По прошествии "Дня учителя" задумаемся о том, насколько понятия "учитель" и "ученик" шире и глубже, чем самые возвышенные представления о профессии учителя. Помня о том, что ни один труд по степени его недооценённости обществом и государством не поставить рядом с трудом учителя, обратим внимание на более глубокие причины такого положения, чем те внешние, о которых уже достаточно сказано.
Несмотря на тот очевидный факт, что без преемственности, обеспечиваемой всеми формами учительства, человечество не имело бы возможности развития как таковой, самое главное выражение учительства проявлено в самой сущности Эволюции на Земле. Разве не Учителями в высшем смысле этого слова являлись от начала человеческой эволюции на Земле все Великие Сознания? Ведь Они именно обучали человечество, заложив основы всех знаний и всех необходимых направлений развития.
Человечество конца Кали-Юги не отрицает Божественную Мудрость, однако, разве Великие Личности, которым принято поклоняться, воспринимаются как Учителя? Почитать Бога готовы многие, но многие ли готовы "подражать", то есть следовать явленным Примерам жизни и устремления, и подвига? Но разве не этому учили все Великие?
Читающие Живую Этику знакомы с историей, приведённой как пример того, что люди, предпочитая поклонение, вовсе не готовы быть учениками, хотя такое поклонение и почитание редко становится следованием Учению. Приведён пример книги, написанной в средние века Фомой Кемпийским. Этому героическому духу стоила жизни высказанная им идея – о том, что Христу надо подражать, а не просто поклоняться.
"Книга Фомы Кемпийского «Подражание Христу» давно оценена на Востоке, не только по содержанию, но и по значению названия… В самом слове подражание заключена жизненная действенность. Формула «подражание Христу» является подвигом дерзания, свойственным духу сознательному, принимающему всю ответственность созидания. Именно, сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании…
По согбенному сознанию средневековья уместно было бы сказать «поклонение Христу», но восходящий дух дерзал призвать к подражанию. …Менее счастлив Христос в русской церкви. Хвала и поклонение удалили Его от народа. Осознайте смысл Великого Учителя" ("Агни-Йога", 13).
Степень почитания Высших – не столь очевидное явление в жизни (ауры оценивать пока не принято), а вот наличие или отсутствие "ученического" устремления, следования за Великими, вполне очевидное явление. Не о том ли твердили многие чуткие поэты, писатели, не эта ли "нота" о вере внешней и вере внутренней, действенной, пронизывает труды Ф.М. Достоевского?
Но и этими трудами, литературно-художественными, принято восхищаться, но отнюдь не "учиться" на их идеях. Так "устроен" современный Мир и человек: выявить восхищение чем-то "духовным", "прекрасным", и – "пойти своей дорогой", "возложив цветы" к образам Великих. Поцеловать икону и вернуться к "делам насущным", изрядная часть которых является как раз тем, что изобличали и из-за чего принимали мучения Те, перед чьими образами сейчас плачут и просят (может быть, те же, кто некогда кричали: "Распни"? – не забудем о перевоплощениях и длительности "жизни земной" каждого из живущих сейчас).
В Новом Учении о Духе не случайно так много говорится о том, что человек должен уметь учиться, в принципе, и у конкретных людей. Каждый, кто подал лучший совет в жизни, уже будет учителем. Эта идея многократно повторена в Учении. Но и это мало понимается. Потому в пространстве нашей общей жизни так мало энергии благодарности, и, как следствие, так трудно даётся сотрудничество, и уж совсем далёкой звездой сияет достижение братства.
Человек "устроен" таким образом, что не умея быть благодарным своим собратьям, он не может развить благодарность к Силам Высшим в той мере, в которой он может "быть заметен" с Высот Мира Света.
Сила и качество психической энергии накапливаются развитием разных качеств, но качество благодарности даёт наиболее чистые и сильные огни. Их отложения в чаше являются основою многих достижений и кратчайшим путём к Свету.
Можно по-разному понять фразу Учения о том, что каждый должен иметь учителя на Земле. Можно понять это как необходимость подражать тому, кто для тебя авторитетен и в чьей честности ты не сомневаешься. (Эта форма ученичества развита в Индии. Нам приходилось слышать, как люди при знакомстве спрашивали, "кто твой учитель", о себе говоря при этом, что, мол, вот тот для меня "гуру" (хотя указанное лицо может быть как другом, на которого равняются, так и духовным лицом, живущим вдали, но которым восхищаются и которому доверяют.)
