Найти в Дзене

ВСЁ О ПОСЛУЖНОМ СПИСКЕ – ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ

Формулярный список – такое название носили два документа, имевших хождение до введения в 1874 году всеобщей воинской повинности.

Первый из них расширенно назывался «приёмным формуляром» и составлялся непосредственно при приёме рекрута на военную службу в Рекрутском Присутствии. Подлинник этого документа хранился в рекрутском столе ревизского отделения Казённой Палаты и использовался для сверки данных о поступлении рекрута на службу. Копия списка хранилась в личном деле нижнего чина.

Второй документ полностью именовался «формулярный о службе список» или «послужной список», составлялся штабе в воинской части полковым адъютантом и подписывался командиром полка, батареи, эскадрона и т.п. Этот документ составлялся только во время службы нижнего чина вплоть до выхода его в отставку в последней воинской части, где тот служил, и пересылался на места – либо в Штаб иной части, либо Уездному Воинскому Начальнику. На руки он никогда не выдавался.

Как это не звучит парадоксально, но толчком к составлению индивидуальных формуляров о службе послужило увольнение с этой службы, и связано это было непосредственно с введением понятия «бессрочный отпуск». До этого момента более распространённым документом являлись алфавиты воинских частей, куда скопом вносились данные о службе.

Так, согласно § 49 Высочайше утверждённого «Положения об увольнении нижних чинов военно-сухопутного ведомства в бессрочный отпуск» от 1-го августа 1834 года

«… В Январской трети года всем нижним чинам, выслуживающим беспорочно к 1-му Сентября 20-ти летний срок, в резервных батальонах, эскадронах и Артиллерийских батареях, изготовляются полные формулярные списки, по форме (№ 41), разосланной при Высочайше утверждённом в 15-й день Августа 1833 года (6396) Положении о сокращении переписки в войсках…» .

Конечно, формуляры на нижних чинов составлялись и раньше (например, при переводе и награждениях), однако не в таком количестве.

Масштабное сокращение численности армии, наметившееся по окончании Крымской войны, ещё более развернуло и ускорило этот процесс. 15-го мая 1856 года были Высочайше утверждены «Правила для увольнения нижних чинов в отпуски и отставку» , которые в определённой степени повторяли Положение 1834 года.

Согласно § 11 Правил, на всех нижних чинов, увольняемых в бессрочный и временный отпуски, а также отставку, «без малейшего промедления» должны быть изготовлены формуляры.

В этих формулярных списках «должно быть непременно объяснено, по снятии показания с увольняемого: где именно он будет иметь жительство во время отставки и отпуска, т.е. в какой губернии, в каком уезде и в какой деревне» (§ 12).

Формулярные списки составлялись на самом первом, низовом, уровне – в ротах, эскадронах и батареях и строго поверялись в Канцеляриях полков, батарей и других отдельных частей, «дабы не могли быть уволены нижние чины, не подлежащие увольнению по летам службы их, по званию или по штрафам, и дабы места для жительства были избраны ими правильно» (§ 20).

Составление списков на низовом уровне означало т.н. «черновую» работу по сверке всех имеющихся в штабе данных о человеке. Поэтому иногда списки существовали в нескольких экземплярах: первый черновой – в штабе части, где служил нижний чин, и второй – в части, куда он переводился.

В связи с этим, обнаружение послужного списка есть большая трудность и загадка для каждого исследователя.

ДОКУМЕНТЫ НИЖНИХ ЧИНОВ. Часть 10-я. Призывные документы
Армия России. История и современность10 июня 2023

Где мог откладываться послужной список?

1., первоначально формулярный список составлялся «со слов» самого нижнего чина, а потом – «поверялся», т.е. подтверждался документами, получаемыми от различных учреждений;

2., главное место среди этих учреждений отводилось Казённой Палате, которая подтверждала дату принятия нижнего чина на военную службу;

3., эти «черновики», составленные со слов, как правило, откладывались в полковых канцеляриях, а подлинники («беловики») отправлялись вместе с нижним чином;

4., Если нижний чин отправлялся в бессрочный или временный отпуск, то подлинный его формулярный о службе список направлялся:

а) с 1834 по 1864 г.г. – Командиру Внутреннего Гарнизонного батальона;

б) с 1864 по 1874 г.г. - Губернскому Воинскому Начальнику или Начальнику местных войск;

в) после 1874 года (и до увольнения со службы последних рекрутов в 1879 году) – Уездному Воинскому Начальнику.

