Вопрос:
«Можно ли просить Бога о том, чтобы он помог в преодолении гордости? Ведь, по логике, это просто глупо делать. Бог гордым противится. И если это действительно так, то человек может рассчитывать только на свои силы.
Как по капле, самому, без надежды на Божью помощь, выдавить из себя гордость? И ещё: если не хочется заниматься добрыми делами, тратить своё время, можно ли себя к этому понуждать через силу? Может быть, хотя бы раз в месяц, но нужно это сделать»
Ответ батюшки:
Во-первых, у Бога можно просить вообще обо всём. А тем более Господь говорит:
Любой грех, изглаживаясь из души, или, как мы на юридическом языке иногда называем это, прощением, является пришествием благодати Божией в сердце человека, которая его очищает от скверны и от гордости в том числе. И, конечно, просить об этом Бога нужно.
Надо помнить, что, если человек уже осознал свою гордость, по симптомам ли, или кто-то его обличил, а он ему поверил, потому что обычно гордый человек всегда спорит, он всегда противоречит, и вот в этом главная беда.
Во-первых, само свойство гордости — это дух противоречия.
Когда он человека охватывает, то ему всё не так, всё его раздражает, всё ему неправильно, все кругом дураки, плохие и так далее. Это дух нашего времени, дух гордости, дух противоречия. Такая жестоковыйность, выражаясь древним термином.
Но если человек увидел всё это в себе, начинает молиться, это уже значит, что гордость в нём сократилась настолько, что её можно видеть. Это уже признак уменьшения её, потому что полностью гордый человек абсолютно слеп.
Его ни в чём нельзя убедить, он вообще не может слышать ничего, никакой такой информации, кроме любезной ему, его ума не достигает.
Поэтому само желание молиться о том, чтобы гордость покинула наше сердце, это уже есть признак уменьшения её.
Поэтому уже в этом есть некоторые надежды. И Господь, противящийся гордости, будет, конечно, помогать такому человеку, чтобы укрепить его в намерении противиться той же самой гордости.
То есть сделать этого человека рабом не гордости, но рабом своим. То есть также противящимся гордости, как и он сам.
Но есть ещё упражнения, которые очень помогают против гордости. Если мы их будем прибавлять к молитве, то, конечно, этот процесс очень сильно ускорится, и, может быть, в течение жизни вы даже справитесь с тем, чтобы эту гордость победить. Но, опять же, не своей силой, упаси Бог, так думать.
Такая мысль может прийти только от дьявола, потому что он боится, что раз человек уже начал молиться, то его дело плохо. Надо человеку внушить, чтобы он, по крайней мере, Богу не молился.
С человеком-то дело справить просто, а с Богом-то нет, ему придётся считаться, и поэтому он весьма боится, внушает человеку такие мысли.
Поэтому нужно и можно добавить такие упражнения.
Первое: нужно как можно больше молчать.
Стараться, оставаясь в рамках вежливости, только отвечать на вопросы. И если что-то говорить первому, то только приветствовать человека или прощаться с ним. А в остальном только отвечать на вопросы, причём не больше того, что спросят.
«Как живёшь?» - «Хорошо живу». И всё. Чтобы ответ был короче вопроса или равен ему — это очень полезное упражнение.
Второе упражнение — возлюбить поношение. Нас обижает, когда нас отодвигают на второй план, пренебрегают нами, забывают про нас, потому что мы гордые люди. А надо возлюбить такие обстоятельства жизни.
Если целый день нас никто не обидел, не наступил нам на ногу, не сказал про нас ничего дурного, то надо считать этот день потерянным в борьбе с гордостью.
Не нужно самому нарываться и провоцировать, но если есть возможность, то надо смиряться. Особенно помогает в этом что-то несправедливое. Мы всегда получаем по заслугам. Может быть, мы не заслужили такое отношение не в данный момент, но, возможно, заслужили его ранее или заслужим позднее.
Кто-то про нас что-то скажет, а мы ведь ранее тоже кого-то осудили и, может быть, даже более крепкими словами и эпитетами.