Запад не имеет такой традиции почтения к учителю, не потому ли так много "лжеучительства", как мошеннического, так и просто обычного непонимания ответственности за то явление превозношения, которое часто переходит границу между "благодарно принять совет" и "считать каждое слово своего учителя абсолютной истиной" (забывая, что таковым является только Слово Величайших, и даже Их слово должно быть понято во всём комплексе сопровождающих условий и особенностей сознаний слушающих).
Так, не умея быть учеником, современный человек не умеет быть и учителем. А ведь каждый человек должен желать делиться знаниями, испытывать потребность помогать другим. Эта потребность является потребностью духовной, поэтому, чем более развит дух в человеке, тем более он склонен делиться знаниями, силами, мастерством.
Но утрата идеалов духовной жизни привела к тому, что именно потребность "учительствовать" стала считаться уделом тех, "кто ни к чему другому не способен". Так, в принципе унизив основы учительства, общество деградирует культурно, интеллектуально и духовно.
Сколько несложных великих истин не могут быть осуществлены только по причине того, что узость "духовно-ментального" взгляда, обусловленная недостатком сердечности, непрестанно порождает противоречия. И в этих ложных, искусственных противоречиях "тонет" множество прекрасных и несложных в осуществлении истин, знаний, возможностей. Сколько нужных советов "утонули" в спорах о словах, о формулировках и всякого рода определениях.
Учение Христа не понято до сих пор. Не потому ли, что отношение к Христу так и не стало отношением к Великому Учителю? Между тем именно Учение излагалось и при жизни, и после гибели в Тонком теле Учил Величайший. Но не сохранили эти бесценные Записи "благодарные" последователи. Учиться оказалось сложнее, чем поклоняться и взывать о помощи.
Сегодня "учеников" гораздо меньше чем "учителей", при этом "почитателей" тоже гораздо больше, чем последователей. Такой парадокс. Не случайно такое несоответствие. Чем меньше сила исканий, тем больше склонности к созданию "храмов и церквей", этакому миру, "параллельному" "жизни практической". Чем больше действенности, ученичества, устремлённости, стремления "подражать", тем больше жизнь становится ближе к Почитаемому Высшему.
Самость, самолюбие, самообольщение не позволяет огромному числу людей увидеть учителя даже в людях, чья профессия – учить, наставлять, передавать знания, оберегать от засилья грубости и бескультурья. Дикость дошла до того, что даже устами высокообразованных и авторитетных деятелей звучат слова, следование которым просто лишает опоры новые поколения. Мол, учитель не всегда учитель, а только если соответствует этому "высокому званию". Именно таким образом – брать, брать и в "ответ" требовать всё больше и больше – творится та карма, которая во всю мощь уже начала разворачивать свои витки.
Благодарность – закон Вселенной. Каждая крупица внимания, энергии, мысли, слова, отданная ради роста и развития других, есть великое благо и жертва – в чём бы ни проявлялось такое даяние.
Даяние знания – самое ценное из всех даров. (Вспомним потоки клеветы, которым "одарило" "благодарное" человечество многих подателей Знания, самый яркий из таких примеров – Е.П. Блаватская. Читают все, и добрая половина читающих и "берущих" клевещут и унижают.)
Не осознав благо даяния и необходимость и естественность благодарности, человек не может ни выйти из круга тяжкой кармы бесталанности, ни приблизиться к свету в Мирах Незримых.
Учитель – понятие Космического масштаба и космического значения. Осознав значение каждого малейшего даяния, которое обогатило сознание, надо явить благодарность в сердце своём. Эта благодарность, накапливаясь, сделает сердце великим и вмещающим, а ум – способным воспринимать истины самого великого порядка.
И тогда, когда способность учиться и потребность отдавать полученное другим будут уравновешены (и не ранее, чем вторая станет сильнее), появится возможность приблизиться к ученичеству у Великих Учителей человечества.
"Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удручённому? Можно ли забыть, какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторг? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? … Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога!" ("Мир Огненный" I, 582).
Гореликова М.В.