Так, у рядового Смоленского Пехотного полка Василия Лукьянова Воробьёва, принятого в рекруты 19-го июля 1854 года, подлинный формуляр отправлен Тамбовскому Губернскому Воинскому Начальнику при отзыве от 27-го августа 1866 года за № 3590 . Копия же осталась в полковом архиве. Сам Воробьёв 6-го декабря 1864 года был уволен во временный отпуск.

Подлинный формуляр рядового Смоленского Пехотного полка Якуба Пиндры, принятого в рекруты 20-го июля 1854 года, был отправлен Начальнику местных войск Варшавского военного округа при отзыве от 4-го сентября 1866 года за № 3717 .

-2

Если же нижний чин был признан неспособным («выключен в разряд неспособных»), то его формуляр отправлялся Командиру Батальона Внутренней Стражи.

Так, рекрутский формуляр рядового Смоленского Пехотного полка Сергея Иванова Харитонова, принятого в рекруты 22-го июля 1854 года, был отослан 15-го ноября 1862 года к Командиру Томского Батальона Внутренней Стражи, в связи с тем, что Харитонов 2-го ноября был выключен в III-й разряд неспособных .

5., Особое место в этом перечне занимают фонды Гражданского Губернатора и Губернского Правления. Губернатор числился в системе Министерства Внутренних Дел (М.В.Д.) и находился непосредственно в подчинении Министра. Кроме того, под властью Губернатора находились части Внутренней Стражи – Внутренний Гарнизонный Батальон (с 1862 года - Губернский), инвалидные, этапные, а также полицейские и пожарные команды.

Послужной список не всегда находился в фонде той воинской части, где изначально служил нижний чин. И вообще могли быть не там, где положено. Так, в фонде 20-й артиллерийской бригады отложились послужные списки нижних чинов 6-го запасного батальона Лейб-карабинерского Эриванского Его Императорского Величества полка, переведённых туда во время Крымской войны, в марте 1854 года.

Послужной список рядового 6-го резервного батальона Новоингерманландского Пехотного полка Ефима Савельева, принятого в рекруты 20-го июля 1854 года, был составлен 28-го июля 1856 года , когда Савельев был признан неспособным III-го разряда и уволен на родину сроком на 1 год. Список хранится в делах Смоленского Пехотного полка.

Послужной список мог составляться в нескольких экземплярах (копиях).

Так, у Андрея Осипова Мывренек сохранилось 2 черновых послужных списка.

В первом было указано, что 10-го августа 1866 года он выключен в III-й разряд неспособных и отправлен в отставку на родину. Принят в рекруты он был 9-го июня 1855 года и 1-го июля зачислен рядовым в 8-й запасной батальон Пехотного принца Карла Прусского полк, из которого 17-го декабря 1856 года был переведён в Смоленский Пехотный полк .

При переводах формуляры отправлялись в полковые канцелярии нового места службы.

Так, унтер-офицер Смоленского Пехотного полка Яков Самойлов Волков был выключен в 1-ю Сапёрную бригаду 23-го сентября 1860 года; его рекрутский формуляр был отослан к Командиру 1-го Сапёрного батальона 6-го мая 1861 года .

Рядовой Кирило Васильев Крюков, происходивший из крестьян Тобольской губернии и уезда, дер. Вигол, был принят в рекруты 15-го февраля 1855 года. Служил в Смоленском пехотном полку. 8-го апреля 1866 года был выключен в рабочую бригаду Варшавского военного округа, в связи с чем был составлен его новый послужной список .

Рядовой 6-го резервного батальона Навагинского Пехотного полка Ермолай Иванов Макаров, принятый в рекруты 3-го ноября 1841 года, был переведён 17-го мая 1843 года в деньщики к майору Золотухину в резервный батальон Мингрельского Пехотного полка. На него 19-го мая 1843 года был составлен формулярный список .

