Найти тему

Проблему осознаю. А как решить? Не знаю!

Спасибо вам за ваши комментарии, отклики на статьи! По вашим вопросам я понимаю, в какую тему нужно уйти глубже, что осталось не договорено, что я не дописала.

Психология - это огромная отрасль знания из многих направлений! И часто я теряюсь в выборе тем, потому что и это интересно, и это важно, и про это хорошо бы написать! Своими вопросами вы меня ориентируете в выборе тем, направляете туда, где пробелы, что я пока не трогала в статьях.

Ваши комментарии, которым сегодня посвящена статья:

-2

И сегодня статья получится прямо по классике психологии мышления.

Поясню, что психология мышления - это отдельная огромная область психологии! Как есть отдельная психология памяти, отдельная психология восприятия, воображения, внимания и т.д.

В каждой области специализируются какие-то ученые, которые выбрали её для себя главной.

И вот, психологи мышления изучают - а как мы решаем проблемы? как принимаем решения? как оцениваем варианты?

Психологи мышления, например, и до Эйнштейна добрались с расспросами - а как он мыслит?

Альберт Эйнштейн, физик.
Альберт Эйнштейн, физик.

Тот сначала от них отмахивался - о чем тут говорить! Понятно, как я мыслю! А потом подумала и осознал - нет. Не понятно. Вообще не понятно, откуда берутся мысли )) И стал сотрудничать с психологами, и это внесло серьезный вклад в понимание большого научного творчества.

И кстати, Нобелевские премии получают именно психологи мышления, потому что им всё равно на каком материале работать: будь то решения в экономике, или инсайты в физике.

К примеру, Даниэль Канеман получил нобелевку за изучение мышления людей при принятии экономических решений. Но он изучал общие законы мышления! Хоть и премия по экономике :-)

Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике с формулировкой "За исследования в области принятия решений и механизмов альтернативных рынков"
Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике с формулировкой "За исследования в области принятия решений и механизмов альтернативных рынков"

Тут я поясню, что по психологии Нобелевской премии нет. Просто нет такой науки в перечне, потому что премия создавалась значительно раньше, чем психология появилась. Это очень молодая наука!

Я рассказывала об этом в статье:

Итак, классическое определение проблемы

(из психологии мышления):

Глобальность цели и неопределенность условий.

С такой степенью глобальности и неопределенности взаимодействовать нельзя )) Поэтому:

  • Цель конкретизируем.
  • Условия конкретизируем.
В чем именно цель? В каких условиях возникла эта проблема?

Сформулируйте проблему как конфликт цели и условий (средств)

Сначала расскажу на обезьянах :-) Опишу этот принцип в общем виде. А потом расскажу на своем опыте, на своей проблеме, чтобы был наглядный пример на реальной жизненной ситуации.

Знаменитые эксперименты с обезьянами гештальтпсихологов

Я ни в коем случае не хочу приравнять человека к обезьяне ))

Прошу понять меня правильно и воспринимать эти эксперименты как наглядную иллюстрацию явления.

Инсайт

Итак, начало XX века, Вольфганг Кёлер (один из отцов-основателей гештальтпсихологии) исследует условия возникновения инсайта - мгновенного решения задачи.

Перед шимпанзе ставится задача - достать банан, который лежит вне клетки, где сидит обезьяна. Банан лежит СЛИШКОМ далеко — рукой или ногой до него не дотянуться.

Конфликт цели и средств будет звучать так:
рука СЛИШКОМ коротка!

Но в поле зрения обезьяны, на полу клетки, лежит швабра.

-5
  1. Вначале обезьяна безуспешно старается дотянуться до банана, прыгает, злится, но ничего не помогает.
  2. Затем некоторое время она сидит как бы безучастно.
  3. Затем ВДРУГ ее взор падает на швабру, она схватывает ее, просовывает через прутья решетки и достает банан.
Вот это "вдруг" и было названо инсайтом.

