Продолжаем знакомить вас с малоизвестным, но примечательным авторским кино. На этот раз это «Земляничный особняк» молодого режиссёрского дуэта Кентакера Одли и Альберта Бирни. Презабавнейшая вещица – лампово-плёночная, цветастая, и наивная сказочность в ней соседствует с серьёзностью поднимаемых тем. Сюжет вкратце таков: будущем человеческую фантазию ставят на учёт, фантазировать просто так больше нельзя. Нафантазировал – будь любезен, заплати налог. А в сны вообще норовят запихать рекламу корпорации. Таков капиталистический мир, в нём все образы подсчитаны, занесены в реестр и успешно монетизируются. Главный герой, сборщик налогов на фантазию, решает воспрепятствовать происходящему.
Бунт против рациональной механичности культуры, в которой всё подчинено маркетинговому замыслу и каждый элементик имеет своё предназначенье, демонстрируется через форму фильма. Бунтует даже не столько сам главный герой – нет, он, конечно, пару раз сражается с какими-то злобными силами, но сражения эти больше похожи на мишуру – бунтует сам фильм. Бунтует через сказочность, через детскую простоту, через абсолютно вольное обращение с единством места и времени, через игнорирование классических канонов повествования. Завязка перемешана с развязкой, акты размыты, и никто никуда не торопится. Перерыв на чай весь фильм. Чтоб выпасть из капиталистического мира и нарушить его планы, не нужно делать ровным счётом ничего – спасение в безделии.
Абсурдизм «Земляничного особняка» совсем не тот, что у Линча или других холодных постмодернистов. Здесь есть структура, пусть и своеобразная, есть и «путь героя», есть романтическая линия, напоминающая своим духом святую простоту Аки Каурисмяки. Абсурд тут глупенько-детский, игровой. Матросы-мыши, лягушонок, играющий на саксофоне, люди, превращающиеся в свёклу… Калейдоскоп этот включается сразу, как только главный герой отказывается выполнять свои функции в качестве работника. И на контрасте с этим мир упорядоченной корпоративной фантазии, загнанной в тиски функциональности, выглядит тревожно. И самый действенный способ борьбы с этим – играть, веселиться и любить.
Главная визуальная особенность фильма – плёночный вид. Снимали фильм на цифру (кто ж даст денег на плёнку под такие задумки!), но потом перепечатали на 16-мм плёнку Kodak 50D. Это и обеспечило тот самый изумительный дримкор/VHS визуал, которым славны все 16-мм фильмы. Плёнка шуршит, зернит, светится и подмигивает внезапными ореолами. Детали происходящего в мягком размытии, приглушены, и взгляд обращается на зерно. Зерно проявляет себя, окутывает фильмичностью. Это, вкупе с дешёвейшими декорациями и условностями сюжета, акцентирует выдуманность происходящего – фильм проявляется как фильм. Фильмы ведь должны быть снами, говорит «Земляничный особняк».
Искреннее восхищение «Особняка» возможностями кино, позволяющего дать логике бой и даже выиграть его, сродни «Брату 3», только более сдержанное, не уходящее в эксперименты с монтажом в стиле 1920-ых. И это располагает к себе. Такими и должны быть ленты о снах, потому что сны – это детство. Радость для киноманских глаз. Совершенно необязательная, как и любая радость.
В конце концов, фильм очень красив. Из тех, что хочется ставить на паузу и разглядывать каждый кадр. Приятно иногда посмотреть на то, как люди развлекаются, а не деньги зарабатывают.
Моя оценка: 7.5/10
IMDb - 6.4/10
КП - 6.9/10
RottenTomatoes - 94%