ДОКУМЕНТЫ НИЖНИХ ЧИНОВ. Часть 12-я. Билет на бессрочный отпуск
Армия России. История и современность8 июля 2023

Когда именно составлялся послужной список?

Послужные списки составлялись не только при увольнении и награждении и переводе. Во время вторичного призыва на службу списки составлялись заново.

Так, например, послужной список матроса 1-й статьи 19-го Флотского Экипажа Валентия Пионтрова Гродзинского, уроженца Варшавской губ., Гостынского уезда, гмины Войки, уволенного в бессрочный отпуск 10-го декабря 1851 года «за выслугу беспорочно 15-ти лет», был составлен 6-го ноября 1854 года, при призыве на службу во время Крымской войны .

Иногда послужной список составлялся на несколько человек, как это было с 5-ью матросами 1-й статьи 26-го Флотского Экипажа – Юзефом Быковским, Загмулем Петровским, Гжеужем Рябинским и Людвиком Цейнером, уволенными в бессрочный отпуск 1-го января 1852 года. Список был составлен 19-го ноября 1854 года при их призыве и назывался «обширным».

Ошибки, небрежности и исправления

Поскольку послужной список – творение рук человеческих, то и ошибки здесь встречаются в изобилии. От писаря в данном случае зависело очень многое.

Самые распространённые ошибки – в написании населённых пунктов, откуда были призваны рекруты.

Так, в одном послужном списке от 14-го августа 1868 года у Василия Дмитриева Пантелеева место рождения записано как «Тамбовской губернии, Моршанского уезда, слободы пригородной Базевой Дубровы» . В другом, от 22-го сентября 1870 года – просто «Тамбовской губернии, Моршанского уезда, слободы Пригородной» .

У унтер-офицера Смоленского Пехотного полка Максима Никитина было записано «Могилёвской губернии, Клинского уезда, дер. Ройсы», хотя Клинский уезд находился не в Могилёвской, а в Московской губернии .

У унтер-офицера того же полка Константина Орлова, было записано «Нижегородской губернии, Болховского уезда, села Кубельцова», хотя Болховский уезд относится к Орловской губернии .

У рядового Ивана Ильина Беляева в алфавите происхождение было записано: Тамбовской губ., Козловского уезда, с. Покровского», а в формулярном списке село зачеркнуто и записано - дер. Малых Пупок .

Тем не менее, эти ошибки не влияли на главную цель, с которой и составлялся послужной список – он должен был свидетельствовать о деталях военной службы, а дату призыва всегда могла подтвердить Казённая Палата.

Отсутствие фамилий или написание отчества вместо фамилии – одна из особенностей местного документооборота. Некоторые исследователи при этом считают, что крестьяне таким образом поступали на военную службу без фамилий, и в армии им их присваивали. Отнюдь. Военное Ведомство этим не занималось. Как говориться, что им выдали, с тем они и работали.

Отсутствие фамилий в призывных документах – это не более, чем форма взаимоотношений между крестьянской общиной и органами государственной власти. Власти общины не считали, что фамильные прозвания стоило «выносить наружу»: для цели сдачи в рекруты вполне годились имя и отчество, а прозвание оставалось «внутри общины». Для идентификации человека этого было достаточно.

Безусловно, такой формой отличались не все губернии (в частности – Рязанская).

Тем не менее, в послужных списках встречаются небольшие расхождения в написании фамилий.

Так, в формулярном списке Спасского Рекрутского Присутствия Тамбовской губернии от 29-го июля 1854 года 26-летний крестьянин Темниковского уезда Ерёминского завода помещика Баташова был записан как «Александр Сидоров» . В черновике алфавита он фигурирует как «Александр Сидоров Романов» .

Точно также, без фамилии, был записан в формулярном списке Орловского Рекрутского Присутствия, 29-летний крестьянин Карачевского уезда, с. Сомова помещика Юрасова Яков Иванов, принятый 28-го июня 1854 года . В алфавите же полка за 1855 года он числится как «Яков Иванов Терихов» .

А вот принятый в 3-м уездном Рекрутском Присутствии 21-го июля 1854 года крестьянин Рязанской губ., Касимовского уезда, дер. Неверовой княгини Оболенской Иван Андреев и в алфавите писался как «Иван Андреев Андреев» .