-шестиметровое пехотное копье. Войны множества солдат с ними буквально представляли из себя колючие мобильные ограждения. Они и позволили успешно отражать рыцарские таранные удары.
Алебарда – комбинированное оружие, состоящее из острия, лезвия топора и крюка на обухе. Термин, скорее всего, был составлен из двух немецких слов: “Halm” (древко) и “ barte” (боевой топор). Позже термин приобрел региональные различия: по-английски это будет halberd, alabarda по-итальянски, hallebarde или alabarde по-французски, alabardero или alabarda по-испански. Из итальянского название перешло в русский язык. Это оружие появилось в конце XIII – начале XIV вв. и получило широкое распространение по всей Европе. Ударная часть состоит из топора, острия и крюка. Алебарда произошла от своей более ранней формы – вулжа. В отличие от своего предка, у которого выступающее лезвие на конце было вытянутой частью лезвия топора, у алебарды эти два элемента отделились друг от друга. Это было вызвано усилением защиты воинов, из-за чего требовалось дополнительная пробивающая способность, которую могли дать раздельные лезвие и острие. Поначалу алебарда больше напоминает массивный топор, но к XV в. приобретает все свои характерные черты.
С XV в., когда появились латные доспехи, алебардам потребовалось еще большая пробивающая сила. Из-за этого острие приобрело шиловидную форму, а лезвие скашивалось, придя к форме выгнутого полумесяца.
К концу XVI-XVII вв. алебарда теряет свое боевое значение и становится парадным оружием, но остается на вооружении унтер-офицеров как замена знамени и отличительный знак в армии. Часто в XVII-XVIII вв. алебардами называли любое отличительное оружие-знамя, даже если оно не являлось алебардой морфологически.
Глефа – вид профессионального оружия пехоты, представляющий собой массивный наконечник на длинном (до 2 метров) древке. Также, как и у алебарды, древко предохранялось от перерубания металлическими полосами. Оружие предназначалось для нанесения тяжелых, сокрушительных ударов по слабоодоспешенным противникам или коням. Современный итальянский термин для глефы – «falcione», французский – «fauchard».
Глефа появилась примерно в конце XIII - начале XIV вв., беря свое начало от простых клинковых лезвий, насаженных на древко. Ранние глефы имели и выраженное острие, и выраженное лезвие.
Позднее глефы приобрели дополнительный отросток на обухе, который мог располагаться перпендикулярно или параллельно основному острию. Он выполнял функцию боевого клюва для пробития доспехов или для дополнительной защиты владельца соответственно.
К XV в. глефа вошла в повсеместныое употребление, однако дальнейшее развитие лишило её выраженного острия, сделав глефу в основном рубящим оружием.
Куза – поздняя разновидность глефы, появившаяся в XV в. Куза имела наконечник в форме ножа, который насаживался на древко с помощью втулки и соединялся с ним длинными железными прожилинами и заклепками. В отдельных случаях на древке ниже втулки находился диск для защиты руки. Оружие было распространено лишь в некоторых регионах и использовалось в основном лишь как оружие телохранителей.
Куза была широко распространена весь XVI и частично в XVII вв. За это время она не получила радикальных изменений – лишь оптимизацию формы лезвия для дешевизны и лучших ударных показателей.
История появления боевой косы берет своё начало ещё в XIV в. Считается, что боевые косы произошли от сельскохозяйственного оружия: либо от садового секача, как и гвизарма, либо от хозяйственной косы путем выпрямления лезвия на 45 градусов вдоль древка. Считалась оружием бедной пехоты. Боевые косы просуществовали весь XIV и начало XV вв.
Гизарма – многофункциональное древковое оружие, берущее свое начало от садового секача. Появившись в XIII в., уже к XIV в. она приобрела все свои характерные черты: лезвие, массивный крюк и бронебойный клюв. На протяжении всего своего развития эти элементы увеличивались в размерах, становясь массивнее и функциональнее.
XVI-XVII вв. становятся временем огромных плотных боевых формаций – баталий. Развитие древкового оружия достигает своего апогея: алебарды получают шиловидное бронебойное острие и лезвие-полумесяц, рунки превращаются в настоящий швейцарский нож на древке, глефы теряют свою актуальность и превращаются в парадное оружие или оружие стражи. Это все связано с их малой эффективностью в плотном пикинерском строю. Протазаны становятся оружием офицеров и играю роль знамен.
Уже к середине-концу XVII века происходит вторая оружейная революция – пороховое оружие получает достойную конструкцию и, тем самым, точность и удобность. Развитие артиллерии заставляет генералов отказаться от лобовой атаки огромным строем пехоты. Древковое оружие во всем своем разнообразии становиться украшением на стене или в руках парадной стражи. Еще некоторое время сохраняет свое значение пика, и эспонтон, заменивший протазан на поприще офицерского знамени.
По ссылке вы можете наглядно увидеть эволюцию древкового оружия Западной Европы в XIII-XVII вв. в виде хронологического древа: