Всем привет!
Каждому из нас знаком венгерский сочлененный автобус Ikarus -280, охвативший почти все крупные города СССР. Но мало кто знает, что на базе этого популярного автобуса выпускался также троллейбус, носивший дополнительный индекс Т. На нем я сегодня и хочу подробно остановиться.
Наш герой выпускался с 1975 по 1992 г. и был практически полностью унифицирован с автобусным собратом. Единственное отличие – усиленный кузов для установки электрооборудования на крыше.
На троллейбусы устанавливались разные электромоторы. Чаще всего они были венгерского производства и развивали мощность 196 кВт, но иногда применялись двигатели, на 26 кВт меньшие по мощности и производимые на заводе им. Урицкого.
Салон тоже ничем не отличался от салона Ikarus -280: в нем было 37 сидячих мест, а всего в троллейбусе могло ехать 180 человек.
Эти троллейбусы эксплуатировались в основном в г. Будапешт и ряде городов Болгарии, Румынии и ГДР. В нашу же страну эта машина официально не поставлялась. Правда, было одно но.
Москва и другие крупные города СССР остро нуждались в подобной машине. И хотя в середине 80х гг. появился сочлененный троллейбус под именем ЗиУ-10, он не мог полностью удовлетворить эту потребность. Поэтому в 1986 г. два венгерских троллейбуса отправились на испытания в нашу столицу:
А вскоре началось производство аналогичных троллейбусов на Сокольническом Вагоноремонтном заводе (СВАРЗ). Они носили специфическое имя СВАРЗ-Икарус и эксплуатировались практически до конца нулевых.
Впрочем, массовыми эти машины так и не стали: было выпущено всего около 60 экземпляров. К тому же у транспортников они восторга не вызвали из-за сложности обслуживания, поэтому от них старались поскорее избавиться.
Уже в 1992 г. первый троллейбус отправили в Тверь, позже их стали передавать и в другие города.
В Москве же эти машины продержались на маршрутных перевозках до тех пор, пока один инцидент не заставил московских транспортников срочно снять с эксплуатации все троллейбусы этой марки.
В 2004 г. у одной из машин прямо на линии разорвалась «гармошка». Никто не пострадал, однако было принято решение срочно убрать с маршрутов всех рогатых венгров. В результате эти машины исчезли со столичных улиц за несколько месяцев.
Интересная деталь: в следующем году один из списанных троллейбусов снялся в фильме «Дневной дозор»:
Сегодня же, к сожалению, в нашей стране не осталось живых троллейбусов этой марки, хотя один из уцелевших экземпляров недавно перевезли на СВАРЗ для реставрации. Но другой вопрос, сможем ли мы когда-нибудь его увидеть, с учетом закрытия московского троллейбуса…
Но не будем так пессимистично заканчивать это повествование. Наш герой в свое время занял важную нишу на столичных улицах, и в любом случае он остается в памяти старшего поколения.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!