Здравствуйте, коллеги!
Сегодня хочу показать вам свою новую «Сказку о бесстрашной бабочке и непослушных жирафиках.»
Сначала несколько слов для работы с данной сказкой. Хочу обратить ваше внимание, что она выполняет несколько очень важных функций:
- информационную;
- воспитательную;
- образовательную;
- познавательную;
- развлекательную.
Предназначена для детей от 6 до 12 лет. Может быть использована как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Сказка по виду - психокоррекционная. Напомню, что такие сказки создаются для мягкого и экологичного влияния на поведение ребёнка. Посредством психокоррекционных сказок мы “замещаем” деструктивное поведение на более продуктивное, давая, при необходимости, объяснение ребёнку смысла происходящего.
По структуре - это сказка - предупреждение. Через такие сказки мы предупреждаем о последствиях нарушения некоего правила или закона. Причём эти сказки мы начинаем рассказывать детям в раннем возрасте для того, чтобы предупредить: мир бывает опасен, будь начеку. Предупреждение помогает сформировать у малыша необходимые для жизни и безопасности важные ценности и понятия.
А сейчас предлагаю ознакомиться со сказочной историей. После чего предложу вам методы работы с ней.
*****************************
В одной далекой жаркой стране жила-была дружная семья жирафов: любящие родители и целых 10 детенышей, веселых и очень любопытных, как и все дети.
Как только начинался новый день, все семейство отправлялось лакомиться своим самым любимым блюдом - листьями акации.
В них очень много влаги, поэтому жирафы долго не хотят пить. А еще эти животные могут доставать листву высоко-высоко и не только потому, что они самые высокие на планете: их рост иногда достигает третьего этажа, но еще и потому, что у жирафов чрезвычайно длинный язык, целых 50 см! Поэтому они могут доставать самые высокие и свежие листочки.
Когда жирафики немножко подросли они отправились в специальный детский сад, где под присмотром жирафихи - воспитательницы весь день беззаботно играли и резвились, радуясь жаркому солнцу и красоте мира вокруг.
Воспитательница давала малышам полную свободу, но очень строго следила за тем, чтобы они не попробовали красивые цветы, которые росли в высокой траве, иначе, как гласила легенда, сразу превратишься в дерево. Никто не знал, правда это или нет, но эти растения животные всегда обходили стороной .
Как - то появилась в тех местах вертлявая обезьяна. Прознала она про ядовитые цветочки и решила проверить, неужели правда? Но сама пробовать не захотела, поэтому как только воспитательница ненадолго отвлеклась, стала жирафиков подстрекать:
- Эх вы трусы! Верите в бабушкины сказки да еще и боитесь, что мамочка заругает! Ха-ха-ха! Слабаки!
Надоело это слушать гордым детенышам, и решили они доказать, что ничего не боятся.
Подошли малыши к прекрасным цветам, захватили губами бутончики и … в тоже мгновение превратились в 10 оранжевых деревьев. Обезьяна тут же исчезла, словно растворилась в воздухе, и только грустный шелест листочков напоминал о том, что случилось. Прибежала жирафиха - воспитательница, да было уже поздно.
А в это самое время пролетала мимо красивая бабочка, которая увидела какое произошло несчастье. Позвала она родителей жирафиков, прибежали они и видят, что вместо их деточек только оранжевые стволы в пятнышко стоят. Пришло в дружную семью великое горе. Плачут мамы, слезами заливаются, нежно листочки целуют, а сделать ничего не могут…
Вспомнила тут бабочка, что далеко за горой, живет старая мудрая змея, которая помогает с разными болезнями справляться и полетела скорее к знахарке. А та уже все знала. Плохие вести быстро разносятся по округе.
- Знаю я о беде приключившейся, - прошипела змея, завидев бабочку, - но помочь им будет сложно. Есть лишь одно средство, только приготовить его практически невозможно.
- А что же надо для этого? - спросила прекрасная бабочка.
- Крылья. Твои крылья, из которых я и сделаю целебный порошок.
Вздрогнула бабочка от ужаса. Крылья? Ее прекрасные, радужные крылья, которые дарили ей столько счастья, радости и свободы?!! Нет! Никогда!!! Но тут вспомнила она о безутешных жирафах, о горе родительском и сказала:
- Бери мои крылья, Мудрейшая, и делай свое дело…
Уже к вечеру все семейство жирафов воссоединилось. Мамы целовали своих расколдованных детенышей и снова плакали, только теперь уже от счастья…
А что же наша бабочка… Да и не бабочка она была больше, а маленькая слабенькая гусеничка, которая ползла по дороге, сама не зная куда…
Но не только дурные вести быстро разносятся по округе. Очень скоро стало известно о бесстрашной бабочке, которая пожертвовала самым дорогим ради спасения других…
И вот когда гусеничка из последних сил проползала мимо одного могучего дерева, вдруг скинуло оно четыре зеленых листочка, которые подхватил ветерок и накрыл ими бедняжку. В то же мгновение превратились листочки в прекрасные зеленые крылья и бабочка, взмахнув ими, полетела к тем, кому так необходимо было ее доброе сердце…
*************************
Работа со сказкой.
1. Предлагаю для начала обсудить с ребенком понравилась ли сказка, какие смыслы заложены в ней, чему она учит и что, самое важное, понял для себя маленький слушатель.
Если говорить о так называемых «шифрах» данной сказки, то здесь можно выделить несколько:
- не доверять «провокаторам»; ( обезьяна)
- не совершать необдуманных поступков; ( не вестись на «слабо»)
- не отвлекаться, если тебе доверено важное дело; ( жирафиха-воспитательница)
- не нарушать правила; ( проба волшебных цветов)
- взять ответственность за свой выбор; ( бабочка и ее поступок)
- быть мастером своего дела; ( мудрая змея) и т.д.
И, конечно, необходимо рассмотреть главный смысл этой сказки - пожертвования собой ради счастья других.
2. Далее можно задать вопросы по данной сказке. Приведу, в качестве примера, несколько.
- Как ты думаешь, почему жирафики послушались обезьяну?
- А если в твоем окружении такие люди, которые ведут себя так же: сначала подстрекают совершить плохой поступок, в потом убегают?
- А была ли в твоей жизни такая ситуация?
- Кто тебе в этой сказке понравился больше всего? И почему?
- Как тебе кажется, почему бабочка отдала свои крылья?
- Как ты думаешь, а когда пройдет время, захочет ли кто-нибудь снова попробовать волшебные цветы?
- А ты бы мог нарушить правила, если бы было очень интересно что-то узнать? И т.д.
3. Так же предлагаю несколько методов работы с данной сказкой:
- предложить ребенку сочинить другую концовку. Например, что бы произошло с бабочкой, если бы Дерево не подарило ей новые крылья;
- изменить, по желанию ребенка, сюжет сказки. Например, наказать обезьяну. Обсудить, чтобы было дальше;
- предложить включить в сказку еще одного сказочного героя и поговорить о том, как тогда бы могли развиваться события;
- придумать вопросы к сказочным персонажам. Например: о чем бы ты хотел спросить обезьяну или бабочку?
- рисование иллюстраций к сказке с последующим обсуждением и тд.
Ну и, конечно, в конце обязательно подвести итоги вашей совместной работы.
Всегда рада обратной связи, коллеги! 🤝
Благодарю мою внучку Александру за иллюстрации к сказке🤗.
Автор: Голобородова Виктория Анатольевна
Психолог, Кпн доцент
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru