Москва, сентябрь 1972-го. Ледовая арена стадиона «Лужники». Именно здесь проходила вторая часть советско-канадской Суперсерии. По драматизму и накалу страстей эти 8 матчей стали, пожалуй, самым ярким событием в истории хоккея. А начиналась московская серия достаточно комично. Об этом, кстати, я уже вскользь упоминал в прошлой статье. Прочитать можно здесь:
Но напомню: капитан канадцев, Фил Эспозито, сначала уронил, подаренные ему цветы, затем упал, наехав на них коньком, после чего попытался забавно обыграть свое падение.
Как Фил потом признался в своих мемуарах, понимая всю нелепость ситуации, он бросил взгляд на трибуну, где находился генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, и попытался отправить ему что-то вроде воздушного поцелуя. «Вокруг все смеялись, а взгляд генсека был холоден как лед, на котором я сидел, и тогда я подумал: живыми мы отсюда не уйдем».
Канадцы, прилетев в Москву, боялись всего: шпионов, провокаций, даже отравленной пищи… Они привезли с собой воду, колу и замороженные стейки, чтобы не есть в советском общепите.
Спортсмены были абсолютно уверены, что их постоянно прослушивают, поэтому, обнаружив в одном из номеров гостиницы пять винтов под ковром, стали их откручивать – это же, безусловно, жучки! Правда, в итоге люстра, находящаяся этажом ниже, рухнула, и только по счастливой случайности никто не пострадал.
Советских же хоккеистов в Москве встречали как настоящих «звезд». Всем казалось, что результат московской части Суперсерии – вопрос решенный, ведь дома, как известно, и стены помогают.
22 сентября состоялся пятый матч серии. Трибуны были забиты до отказа, но советских поклонников хоккея почти не было слышно – уж больно сдержанно болели те, кто получил билеты по партийной и профсоюзной линии, а других зрителей в тот день на ледовой арене практически не было. Зато из Канады, впервые за всю историю СССР, приехали сразу 5 тысяч болельщиков, и вот они-то отрывались по полной!
Прошло полтора периода пятого матча, канадцы вели со счетом 3:0. Но советские хоккеисты взяли в руки и в буквальном смысле вырвали победу – 5:4.
После этого, следующий матч, 24 сентября, мог стать решающим, победным для советской сборной. Так что атмосфера была накалена до предела. При счете 3:2 в пользу канадцев, арбитр не засчитывает шайбу Харламова. Но впереди был еще третий период, а канадцы начали уставать.
Задержавшись после перерыва почти на 5 минут, «кленовые листья» и так не отличавшиеся спортивным поведением, вовсе решили сделать ставку на «грязные» приемы. Канадцы устроили на льду очередную охоту на Харламова, и особенно преуспел в этом Бобби Кларк.
Он умышленно нанес рубящий удар клюшкой в травмированную область ноги нашего хоккеиста, и даже не был удален за это до конца игры! Счет в итоге не изменился: советские хоккеисты проиграли 2:3, потеряв сильнейшего игрока. Харламов не смог участвовать и в следующем матче серии, который канадцы в упорнейшей борьбе все же выиграли на последних минутах – 4:3.
Впереди была последняя, решающая игра Суперсерии. И тогда советские тренеры пошли на отчаянный шаг – выпустили на лед травмированного Харламова. Хоккеист только одним своим присутствием ввел канадских игроков в ступор.
А поведение «кленовых листьев» в той игре и вовсе перешло все границы: уже на 4-ой минуте игры Жан-Поль Паризе ударил Александра Мальцева. Судья показал удаление, а в ответ канадец попытался нанести арбитру удар клюшкой по голове, но в последнюю секунду как будто передумал.
После двух периодов счет в пользу советской сборной был 5:3, но на 13-ой минуте 3 периода сборной Канады удалось сравнять счет. В этот момент судья за воротами не успел зажечь красную лампу, и это спровоцировало бурю эмоций со стороны Алана Иглсона, руководителя сборной «кленовых листьев».
Он бросился к судье, но его остановили милиционеры. В этот же момент на выручку своему менеджеру поспешили хоккеисты, и началась самая настоящая драка. Смешались в кучу игроки, милиционеры, арбитры…Такое на советской ледовой арене было впервые! Тогда Николай Озеров и произнес свою фразу, ставшую впоследствии легендарной: «Такой хоккей нам не нужен!»
А после вынужденной паузы, то ли канадцы дополнительно завелись, то ли советские хоккеисты подостыли, но за 34 секунды до конца матча Пол Хендерсон забросил победную шайбу.
Он настолько уверовал, что этот гол подарил ему Всевышний, услышав все его молитвы, что после окончания спортивной карьеры стал священнослужителем. В итоге канадцы одержали на одну победу больше, а советская сборная победила по количеству заброшенных шайб.
Официального общего зачета не было, но бесспорным победителем той Суперсерии запросто можно считать советскую сборную, ведь после этих игр канадские профессионалы перестали пренебрежительно относиться к советским любителям, которые после еще не раз доказали, кто здесь настоящие профи. А встреча двух разных подходов, советского и канадского, в целом вывело хоккей, как игру, на новый уровень. И такой хоккей нам еще как нужен!
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!