Найти тему

Троллейбус из известной всем «гармошки»

Всем привет!

Каждому из нас знаком венгерский сочлененный автобус Ikarus -280, охвативший почти все крупные города СССР. Но мало кто знает, что на базе этого популярного автобуса выпускался также троллейбус, носивший дополнительный индекс Т. На нем я сегодня и хочу подробно остановиться.

Ikarus-280T. Источник фото: avto-nomer.ru
Ikarus-280T. Источник фото: avto-nomer.ru

Наш герой выпускался с 1975 по 1992 г. и был практически полностью унифицирован с автобусным собратом. Единственное отличие – усиленный кузов для установки электрооборудования на крыше.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

На троллейбусы устанавливались разные электромоторы. Чаще всего они были венгерского производства и развивали мощность 196 кВт, но иногда применялись двигатели, на 26 кВт меньшие по мощности и производимые на заводе им. Урицкого.

Салон тоже ничем не отличался от салона Ikarus -280: в нем было 37 сидячих мест, а всего в троллейбусе могло ехать 180 человек.

Эти троллейбусы эксплуатировались в основном в г. Будапешт и ряде городов Болгарии, Румынии и ГДР. В нашу же страну эта машина официально не поставлялась. Правда, было одно но.

Москва и другие крупные города СССР остро нуждались в подобной машине. И хотя в середине 80х гг. появился сочлененный троллейбус под именем ЗиУ-10, он не мог полностью удовлетворить эту потребность. Поэтому в 1986 г. два венгерских троллейбуса отправились на испытания в нашу столицу:

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

А вскоре началось производство аналогичных троллейбусов на Сокольническом Вагоноремонтном заводе (СВАРЗ). Они носили специфическое имя СВАРЗ-Икарус и эксплуатировались практически до конца нулевых.

Источник фото: transphoto.org
Источник фото: transphoto.org

Впрочем, массовыми эти машины так и не стали: было выпущено всего около 60 экземпляров. К тому же у транспортников они восторга не вызвали из-за сложности обслуживания, поэтому от них старались поскорее избавиться.

Уже в 1992 г. первый троллейбус отправили в Тверь, позже их стали передавать и в другие города.

СВАРЗ-Икарус на маршруте в Твери. Источник фото: transphoto.org
СВАРЗ-Икарус на маршруте в Твери. Источник фото: transphoto.org

В Москве же эти машины продержались на маршрутных перевозках до тех пор, пока один инцидент не заставил московских транспортников срочно снять с эксплуатации все троллейбусы этой марки.

В 2004 г. у одной из машин прямо на линии разорвалась «гармошка». Никто не пострадал, однако было принято решение срочно убрать с маршрутов всех рогатых венгров. В результате эти машины исчезли со столичных улиц за несколько месяцев.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Интересная деталь: в следующем году один из списанных троллейбусов снялся в фильме «Дневной дозор»:

Кадр из х/ф «Дневной дозор», реж. Т.Бекмамбетов, 2005 г.
Кадр из х/ф «Дневной дозор», реж. Т.Бекмамбетов, 2005 г.

Сегодня же, к сожалению, в нашей стране не осталось живых троллейбусов этой марки, хотя один из уцелевших экземпляров недавно перевезли на СВАРЗ для реставрации. Но другой вопрос, сможем ли мы когда-нибудь его увидеть, с учетом закрытия московского троллейбуса…

Но не будем так пессимистично заканчивать это повествование. Наш герой в свое время занял важную нишу на столичных улицах, и в любом случае он остается в памяти старшего поколения.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!