Существует устойчивое вражье мнение, что пластиковые сборные модели японской авиации Второй Мировой в масштабе 1/72 никогда не были особо популярны ни у «массового среднестатистического моделиста», ни у производителей моделей. И хотя у фирм-производителей были, есть и будут обнадеживающие всплески по тематике «Японцы-1/72», в основном в наличии длинные полосы полного штиля, что всегда было особенно заметно на фоне бесконечного потока Европейско-Американского мейнстрима (Мессер-Фоккер-Спит-Мустанг).
А тут еще «массовый среднестатистический моделист» глядишь и того… «А ведь помнишь, как все, начиналось?»: боксарт первой модели Ki-61 в «правильном масштабе». Revell. Ну очень Большие деревья. 1963 год.
Все подобные перипетии и «производственные драмы» испытали на себе «пластиковые Ласточки», модели Kawasaki Ki-61 «Hien» в масштабе 1/72, о которых и пойдет речь.
Revell
Как уже было сказано, первая модель «Хиена» в 1/72. Вариант, как на картинке выше (то есть по мотивам знаменитого 244-го полка, но «от балды»), причем в последний раз это чудо чудесное появилось уже «во времена просвещенные», в издании 1994 года:
Возраст у модели был не детский и модификацию «Хиена» не указывали: времена были такие (темные). Хотя судя по стволам крыльевых пушек и крупным «пузырям» обтекателей казенной части оных на крыльях – имелся ввиду Ki-61-I Hei. Расщедрились даже на створки хвостового колеса, хотя в убираемом виде оно было только на первой модификации Ki-61-I Koh и самых ранних Ki-61-I Otsu. На литниках это выглядело вот так, что учитывая год начала производства модели совсем не удивительно:
В собранном виде «Хиен» конечно узнавался, но … что-то «не верилось в эту латынь», хотя с Зеро действительно сложно было перепутать:
В 2013 году модель была зачем-то переиздана. Пока в последний раз.
Модификацию опять не указывали и вариант был только один, причем самый, что ни на есть боевой, Ki-61-I Hei из 244-го полка, так называемый: «борт 295», получивший, как и большинство остальных машин, название по тактическому номеру на створке шасси. Этот в меру популярный вариант нам еще встретится.
Машина принадлежала комэску 1-ой эскадрильи 244-го Сентая, капитану Тойохиса Коматсу (Toyohisa Komatsu), но прославил её неувядающий комполка Кобаяси, протаранив на ней 27 января 45-го B-29 с/н 42-65246. Считается, что фюзеляжные пулеметы с самолета были сняты, а 20-мм «Маузеры» в крыльях (фишку модификации Hei) оставили.
И тут настало время «Уголка юного конспиролога»:
На самом деле, первенство в номинации «Первая Ласточка в 1/72» оспаривают японские «читеры», появившиеся как и Revell в шестидесятых годах прошлого века и производившиеся до начала семидесятых. Почившая в бозе Nichimo и ныне здравствующая Fujimi.
Видимо тайное сообщество типа «картель» было организовано заранее и со злокозненным умыслом (захватить мир): как сговорившись, обе фирмы выпускали самую редкую модификацию Ki-61-II KAI Koh (с гаргротом), на которую неизвестно ни одного по настоящему боевого варианта. По качеству, киты плюс-минус соответствовали эпохе и конкуренту на статус «Первая Ласточка» от Ревелла.
Проработанный до мелочей план по захвату мира подвела сущая мелочь: обе модели были выполнены в масштабе 1/70, хотя в поздних выпусках Fujimi пыталась вывернуться и откровенно лукавила, указывая на коробке «1/72».
Следующего «явления Ласточек народу» пришлось ждать десять лет, но оно того стоило.
Hasegawa
Модель, появившаяся в 1973 году, разительно отличалась от классического исполнения, характерного для начала семидесятых, когда бал правили «огурцеподобные» Фикс с Ревеллом да Матчбокс, со своими фирменными «траншеями»: тонкая внутренняя расшивка, какие-никакие ниши шасси и интерьер, качественное литье, включая фонарь кабины пилота.
Думается, модель вполне конкурентоспособна и сегодня. Особенно на фоне ценника на более молодых и продвинутых конкурентов, поэтому переиздается и наверняка будет переиздаваться.
Хотя модификация изначально не указывалась, речь шла о Ki-61-I Tei. В первом издании, выпускавшемся до начала восьмидесятых, присутствовали три варианта.
Усредненный борт 244-го полка с бокасарта (найти на многочисленных фото подразделения точно такую машину не удалось):
Что-то вроде этой «раскраски», но здесь модификация Hei.