Поэтому это всё заслужено нами.
Надо полюбить несправедливые обвинения как горькое лекарство, привыкнуть к ним. Это сильно уменьшает гордость. Лучше всего уменьшает гордость терпение клеветы, абсолютно абсурдных обвинений, которые не соответствуют истине и настоящему положению дел.
Если на человека возводится брань, то это значит, что этот человек уже явно угождает Богу. Когда на него клевещут или несправедливо судят на тюремное заключение.
Господь говорит в таком случае:
«Радуйтесь и веселитесь, потому что это значит, вы угодили Богу».
Это способствует уменьшению гордости и смирению.
Ваш второй вопрос был про добрые дела.
Добрые дела делать необходимо, независимо от того, хочется нам или не хочется. Хочется делать добрые дела только святым, а мы пока грешные люди, поэтому нам не может хотеться.
Время от времени мы можем сделать что-нибудь хорошее для милых людей, которые нам по нраву. Но обычно нам не хочется делать добрые дела.
Например, есть у нас две одинаковые книжки, мы посмотрим на них, и ту, которая более потрёпанная, постараемся подарить человеку.
Царствие Божие нудится, надо ежедневно понуждать себя на добрые дела. Надо смотреть вокруг и искать возможность сделать что-нибудь доброе. Можно перевести слепого через улицу, помочь дворнику почистить снег у подъезда, починить замок, которым все потом будут пользоваться, и люди ещё назовут тебя дураком.
Путь называют, а ты смиряйся:
«Да, я дурак».
С одной стороны, средство от гордости, с другой стороны, людям доброе дело.
Если мы будем ждать вдохновения, то оно может не прийти. Нужен труд, понуждение себя, чтобы Господь видел, что мы живём верой, а не чувством. Чувства наши лгут, и нас смущают всякие помыслы, которые мы под влиянием наших глупых привычек принимаем за свои.
Иногда мы ужасаемся, какие помыслы нам приходят, забывая, что наша голова — это просто дом с открытыми дверями и выбитыми окнами.
Поэтому нет ничего удивительного, что туда залетают разные духи и устраивают беспорядок, какой им заблагорассудится. И мы этому совершенно не можем препятствовать, ибо не начитаны книгами духовных отцов, которые были опытными в этой борьбе.
Нужно понуждать себя и на молитву, потому что самое доброе дело — это молитва.
Конечно, молиться всегда трудно. Иногда бывают моменты, когда молиться легко, но это редко и это особый случай, Божья милость. Надо благодарить Бога за это.
Но обычно это многолетний тяжёлый труд. Мы люди грешные, и нам молиться трудно. Но тот, кто, несмотря на все трудности, продолжает молиться, смиряется и уменьшает свою гордость, тем самым творит посильное доброе дело.
Если мы не можем что-то сделать руками, например, старенький больной человек всегда может молиться за всех: за врачей, за своих домочадцев, за страну и за кого угодно. И всё это будет Богом услышано.
Вы думаете, Александру Матросову так уж сильно хотелось, чтобы его прошила пулемётная очередь?
Я думаю, он не испытывал от этого никакого удовольствия. Но он считал, что это необходимо в данный момент. Лучше он погибнет, чем другие ребята. И он душу свою за них положил. Теперь он в Царствии Небесном, потому что он проявил высшую любовь и оказался учеником Господним.
Жизнь — это самое драгоценное, что у нас есть на земле, и если человек её отдаёт, это лучшее свидетельство.
Он хотел или не хотел, но понудил себя, хотя каждый здоровый организм желает жить дольше.
Но есть вещи, которые дороже жизни, — это жизнь других людей и наша любовь к ним. Надо всё время себя на это понуждать. А потом, когда войдём во вкус, нам это будет приносить радость. Мы будем искать от этого духовную и душевную радость.
Читайте другие статьи с проповедями Димитрия Смирнова 👇
Текст основан на видео с канала «Чтобы помнили»