Найти в Дзене
Сегодня в космосе

Международная космическая станция. 23 сентября 2024 года

Работу на Международной космической станции продолжает экипаж 71 основной экспедиции в составе: командир экспедиции Олег Кононенко (Россия), Николай Чуб (Россия), Мэтью Доминик (США), Майкл Баррат (США), Джаннет Эппс (США), Александр Гребенкин (Россия), Трейси Колдвелл-Дайсон (США), Барри Уилмор (США), Сунита Уильямс (США).

Рабочий день на станции начался очень рано в связи с убытием экипажа корабля «Союз МС-25». После подъема утреннего туалета и конференции с наземными ЦУПами, космонавты начали работу по программе отстыковки. Олег Кононенко сверил по спискам грузы, подлежащие возвращению и уложенные в спускаемом аппарате. Затем он провел захолаживание корабля перед спуском. В это время Николай Чуб демонтировал воздуховоды в корабль и убрал быстросъемные винтовые зажимы со стыка Узлового модуля «Причал».

Экипаж корабля «Союз МС-25» перед закрытием переходных люков. Фото: Роскосмос
Экипаж корабля «Союз МС-25» перед закрытием переходных люков. Фото: Роскосмос

Для проводов в Узловом модуле «Причал» собрался весь экипаж станции. С МКС велась прямая трансляция закрытия люков. Еще раз пожав остающимся на станции товарищам руки, обнявшись и сфотографировавшись в модуле, Олег Кононенко, Николай Чуб и Трейси Колдвелл-Дайсон перешли в бытовой отсек КК «Союз МС-25» и закрыли переходные люки. Со стороны корабля люк закрыл Олег Кононенко, а со стороны станции – Алексей Овчинин. Он же выполнил и перевод клапанов выравнивания давления в нужную конфигурацию.

Убедившись, что люки закрыты, ЦУП-М начал длительный процесс контроля герметичности стыка. В это время Олег Кононенко, Николай Чуб и Трейси Колдвелл-Дайсон облачились в аварийно-спасательные скафандры «Сокол-КВ2» перешли в спускаемый аппарат и закрыли люк в бытовой отсек с последующей проверкой герметичности отсеков. Разместившись в ложементах, космонавты плотно притянули себя ремнями и зафиксировались в креслах «Казбек-УМ».

КК «Союз МС-25» перед расстыковкой. Фото: Роскосмос
КК «Союз МС-25» перед расстыковкой. Фото: Роскосмос

Завершив все необходимые проверки ЦУП-М в 08.36.20. UTC выдал команду на расстыковку. Под действием пружинных толкателей корабль «Союз МС-25» мягко отстыковался от Узлового модуля «Причал» Международной космической станции. Экипаж проконтролировал прохождение сигналов по закрытию системы стыковки и внутреннего перехода ССВП, отмены сцепки и расхождения объектов. Была выдана команда «Готовность системы ориентации» ГСО-1 и ГСО-2. Отстыковка на МКС была отмечена традиционными ударами в колокол, которые произвела Сунита Уильямс. Астронавты и космонавты контролировали и снимали отходящий корабль через окна Обзорного модуля Cupola и Служебного модуля «Звезда». Алексей Овчинин через иллюминатор люка УМ «Причал» осмотрел и сфотографировал стык отходящего корабля и доложил в ЦУП-М, что стык чист, посторонних предметов не обнаружено.

Отстыковка КК «Союз МС—25» от УМ «Причал». Фото: nasa.blog.com
Отстыковка КК «Союз МС—25» от УМ «Причал». Фото: nasa.blog.com

Через три минуты после отстыковки, отойдя под влиянием пружинных толкателей на безопасное расстояние, с использованием двигателей причаливания и ориентации был выдан первый импульс увода от МКС длительностью 8 секунд. Затем корабль выполнил разворот по крену ориентируясь на блок датчиков угловой скорости БДУС и акселерометры.

Отход КК «Союз МС-25» от УМ «Причал». Фото: nasa.blog.com
Отход КК «Союз МС-25» от УМ «Причал». Фото: nasa.blog.com

Через минуту после первого был выдан второй импульс продолжительностью 25 секунд. В результате этого импульса корабль был переведен на другую орбиту и начал режим автономного полета. Экипаж готовился к сходу с орбиты и посадке.

А в это время на Земле велась активная работа по обеспечению встречи возвращающегося экипажа. Поисково-спасательное обеспечение было организовано Росавиацией во взаимодействии с Министерством обороны России, Госкорпорацией «Роскосмос», Федеральным медико-биологическим агентством, РКК «Энергия им. С.П. Королева и Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Корабль «Союз МС-25» в автономном полете. Фото: nasa.blog.com
Корабль «Союз МС-25» в автономном полете. Фото: nasa.blog.com

Перед приземлением специалисты Росавиации провели облет района №6 основной посадки юго-восточнее города Джезказган, а также запасных районов вблизи города Аркалык, и убедились в пригодности их использования. Для обеспечения безопасности возвращения КК «Союз МС-23» было задействовано более 150 военнослужащих, 12 вертолетом МИ-8, два самолета Ан-12 и один Ан-26, 14 единиц автотехники, в том числе 6 поисково-эвакуационных машин ПЭМ.

Возвращение КК «Союз МС-25» на Землю. Фото: Роскосмос
Возвращение КК «Союз МС-25» на Землю. Фото: Роскосмос

Завершив режим автономного полета Олег Кононенко доложил о том, что ориентация в ОСК-Т построена и поддерживается. В 11.05.46. UTC был включен сближающе-корректировочный двигатель СКД, который выдал тормозной импульс продолжительностью 279 секунд. В 11.03.32. UTC в соответствии с заложенной программой произошло разделение отсеков корабля – бытовой и приборно-агрегатный отсеки с помощью пиропатронов были отстрелены от спускаемого аппарата. Приняв правильную ориентацию в 11.36.27. UTC корабль покинул орбиту и вошел в плотные слои атмосферы. Возвращение проходило в режиме управляемого автоматического спуска.