Самый известный и популярный «Хиен» майора Терухико Кобаяси, т.н. «Борт 24» (номер на створках шасси «24»), который в разных, самых занятных цветовых вариациях далее будет встречаться не один и не два раза:
И непонятно зачем добавленная до кучи «серая мышка» из летной школы Акено, тем более, что это самая первая модификация Ki-61-I Koh:
Тут как раз пришло время открыть «Уголок юного суетолога». Враги клевещут, что большинству моделистов, не загнанных обманом и угрозами в секту «красных фрикаделек» (т.н. «японоведов»), все эти Ко, Отсу, Теи-Хеи (то есть, модификации «Ласточки») абсолютно до лампочки. «Хиен» и «Хиен», это же не Мессер или Фокер, где заклепки считают. Тут можно и местного Кожедуба на местный Лагг-3 посадить. На самом деле, если не лезть в полные дебри с убираемым хвостовым колесом у Ki-61-I Koh, разным расположением БАНО и «жабрами» перед кабиной на Ki-61-I Tei, все сравнительно просто. Разница в длине носовой части:
Вверху ранние, «коротконосые Ласточки» (Ki-61-I Koh, Otsu, Hei), Второй сверху - «длинноносая» Ki-61-I Tei (в 72-ом масштабе разница с «ранними» составит немного меньше 3 мм). Ну и нижняя схемка, совсем уж «Буратино», Ki-61-II KAI, c новым фюзеляжем.
И в обтекателях оружейных отсеков на крыльях:
Слева: Ki-61-I Koh с 7.7-мм пулеметами. В центре: Ki-61-I Hei с 20-мм пушками MG 151. Справа: крыло сразу трех модификаций, Ki-61-I Otsu, Tei и Ki-61-II KAI с 12.7-мм пулеметами.
Тем временем в замке у шефа у Хасегавы все шло своим чередом. В 1995 и 1997 годах вышли два издания, о которых известно только то, что в каждом присутствовал «Борт 24» Кобаяси, а в спец-набор 97-го года (нижний боксарт) входил фонарь кабины пилота уже с покрашенным переплетом:
С 1987 года и по сей день в Хасевском «джентльменском наборе Хиена» менялись коробки, но всегда присутствовало два варианта.
Машина 244-го полка с «Клевером», приписываемая капитану Итикаве с девятью официальными победами над B-29:
И борт 17-го полка, сначала разбитый, а потом и позорно брошенный на Филиппинах в начале 45-го года:
В двухтысячном году у Хасевских Ki-61 дело дошло и до т.н. «лимиток» (Limited Edition: обычных моделей с нестандартными вариантами оформления за очень дополнительные деньги). Правда о вариантах первого спец-издания «Home Defence» можно судить только по декали (инструкции во Всемирной Паутине не найдено).
Фотографии самолета с боксарта тоже нигде не нашлось, а саму машину приписывают лейтенанту Тору Синомийя, командиру «таранной группы» 244-го полка. 3 декабря 44-го пилот на Ki-61 (правда на другом, без особых украшательств) таранил B-29 и совершил аварийную посадку.
Как гласит японская народная пословица, «Кому суждено сгинуть в Синбу-Таи, тот в Синтен-Таи не загнется». И точно. Пережив воздушный таран, лейтенант Синомийя стал командиром 19-го «ударного отряда по борьбе с пароходами» (19th Shinbu-Tai) и ожидаемо отправился в лучший мир 29 апреля 45-го во время «одноразового» вылета к Окинаве.
Следующий, редко встречающийся на фотографиях вариант, т.н. «Борт 57», тоже представлял 244-ый полк.
Ну а последний конкурсант был с Окинавы. Из 23-ей отдельной эскадрильи. Немножко поломанный (везут в сервис):
Следующее спец-издание было посвящено 18-ой учебной эскадрилье (18th Rensei Hikotai), прославившейся только тем, что таковая существовала и есть несколько бестолковых фотографий самолетов оной.
Эскадрилья обитала в Голландской Ост-Индии (Индонезии), формально входила в систему ПВО Палембанга и … всё. Оба варианта «18-ой гвардейской» не блистали ни известными боевыми успехами, ни «попугайской маркировкой»: например борт из набора, почти не тронутый временем и обстоятельствами:
И машина, повидавшая жизнь с познанием дзена:
Последний на сегодняшний день спаренный выпуск 2012 года (две модели в наборе), «244th Flight Regiment Combo», вроде бы по названию должен был быть посвящен самолетам 244-го полка (Сентая).
