Найти в Дзене

Возвысив учителя – возвысимся сами.

Те, кто бывал в Индии и общался с людьми, знают, что до сих пор сохраняется в этой стране уже совсем необычное для европейской культуры отношение к учителю – неизменно почтительное и часто благоговейное. Нам тоже доводилось видеть, как при знакомстве индийцы, сразу после вопроса об имени, спрашивают: "Кто твой учитель?" В одной из своих статей Н.К. Рерих описал историю с маленьким индийцем: "Я вспоминаю маленького индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!» Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя" (Н.К. Рерих). Настоящее время отмечено угрожающе низким уровнем энергии культуры, которая, в частности, связана с отношением к учителю, со статусом учителя в обществе и государстве. На фоне ярких поздравлений к празднику особенно очевидно, как низок уровень уважения к учителю, как мал

Л. Толстой. Фото автора
Л. Толстой. Фото автора

Те, кто бывал в Индии и общался с людьми, знают, что до сих пор сохраняется в этой стране уже совсем необычное для европейской культуры отношение к учителюнеизменно почтительное и часто благоговейное. Нам тоже доводилось видеть, как при знакомстве индийцы, сразу после вопроса об имени, спрашивают: "Кто твой учитель?"

В одной из своих статей Н.К. Рерих описал историю с маленьким индийцем: "Я вспоминаю маленького индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!» Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя" (Н.К. Рерих).

Настоящее время отмечено угрожающе низким уровнем энергии культуры, которая, в частности, связана с отношением к учителю, со статусом учителя в обществе и государстве. На фоне ярких поздравлений к празднику особенно очевидно, как низок уровень уважения к учителю, как мало осознаётся жизнеформирующая сущность его труда… Что закономерно сказывается на растущих поколениях в виде грубости, психологической неустойчивости. И это закономерно, потому что уважение к учителю является пробным камнем духовности и её земным основанием.

В Эпоху познания тонких энергий следует осознать, что почтительность и благодарность к учителю является одним из наиболее благотворных качеств психической энергии. Это сердечное начало, находящееся в основании Культуры, не только культуры личности, но и культуры нации, определяющее степень созидательности и талантливости многих трудов.

Незыблемые Законы Бытия утверждают психическую энергию и сознание как главные ценности Жизни, и нет выше дара, чем дар духовной энергии. Именно поэтому профессия учителя – одна из немногих профессий на Земле, значение которых с этой точки зрения простирается далеко за пределы земного бытия…

Учитель творит жертвою, ибо каждая крупица знания, мастерства передаётся посредством энергии, и нет иных путей. Потому Закон Бытия ставит энергию почитания учителя на высоту высших ценностей жизни.

Имеющаяся в сердце, энергия почитания учителя даёт толчок росту сознания и развитию познаний сама по себе, вне зависимости от степени соответствия конкретного учителя взятой на себя роли.

Поэтому каждый пусть исполнится великим почтением в сердце своём к каждому учителю, осознавая величие его труда. И это будет всего лишь исполнением Закона благодарности и признательности, от следования которому зависят судьбы личностей и целых народов.

Поэтому спешно осознаем необходимость мер по улучшению условий труда учителя, обеспечив его достойным материальным положением и свободой в формировании образовательного пространства. Тем создадим прочное основание для развития молодых поколений… Истинно, возвысив учителя, возвысимся сами… Возвысив учителя – возвысим страну.

Больше материалов читайте в нашей газете "Scalae" Вып. 20