А ступени решения задачи такие:

1.

ПРОНИКНОВЕНИЕ в проблемную ситуацию - это когда обезьяна прыгала и пыталась достать через хаотичные действия. На самом деле это не такой хаос, как может показаться внешнему наблюдателю. Это важная фаза сбора информации о сути ситуации и своих возможностях в ней.

2.

ПОНИМАНИЕ основного конфликта целей и средств - и тут ключевое слово "СЛИШКОМ". Лапа слишком коротка, банан слишком далеко.

Вот когда мы поняли это "СЛИШКОМ" для своей ситуации, когда мы проникли в конфликт целей и средств, - мы уже можем целенаправленно искать решение (средства).

3.

РЕШЕНИЕ - лапу нужно удлинить.

В экспериментах Кёлера было множество вариантов "УДЛИНЕНИЯ ЛАПЫ" - и швабра, и палка, и скрученные тряпки.

Эти три фазы обязательны для любой мыслительной задачи.

У людей ситуации сложнее, чем у обезьян :-) Наше "слишком" может решаться не так просто ))

Например, как это может выглядеть на практике, расскажу на своей ситуации

Говоря о себе, необходимо представиться:

Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться с кем ещё не знакомы :-) Я автор большинства статей на этом канале. Также часто статьи создаются из мыслей читателей, историй доверителей и пользователей нашего сайта KgMinus.ru.
Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться с кем ещё не знакомы :-) Я автор большинства статей на этом канале. Также часто статьи создаются из мыслей читателей, историй доверителей и пользователей нашего сайта KgMinus.ru.

Свою историю создания калькуляторов калорий и сайтов, и почему я пошла учиться на психолога, рассказывала в статье:

Итак, мой пример формулировки конфликта "цель - средства"

Моя мечта-желание - чтобы психология была доступной и понятной всем, кто хочет с ней соприкасаться.

Для этого, в том числе, цены на нашем сайте должны быть низкими. А многое я пишу и делаю бесплатно.

Но есть и моё желание расти, расширяться. Для этого нужны деньги на рекламу и сотрудников. Например, если бы у меня были деньги на разработчиков, я бы сделала мобильную версию и сайта, и калькуляторов калорий.

То есть сейчас, живя без рекламы и будучи в одном лице и разработчиком сайта, и автором психологических методик, и блогером, я не имею никаких дополнительных затрат, кроме моей зарплаты. И это позволяет мне делать многое бесплатным или по очень доступным по ценам.

Но если я хочу развивать проект дальше, то цены придется поднять, т.к. нужно будет оплачивать рекламу и зарплату других людей (дизайнера, программиста, верстальщика, менеджеров по рекламе, бухгалтера, директора, кто бы этим всем руководил и ставил задачи). А если я буду руководить и погружаться во все рабочие процессы, то я не смогу уже столько времени уделять непосредственно психологии, то есть работе с доверителями, читателями, обдумыванию новых статей и разделов и т.д.

Как очень кратко можно сформулировать этот конфликт целей и средств?

Только меня, только моих ресурсов, СЛИШКОМ мало для расширения проекта.

И я выбираю:

  • текущие масштабы деятельности, при которых я занимаюсь тем, что люблю (психологией в чистом виде), и при которых возможно держать очень низкие цены на сайте;

или

  • расширение проекта, но я тогда превращаюсь в руководителя проекта в бОльшей степени, чем психолога, и цены на сайте нужно сильно поднимать.

Когда ситуация описана так точно, то легко принимать решения. Пока для меня это решение №1.

Любую проблему в жизни можно описать подобным образом!

Потому что
если СРЕДСТВ у нас хватает
для наших ЦЕЛЕЙ,
то нет проблемы, а есть планомерные действия.

  • А если мы ощущаем где-то "затык",
  • значит где-то цель разошлась со средствами.

И очень полезно это конфликт целей и средств максимально детально выписать-осознать. Тогда и дальнейший план действий станет понятен.

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.