Так-то оно так, только все три варианта посвящены не просто одному пилоту (комполка, майору Терухико Кобаяси), а одному самолету, уже упоминавшемуся «Борту 24» с серийником 4424. С весьма, скажем так, нестандартной трактовкой цветов маркировки.
Dragon
Следующего «Хиена» пришлось ждать больше десяти лет, пока вопросом не занялись молодые и перспективные китайцы из фирмы Dragon. Первое издание 1994 года, судя по коробке, вроде как представляло пушечную модификацию Hei c «маузерами», хотя стволов крыльевых пушек не было.
Варианты никак не тянули на Ki-61-I Hei. Традиционный, поздний «Борт 24» Кобаяси (на боксарте) с синей полоской (ну классический ведь Tei). И послевоенный трофейный борт ВВС Чанкайшистского Китая, приписываемый к 6-ой истребительной группе ROCAF у которого, судя по фото, пушек в крыльях тоже нет:
Причем у производителя случайно или специально получилось хитрО. Длина модели была, как говорится, «ни нашим ни вашим»: что-то среднее между «коротконосыми» модификациями (Ki-61-I Koh, Otsu, Hei) и длинноносой Tei. На художества хитрецов-рационализаторов открывали страждущим глаза даже в блоге Ника Миллмана:
Китайский эпос гласит, что подозревая близкое разоблачение и опасаясь мести «японоведов-ортодоксов» , «Драконы» в выпуске «Три в одном» от 2006 года продолжили именно «коротконосую тематику».
Набор предлагал на выбор собрать любую из трех ранних модификаций (Ki-61-I Koh, Otsu, Hei), для чего в модели имелись стволы крыльевых пушек, и пара обтекателей-«пузырей» для крыла модификации Hei. Про убираемое заднее колесико на модификации Koh конечно забыли-забили, зато дали две панели капота с разными синхронными пушками-пулеметами (видимо планировали прикрутить «паровозиком» и модификацию Tei с её 20-мм синхронными пушками, но опасались расправы вышеупомянутых «ортодоксов» и план сорвался). Ледяные и непримиримые сердца последних должны были растопить шесть вариантов оформления и небольшая платка травления.
В наборе присутствовали редкие варианты, вроде Ki-61-I Koh 37-ой учебной эскадрильи, организованной на Формозе, но закончившей войну в Японии:
Был и мейнстрим, вроде самого известного Ki-61-I Koh 68-го полка, захваченного американцами на Новой Британии и который приписывали капитану Шого Такеучи – успешнейшему асу Армии на Новой Гвинее:
И известная, хорошо отснятая машина: немецко-пушечный Ki-61-I Hei, капитана Шоно из 244-го полка, «Борт 88»:
Имеющийся в ките вариант «39-го полка» (39th Sentai) в природе существовал, даже пилот известен, сержант Ивао Табата (Sgt. Iwao Tabata). Правда фотография «вне зоны доступа»:
Только машина принадлежала не 39-му истребительному полку Армии, которого в составе ВВС в принципе не было, а 39-ой учебной эскадрилье (39th Rensei Hikotai), базировавшейся на а/б Йокосиба в Японии.
Фотографии оставшихся двух вариантов тоже найти не удалось, хотя машины и 56-го, и 244-го полков снимали много.
Ну а по поводу синего хвоста «Хиена» из штабной эскадрильи 244-го полка гусарам в трезвом виде принято молчать (более искушенные коллеги могут и канделябром треснуть).
Сама модель отличалась внутренней расшивкой, «фишкой» компании: отличной проработкой интерьера и не сказать, что выдающимся литьем.
А так же «так себе собираемостью» ( тоже отличительной особенностью Дрэгона) и диким ценником, особенно на фоне не такой уж и дешевой Хасегавы.
Fine Molds
В начале девяностых, новый перспективный игрок на рынке «пластиковых игрушек», фирма Fine Molds, сделала «ход конем» выпустив поздние варианты «Хиена», Ki-61-II KAI.
Выпустила, это очень сильно сказано. К пластику Хасегавы добавили два новых литника с фюзеляжами, винтами и фонарем от «Двойки», а так же плюшки из белого металла (стойки шасси и кок винта).
Какие там они варианты давали, экзальтированному, малопьющему автору не очень интересно на самом деле. Для Ki-61-II KAI Koh (она же «горбатая» модификация (fast back), она же «ранняя» (early version)) известен только один подтвержденный вариант с тактическим номером «17» и серийником 5017 из Исследовательского центра авиации Армии в городе Фусса (Rikugun Kokugijutsu). Остальное от лукавого (пока по крайней мере, может и всплывет что-то новое).
Машина сохранилась и находится в Японии, в аэро-космическом музее в Гифу.
