В мае 1845 года два корабля Королевского военно-морского флота Великобритании, "Эребус" и "Террор", отчалили от берегов Англии. Их цель была грандиозна - открыть долгожданный Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через арктические воды Канады. Во главе экспедиции стоял опытный полярный исследователь, 59-летний сэр Джон Франклин.
Экипаж, состоявший из 129 человек, был тщательно отобран. Корабли, специально подготовленные для плавания во льдах, были оснащены по последнему слову техники, включая паровые двигатели и запас провианта на три года. Казалось, экспедиция предусмотрела все возможные трудности.
Последний раз корабли Франклина видели 26 июля 1845 года в заливе Баффина. Китобойное судно "Энтерпрайз" встретило их у берегов Гренландии. Капитан "Энтерпрайза" отметил отличное настроение экипажа и уверенность Франклина в успехе миссии. Никто не мог предвидеть, что это будет последняя встреча экспедиции с цивилизацией.
Тревожное молчание
Прошел год, затем два, а от экспедиции не поступало никаких известий. В викторианской Англии росло беспокойство. Леди Джейн Франклин, супруга сэра Джона, начала активную кампанию по организации поисковых экспедиций.
В 1848 году Адмиралтейство объявило награду в 20 000 фунтов стерлингов за спасение экспедиции или достоверные сведения о её судьбе. Это породило целую серию поисковых миссий, как государственных, так и частных.
Одна из первых экспедиций под руководством Джеймса Кларка Росса в 1848-1849 годах не принесла результатов. Однако в ходе поисков были обнаружены следы зимовки Франклина на острове Бичи: три могилы членов экипажа, умерших в первый год экспедиции.
Эти находки лишь усилили тревогу и породили множество вопросов. Что произошло с остальным экипажем? Куда двинулись корабли после зимовки? Почему не было оставлено никаких сообщений о дальнейших планах?
Фрагменты трагедии
В 1850 году экспедиция под командованием капитана Горацио Остина обнаружила на острове Бичи остатки лагеря Франклина. Среди артефактов были найдены консервные банки, обрывки одежды и другие предметы быта. Однако никаких записей или указаний на дальнейший маршрут экспедиции не было обнаружено.
В 1854 году эскимосский охотник рассказал исследователю Джону Рэю шокирующую историю. По его словам, примерно в 1850 году группа из 40 белых людей была замечена, идущая по льду к устью реки Бак. Позже охотники нашли тела умерших европейцев и следы каннибализма.
Эта информация вызвала бурю эмоций в Англии. Многие отказывались верить в столь ужасную судьбу экспедиции. Леди Франклин категорически отвергла возможность каннибализма среди членов экипажа.
В 1859 году экспедиция Фрэнсиса Леопольда Мак-Клинтока обнаружила на острове Кинг-Уильям единственную письменную запись, оставленную экспедицией Франклина. Документ, датированный 25 апреля 1848 года, сообщал о гибели 24 человек, включая самого Франклина, и о решении оставшихся в живых покинуть корабли и двигаться на юг.
Теории и гипотезы
С момента исчезновения экспедиции Франклина было выдвинуто множество теорий о причинах трагедии. Одна из наиболее распространенных версий связана с отравлением свинцом. Анализ останков членов экипажа, обнаруженных в XX веке, показал повышенное содержание свинца в костях и волосах.
Источником отравления могли стать некачественно запаянные консервные банки или система опреснения воды на кораблях. Хроническое отравление свинцом могло привести к ухудшению физического и психического состояния экипажа, что в суровых арктических условиях стало фатальным.
Другая теория касается возможного заболевания экипажа цингой из-за недостатка витамина C. Несмотря на то, что корабли были снабжены лимонным соком, его эффективность могла снизиться из-за длительного хранения.
Некоторые исследователи предполагают, что экспедиция могла стать жертвой необычайно суровых погодных условий. Анализ годичных колец деревьев и ледяных кернов показывает, что 1840-е годы были одними из самых холодных в Арктике за последние несколько столетий.
Современные открытия
Интерес к судьбе экспедиции Франклина не угасает и в наши дни. В сентябре 2014 года канадская экспедиция обнаружила затонувший корабль "Эребус" у берегов острова Кинг-Уильям. Два года спустя, в сентябре 2016 года, был найден и второй корабль - "Террор".
Эти находки позволили пролить свет на некоторые аспекты трагедии. Состояние кораблей и их местонахождение указывают на то, что они дрейфовали во льдах дольше, чем предполагалось ранее. Это ставит под сомнение теорию о том, что экипаж покинул корабли сразу после смерти Франклина.
Исследование останков членов экипажа с помощью современных методов позволило получить новую информацию о состоянии их здоровья и причинах смерти. Анализ ДНК помог идентифицировать некоторых погибших.
Однако многие вопросы остаются без ответа. Почему экипаж не оставил подробных записей о своей судьбе? Что произошло в последние дни существования экспедиции? Эти загадки продолжают волновать исследователей и историков.
Наследие трагедии
Экспедиция Франклина, несмотря на её трагический исход, оставила значительный след в истории арктических исследований. Многочисленные поисковые экспедиции, отправленные на поиски Франклина, значительно расширили географические знания о канадской Арктике.
Трагедия Франклина стала катализатором для совершенствования методов выживания в экстремальных условиях и улучшения технологий арктического мореплавания. Опыт этой экспедиции учитывался при планировании последующих полярных исследований.
История экспедиции Франклина глубоко проникла в культуру. Она вдохновила множество литературных произведений, от стихотворения Теннисона "Франклин" до романа "Террор" Дэна Симмонса. Судьба экспедиции стала темой документальных и художественных фильмов, продолжая волновать воображение людей спустя более 170 лет после её исчезновения.
В современной Канаде память об экспедиции Франклина является важной частью национальной идентичности. Места, связанные с экспедицией, стали объектами культурного наследия и привлекают туристов и исследователей со всего мира.