Найти тему

Ikarus-60TCS – первый венгерский сочлененный троллейбус

Всем привет!

Название венгерской марки Ikarus плотно вошло в наш лексикон, ведь в СССР часто поставлялись классические автобусы 200й серии. Но венгерский завод выпускал также троллейбусы, причем практически в каждой серии автобусов был хотя бы один «рогатый». Первым же сочлененным троллейбусом марки стал Ikarus-60TCS.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

Первый опытный образец нашего героя появился в 1960 г. В его основе лежал автобус Ikarus-60, о котором я писал здесь, но при этом крыша была усилена для установки электрооборудования, а спереди вместо дизеля расположился электромотор мощностью 80 кВт. Главной же проблемой стало создание сочленения двух секций: до этого венгерский завод не создавал «гармошки» и ограничивался одиночными машинами, лишь иногда устанавливая на них прицепы. Тем не менее, создатели машины испытывали интерес к подобной технике, и стали разрешать появившиеся проблемы.

Конструкторам пришлось внедрять принципиально новое сцепное устройство, создать резиновую «гармошку» и оставить сквозной проход между секциями салона, предварительно установив там поворотный круг. Не все удалось сделать с первой попытки, но в конце концов опыт был признан удачным, и в дальнейшем завод стал придерживаться похожей концепции при создании сочлененных машин. В остальном детище Ikarus оставалось обычным, унифицированным с автобусом, но с двумя секциями и усиленной крышей. Салон же был адаптирован под специфику машины – сидячих мест стало 38, причем слева одно-, а справа двухместные сиденья, а всего в троллейбусе могло ехать 128 человек. Кабина была отделена от салона полной перегородкой, а у водителя была отдельная дверь.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

В 1961 г. опытный троллейбус вышел на испытания на один из маршрутов Будапешта, после чего машину уже через год машину удалось запустить в мелкосерийное производство. Непривычная для того времени машина стала настоящей находкой для транспортников – в час-пик требуется транспорт большей вместимости, чем одиночные машины не отличались.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Всего до 1964 г. было выпущено 54 сочлененных троллейбуса, и все они отправились на городские перевозки в Будапешт. Но в дальнейшем тема троллейбусов в Венгрии была на какое-то время забыта – страна требовала от завода десятки тысяч автобусов, и для электрического колесного транспорта просто не хватало мощностей. Но надобность в троллейбусах никуда не делась, поэтому выпущенные машины продержались в эксплуатации до 1976 г.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Лишь в 1975 г. удалось создать замену этим машинам – Ikarus-280T, о котором я писал здесь. Последний значительно выигрывал модели 60TCSво вместимости и внешне выглядел гораздо прогрессивнее. Ikarus-60TCS были списаны, и со временем их следы затерялись. До наших дней не дожил ни один из таких троллейбусов, и единственное, что сегодня о нем напоминает – старые ламповые снимки:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Вместе с тем Ikarus-60TCS– ценный опыт, без которого в Венгрии не смогли бы создать классические «гармошки», которых мы все помним. Получается, что в 60х гг. была заложена общая концепция производства венгерских сочлененных машин.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!