Тоже самое касается Ki-61-II KAI Otsu (она же модификация «капля» (bubble top) или «поздняя» (late version)). Только хардкор , только 56-ой Сентай.
На самом деле, цвет хвостового шеврона, который определял принадлежность к конкретной эскадрилье в полку, неизвестен. В наличии имеются только три фотографии двух разных машин. На одной присутствует белая «боевая полоса» перед хвостом (как на фото и боковичке), на двух других – нет.
В двухтысячном году Файн заложил целую серию «Ласточек», уже полноценных моделей, без Хасевских «костылей» и начал с «горбатой Двойки», Ki-61-II KAI Koh.
А продолжил… «ранними, коротконосыми» Ki-61.
Начали с Ki-61-I Otsu.
Понятно, что времена уже были просвещенные, модель обладала приличной деталировкой, аккуратной внутренней расшивкой и качественным фонарем. И собираемостью на любителя (личное мнение).
Производитель применил в наборе ноу-хау: полноценную, на весь самолет, декаль, воспроизводящую камуфляж, что возможно было не самым худшим вариантом, учитывая сложность исполнения последнего.
Декаль предназначалась для варианта с боксарта: машины 78-го полка, найденной американцами в 44-ом году на Новой Гвинее:
На второй вариант, абсолютно безликий борт из 19-го полка, нашелся только боковичок, фотографии видимо в природе не существует.
К чести производителя, он не стал «химичить» с модификациями (хотя мог), обзывая пластик от Otsu модификацией Koh, как некоторые (Dragon) ради расширения ассортимента и продолжил линейку модификацией Ki-61-I Hei.
Традиционно было два варианта. Борт сержанта Табата из 39-ой учебной эскадрильи (на боксарте, такой же был у Дрэгона) и машину 18-го полка времен посильной защиты Метрополии:
Последнее на сегодняшний день издание Ki-61-I Hei 2003 года рождения представляло «попсовые варианты».
Оба варианта 244-го Сентая, «Борт 295» капитана Коматсу и «Борт 88» капитана Шоно уже обсуждались.
*** Декаль с камуфляжем для машины Коматсу – в наличии.
А с 2011 года поперло. Засучив рукава за дело взялись чешские ЛНД-кудесники из RS-Models.
Сначала вышли «Двойки», Ki-61-II KAI. И «горбатая», и «капля».
Наборы переиздавались, но ничего нового, кроме коробок, не было и не могло быть: об особенностях вариантов оформления «Двоек» уже было сказано.
Потом был первый (новый), после выхода Хасегавы, Ki-61-I Tei.
Варианты почти блистали новизной и оригинальностью.
«Борт 62» из 244-го Сентая, числившийся с апреля 45-го за Терухико Кобаяси, на котором правда пилот не совершил ни одного боевого вылета (но это не точно), так как пересел на Ki-100:
На фото – патриотическое воспитание молодежи по-японски в действии.
Машина 55-го полка, плененная на Окинаве ворогами.
На декали корректно показали наличие остатков шеврона 56-го полка. Молодцы.
И машина 19-го полка, тоже попавшая в жадные американские лапы, только немного ранее и в другом месте, на Филиппинах.
На декали не корректно не показали полу-закрашенный шеврон 55-го полка. Не молодцы.
В том же 2013 году решили «ковать железо, не отходя от кассы», выпустив еще один набор модификации Tei, но уже с новыми вариантами.
Машинка с боксарта, из филиппинского 17-го сентая, уже рассматривалась в разделе «Hasegawa».
Был еще не избитый вариант борта 59-го полка, прямиком из Японии, правда с послевоенной свалки.
Ну а по третьему варианту, из 105-го полка с Формозы времен боев над Окинавой, есть только боковичок:
Производитель не обделил вниманием и вторую серийную модификацию, Ki-61-I Otsu, в которой вероятно решил забороть зловещего рыночного конкурента от Fine Molds оригинальностью вариантов.
Хэдлайнером набора стал несостоявшийся «Камикадзе» (не успел) из 149-го «ударного отряда», найденный на авиабазе Ашийя после войны:
У машины «я его слепила из того, что было» жизнь была насыщенной: на хвосте просматриваются шевроны летной школы Акено и 59-го Сентая.
