Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Дом Капетингов-Куртене: на пороге XVII века

Закон таким образом, защищал ближайших наследников - ведь если бы владелец, например, тот же Жан IV, вел дела более разумно и ничего не продал при своей жизни, то при отсутствии детей, его сеньории спокойно бы и отошли двоюродному брату. Это несколько архаичное, но вполне логичное право в королевской Франции, основанное на том простом принципе, что дворянский род в целом не должен страдать и беднеть, если вдруг во главе его окажется неудачник или глупец, который решит по каким-то причинам продавать родовые имения кому ни попадя. Не можешь управлять, погряз в долгах? Предложи сначала тому, кто это и так должен получить по общему закону. Но с сеньорией Шампиньоль есть одна неясность. Внук Жана II, Франсуа еще зовется сеньором Шампиньоль и Блено, а правнук Гаспар - уже нет. Судя по всему, после фокусов Жана Кера, для Куртене это было лишь «титулярное» а не фактическое имя, на самом деле данной сеньорией на среди прочего завладел другой авантюрист XV века Антуан де Шабанн - пообещал заплат

Закон таким образом, защищал ближайших наследников - ведь если бы владелец, например, тот же Жан IV, вел дела более разумно и ничего не продал при своей жизни, то при отсутствии детей, его сеньории спокойно бы и отошли двоюродному брату. Это несколько архаичное, но вполне логичное право в королевской Франции, основанное на том простом принципе, что дворянский род в целом не должен страдать и беднеть, если вдруг во главе его окажется неудачник или глупец, который решит по каким-то причинам продавать родовые имения кому ни попадя. Не можешь управлять, погряз в долгах? Предложи сначала тому, кто это и так должен получить по общему закону.

Художник Владислав Бакалович
Художник Владислав Бакалович

Но с сеньорией Шампиньоль есть одна неясность. Внук Жана II, Франсуа еще зовется сеньором Шампиньоль и Блено, а правнук Гаспар - уже нет. Судя по всему, после фокусов Жана Кера, для Куртене это было лишь «титулярное» а не фактическое имя, на самом деле данной сеньорией на среди прочего завладел другой авантюрист XV века Антуан де Шабанн - пообещал заплатить Куртене, но так этого и не сделал. Вот, кстати, хороший пример того, как отчаянный, беспринципный человек, из простого дворянского рода (причем, непреложно доказано дворянство, только максимум деда братьев Шабанн, если я не ошибаюсь) может высоко взлететь. Но для такого взлета надо было обладать решимостью рисковать и, пожалуй, невероятной удачей, которая имелась у Антуана де Шабанна.

Общим ближайшим предком от которого пошли три ветви дома Куртене удачно перешагнувшие в XVII век, был Пьер II Куртене (1334-1395) воевавший в Столетней войне под началом герцога Бургундии Филиппа Смелого, еще на стороне Франции. Таким образом, на финал Религиозных войн, в доме Куртене имелись, во-первых, старшая ветвь Шампиньоль и Блено во главе с Гаспаром I и младшая ветвь Шевильон, бывшая Ла Ферте Лупьер… Тут обязательно скажу, почему «бывшая» - эти месье опять профукали родовую сеньорию по женской линии, и стали зваться просто Шевильон.

Художник Владислав Бакалович
Художник Владислав Бакалович

Всё дело в том, что у Пьера Куртене (1429-1504), родоначальника этой ветви, было аж пятеро сыновей. То, что досталось ему от доброго отца, а также от приданного жены он и поделил - на четверых, правда, так как третий сын Шарль рано скончался и то, что было ему положено Пьером, ушло четвертому сыну - Луи. Пятый, Пьер, наследников не оставил, и его сеньория вернулась ко второму брату - Жану. Впрочем, добряк Пьер, кажется еще и двух дочерей - Эдме и Бланку, выдавая замуж приданным в виде земель от своих «неисчислимых» богатств наделил. Не каждый известный граф или герцог во Франции были так щедры. Хм, вот только сразу закрадывается мысль - может эти герцоги и графы потому и были известными, что не пилили свои владения на всех детей примерно поровну?

-3

У старшего - Гектора, который и получил сеньорию Ла Ферте Лупьер, было двое сыновей - Рене и Филипп, не оставивших никакого потомства, ровно, как и какого-либо следа в истории, так что их владения спокойно поделили три их сестры - Жанна, Барб и Шарлотта. Мужская линия четвертого сына, Луи, так же не протянулась далее второго поколения - именно его внучка Анна Куртене, удачно вышла замуж за Максимилиана де Бетюна, будущего герцога Сюлли, разумеется, прихватив с собой половину отцовских земель и средств. Вторая половина досталась ее сестре Франсуазе, которая, что интересно, вышла замуж за кузена герцога Сюлли (его двоюродного дядю, строго говоря).

Так что к XVII веке младшая законная линия, называвшаяся теперь Куртене-Шевильон, подошла изрядно «обкусанной», во главе ее стоял Жак II (1556-1617), известный хотя бы тем, что имел под началом полк при короле Генрихе III: сохранил ли он пост или ушел в отставку при Генрихе IV, информации найти не удалось. И, наконец, третью, бастардскую ветвь Куртене, сеньоров Шесне и Шангай (Chesne & de Changy), возглавлял Жак III (?-1632/42).

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017