14
Перед тем как перейти к новому разделу моей автобиографической книги, я хочу сделать небольшое, так сказать, лирическое отступление. У нас в Сегеже, похоже, наконец, начинается весна, не началась, а именно начинается, сегодня температура была всего + 11, но, тем не менее…
Вот какой наша Сегежа была всего месяц назад:
А вот какая она сейчас, снимки сделал буквально вчера 22.05.2024, с моего балкона. На деревьях, наконец, начали распускаться почки. Вот снимки:
Ну, а теперь, с надеждой на лучшее, приступим к продолжению книги.
Изменяя статус фонда, и ведя подготовительную работу к его экологической деятельности Андрей, понятно, уделил большое внимание и общедоступным источникам об экологической ситуации в стране и районе. И после нескольких визитов в библиотеку он был просто поражён, насколько же сейчас сложилась благоприятная ситуация для начала указанной работы – организации судебного преследования предприятия нарушителя природоохранного законодательства, алюминиевого завода.
Несмотря на то, что неформальное экологическое движение в указанном посёлке, состоящее из женщин, переживающих за здоровье своих детей, удалось подавить, эхо ещё далеко не затихло. Постоянная комиссия Верховного Совета республики по вопросам охраны здоровья и физической культуре населения официально поставила вопрос об объявлении указанного посёлка зоной экологического бедствия. Ему быстро удалось найти публикацию об этом, вот она:
И этот вопрос был решён.
Правда эта публикация была всё же весьма неполной, позже ему лично придётся раскрыть многие детали, и рассказать о них в своих публикациях в СМИ.
Но и эта публикация раскрывала главную причину настолько чудовищного поражения детей в данном посёлке. Напоминаю, как тогда дети, и, добавлю, в большинстве своём, выглядели в этом посёлке:
Оказывается, произошёл прорыв чрезвычайно опасного отравляющего вещества, образующегося в процессе производства алюминия – фтора, в питьевой водозабор посёлка. Правда, каким образом это произошло, статья скромно умалчивала, но, в своё время, этот чудовищный факт детально раскроет в СМИ Андрей.
Но это было далеко не всё. Статья так же сообщала, что на заводе была «выполненная с ошибками и малоэффективная газоочистка».
А это тоже было более чем мягко сказано. Как он позже убедился эта «газоочистка», причём именно так, «газоочистка» в кавычках, сама по себе способна стать темой отдельного большого разговора, по итогам которого её создателей, похоже, нужно было всех сажать в тюрьму поголовно. И ему удалось найти большую публикацию, к чему привела «работа» этой газоочистки. Она из двух частей, вот она:
Оказывается, в районе было проведено очень серьёзное комплексное экологическое исследование, которое, как потом выяснилось, власти умудрились утратить, но, правда, через много лет, Андрею удалось раздобыть и его. Он, понятно, раздобыл его в Москве, на тот момент его фонд уже располагал деньгами, позволяющими его купить. Но на момент написания данной статьи оно ещё было в распоряжении властей, и опубликованные факты отказались чудовищными. Кроме фтора в воздух, оказывается, активно выбрасывался сильный канцероген, провоцирующий заболевания раком – бенз-а-пирен. Статья вновь замалчивала многие детали, но, тем не менее, признавала, что превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) по бенз-а-пирену в посёлке достигают 240 раз. Добавлю от себя факт, которого нет в статье, непосредственно в жилой зоне посёлка, в воздухе, ПДК по бенз-а-перену была превышена в 77 раз, и такая ситуация сохранялась много лет.
Исследование было проведено Московской опытно-методической космоаэрологической экспедицией ПГО «Аэрогеология» при Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр, проведено, в том числе, и с использованием спутниковой телеметрии. Вернее, на тот момент работы ещё шли, они были завершены только в 1993 году. И они, кстати, выявили много очень интересного не только в плане экологии. Невероятно интересными оказались и недра района, в частности, по всем признакам, в районе были колоссальные месторождения алмазов – кимберлитовые трубы. Но, как я уже сказал, власти района и республики умудрились этот отчёт утратить, вернее, его утратили власти района, и он так и не попал в распоряжение властей республики. И его нет в их распоряжении, по сей день.
Не менее благоприятной обстановка была и на уровне России.
Неформальное экологическое движение в стране, на тот момент, было очень большой силой, и три настоящих эколога, а не чиновника от экологии, заняли высшие государственные посты. Алексей Владимирович Яблоков стал советником президента РФ. Виктор Иванович Данилов-Данилян стал министром экологии России, в РФ тогда было Министерство экологии. А Александр Иванович Казанник вскоре стал генеральным прокурором Российской Федерации, на тот момент, правда, он ещё не был им, но это произойдёт совсем скоро.
И Андрей понял, что у него найдутся настоящие союзники в самых высших эшелонах власти.
Самое же главное, Алексей Владимирович Яблоков на всех уровнях подчёркивал, что самый верный путь борьбы с предприятиями нарушителями природоохранного законодательства судебный, и подчёркивал, что нужно «Превратить потом жалоб в поток судебных исков». Вот публикация об этом, она тоже из двух частей:
Правда, здесь был и ряд проблем, в частности, в больших городах было сложно определить какие именно предприятия и за что именно должны нести ответственность. Вот статья об этом:
Но это в больших городах, в посёлке алюминиевый завод в котором был градообразующим предприятием, ответ был очевиден, и Алексей Владимирович, оказывается, уже бывал в этом посёлке и был очень хорошо знаком с проблемой. Позже, кстати, Алексею Владимировичу и Андрею придётся непосредственно очень тесно сотрудничать по этой проблеме очень много лет. И то, что Надвоицкое дело, однажды, закончится победой, создав для России исторический прецедент, очень во многом будет личной заслугой Алексея Владимировича. И, думаю, это прецедент ещё нашей стране очень и очень пригодится.
Хотя, проблем, безусловно, просматривалось неимоверное количество, но было ясно, что такая работа очень даже не безнадёжна. И именно здесь, в процессе проработки открытых публикаций у Андрея возникло чувство «Это моё!».
Равно как и у него возникло чувство, что именно это дело есть и одно из его главных дел, дел ради которых он и пришёл в этот мир.
По итогам этой предварительной работы Андрей и издал своё «ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1 Президента фонда молодёжи и детства «Аристон»». Оно, к счастью, сохранилось, хотя и стало очень ветхим, вот оно:
Первая публикация на 9111, здесь.
Приобрести мои книги, как на бумаге, так и в электронном виде можно на Ридеро, здесь.
И здесь.
И только в электронном виде на ЛитРес, здесь.
И здесь.
Помощь каналу можно оказать здесь.
Предыдущий фрагмент здесь.
Продолжение здесь.