Дело не портил редкий, обезличенный «Борт 70» из 244-го полка, переживший войну (винт снят, вокруг свалка):
Ну и последний гвоздь в рыночный гроб Файна должна был заколотить машина спец-представителя по таранам, сержанта Матсуи Накано из 244-го полка:
3 декабря 1944 года над Токио, Накано на этой машине, не несущей какого-либо пулеметного вооружения, рубанул винтом по хвосту «Сверхкрепости» с/н 42-24735. B-29 брякнулся, похоронив экипаж, а тогда еще капрал посадил поврежденный «Хиен» на брюхо, в момент став национальным героем. «Хиен» с погнутым винтом впоследствии выставлялся в Токио (на фото), причем вместе с инсталляцией про B-29 в стиле дизель-панк. Справедливости ради, протараненной «Сверхрепости» до удара Накано от души «насыпали» из пушек коллеги по 244-му полку и флотские «Райдены». Так что победа скорее групповая.
Не обошли вниманием пушечный Ki-61-I Hei.
«Боксартовый» вариант представлял «Борт 43», нарядную «ноунейм» машину 244-го полка:
На сколько известно, фотографии второго варианта, «звезды» 18-го Сентая, лейтенанта Митсуо Ояки (Mitsuo Oyake), не существует, только где-то ходит фотография «победных звездочек» на борту.
За Ояки числится четыре сбитых B-29, в том числе одна, 7 апреля 1945 года, тараном. В этот день B-29 с/н 42-24600 действительно протаранили, правда там есть еще один соискатель на победу – обычное дело в нелегкой судьбинушке «борцунов с Бегемотами».
Третий вариант «Борт 27» из 56-го полка, как уже говорилось при обсуждении Дрэгона, тоже не ищется:
Закончилась линейка РСовских «игрушечных Хиенов» тем, чем начиналась линейка настоящих самолетов, модификацией Ki-61-I Koh.
Крыло взяли от Otsu, убирающееся заднее колесико с крышками выполнили в смоле, самым «вкусным» вариантом был самый нарядный из известных «Новогвинейцев», борт Такеучи, попавший в плен (был в разделе «Dragon»). Второй никакущий вариант представлял «школу магии Акено» (был в Хасегаве).
За оригинальность отдувалась машина снова Матсуи Накано, на которой он совершил второй таран, снова смог сесть и мало того, пережил войну со счетом в пять побед, из которых два тарана B-29 (один точно результативный):
Опять разоруженный Koh (или Otsu). Фото послевоенное, от октября 45-го. Из Википедии, которая не врет (???).
Заканчивая рассказ о продукции RS-Models, наверное стоит заметить, что модели выполнены по технологии ЛНД, пусть и достаточно продвинутой.
И из-за особенностей технологии можно считать стандартом неидеальную сборку, «мутноватую мелочевку» и толстенные задние кромки крыльев. Но это не точно.
В 2016 году, по принципу «а мы, что, рыжие что ли?» к «Ласточкогонке» подключился еще один японский производитель, Aoshima.
Традиционно зашли сразу с козырей, с «Двоек», Ki-61-II KAI.
Естественно на суд публики были представлены все (две) самые бестолковые модификации «Хиена».
При сомнительной, местами напоминающей новый Фикс, расшивке потенциального покупателя решили приманивать «плюшками»: деталировкой кабины, дающимся отдельно двигателем с моторамой и козлами для обслуживания самолета (в инструкции на японском сказано, что в принципе, ударение есть возможность поставить по вкусу, и на «о», и на «а»).
Не затягивая процесс, выпустили модификацию Ki-61-I Tei.
В серии «Асы всего и вся» был единственный вариант, упоминавшегося в статье 100500 раз майора Кобаяси (вот неожиданность-то). Естественно совершенно неизбитая версия «Борта 24» (вот тут точно сарказм).
В «обычной модели» присутствовал так же единственный вариант действительно не часто встречающейся машины, «Борта 57» из 244-го полка, присутствующего только у Хасегавы в древнем издании «Home Defence», достать которое, если приспичит, задача весьма нетривиальная.
В издании 2023 года оба (два) варианта объединили.
Естественно в наборах присутствовала «камуфляжная» декаль.
И все шло хорошо и замечательно, бизнес двигался, но в 2018 году свой Ki-61-I Tei выпустила Tamiya, напрочь убив интригу по этой модификации…
Все возможные дифирамбы и оды Тамиевскому изделию уже были пропеты в соответствующей статье, а мы переходим к неутешительным выводам.
За последнее десятилетие Ki-61 стала второй по распространенности, после Зеро, моделью японского боевого самолета Второй Мировой и, несмотря на откровенный культ личности гражданина Т.Кобаяси, выбор, в том числе по вариантам, впечатляет, было бы желание.
* Всем добра.
** Готовьте ваши денюжки на новую «пластмассу» (а лучше не надо).
*** Автор пишет, как умеет.
****Использована информация из открытых источников, на которые автор уже смотреть не может.