Приземление спускаемого аппарата корабля «Союз МС-25». Фото: Роскосмос
Приземление спускаемого аппарата корабля «Союз МС-25». Фото: Роскосмос

Корабль выполнял спуск по штатной программе автоматического приземления. На заданной высоте прошел выход вытяжного парашюта, а затем тормозного. В 11.44.55. UTC состоялся ввод основного парашюта. В 11.58.57. UTC спускаемый аппарат корабля «Союз МС-24» произвел посадку в 147 километрах юго-восточнее города Джезказган в Казахстане. Космонавты Олег Кононенко, Николай Чуб и Трейси Колдвелл-Дайсон вернулись на Землю. Продолжительность полета Олега Кононенко и Николая Чуба составила 373 суток 20 часов 14 минут, а Трейси Колдвелл-Дайсон - 183 суток 20 часов 22 минуты.

После приземления спускаемый аппарат приземлился на днище, затем подскочил и упал на бок. Командир корабля Олег Новицкий выдал команду и отстрелил купол парашютной системы, чтобы спускаемый аппарат не потащило порывами ветра.

Перед открытием люка, подоспевшие спасатели перекатили лежащий на боку корабль и установили спускаемый аппарат на днище для более удобной эвакуации космонавтов.

Первые минуты на Земле экипажа КК «Союз МС-25». Фото: Роскосмос
Первые минуты на Земле экипажа КК «Союз МС-25». Фото: Роскосмос

Оградив место высотометра «Кактус-В», расположенного на днище спускаемого аппарата, на СА был установлен трап и конструкция для извлечения и спуска экипажа. После открытия люка один из спасателей пролез внутрь корабля и провел первый осмотр экипажа, вернувшегося из космоса. Затем из корабля извлекли часть укладок и сумок с результатами исследований, требующим поддержание необходимой температуры и специальных условий, а также чтобы освободить место для выхода космонавтов. Представитель ПСС в тесноте СА помогал отстегивать привязные ремни, выбираться из кресла-ложемента и вылезать наверх через люк.

Олег Кононенко на Земле. Фото: Роскосмос
Олег Кононенко на Земле. Фото: Роскосмос

Первым из корабля извлекли Олега Кононенко. Космонавта по трапу спустили с верха спускаемого аппарата и на руках перенесли в раскладное кресло, установленное неподалеку от корабля. Командира экипажа обступили врачи, которые стали замерять физиологические параметры, дали напиться воды, обтерли испарину на лице. Олег Кононенко чувствовал себя хорошо, улыбался, отвечал на вопросы спасателей и журналистов.

Трейси Колдвелл-Дайсон после возвращения из полета. Фото: Роскосмос
Трейси Колдвелл-Дайсон после возвращения из полета. Фото: Роскосмос

Через пять минут из спускаемого аппарата вытащили Трейси Колдвелл-Дайсон. Астронавта подхватили ее коллеги из отряда NASA и также на руках перенесли в кресло, где она смогла немного отдохнуть и прийти в себя. Врачи оказывали первую помощь и помогали стабилизировать самочувствие.

Третьим корабль покинул Николай Чуб. Его также спустили по трапу на Землю и усадили в кресло для отдыха. Врачи, несмотря на журналистов и встречающих, проводили медицинский осмотр и снимали первые физиологические параметры. Все собравшиеся тепло приветствовали космических долгожителей и поздравляли с успешным завершением полета. Экипаж чувствовал себя немного уставшими, но улыбались и общалась с журналистами.

Николай Чуб на месте приземления. Фото: Роскосмос
Николай Чуб на месте приземления. Фото: Роскосмос

Через 10 минут Трейси Колдвелл-Дайсон первую унесли в медицинскую палатку, развернутую неподалеку от места приземления. Вторым подняли Олега Кононенко и поднесли к спускаемому аппарату. Командир корабля мелом на обгорелой обшивке спускаемого аппарата оставил автограф. После исполнения традиции космонавта отнесли в палатку медиков. Последним эту традицию исполнил Николай Чуб, а затем также был отправлен в оранжевую палатку медиков.

В палатке космонавты провели некоторое время привыкая к земной гравитации, сняли скафандры «Сокол-КВ2» и переоделись в комбинезоны. Состоялся более углубленный медицинский осмотр и первые гигиенические процедуры после возвращения из космоса. После этого экипаж на вертолетах доставили в Джезказган, откуда Олег Кононенко и Николай Чуб на самолете отправились в Москву, а Трейси Колдвелл-Дайсон в Хьюстон в США.

Прибытие Олега Кононенко и Николая Чуба в Звездный городок. Фото: ЦПК им. Ю.А. Гагарина
Прибытие Олега Кононенко и Николая Чуба в Звездный городок. Фото: ЦПК им. Ю.А. Гагарина

Вечером прямым рейсом из Джезказгана в на подмосковный аэродром в Чкаловске специальным рейсом прибыли Олег Кононенко и Николай Чуб. С аэродрома космонавты на спецавтобусе отправились к Комплексу предстартовой подготовки и послеполетной реабилитации, где за состоянием их здоровья будут наблюдать врачи. На территории профилактория Звездного городка космонавтов встречали руководители и сотрудники Центра подготовки, коллеги по отряду космонавтов, родственники, близкие и друзья. Вернувшимся из полета членам экипажа были вручены букеты цветов и традиционный каравай. В ближайшие две недели космонавты пройдут цикл восстановительных мероприятий, а затем их оздоровлением займутся в одном из санаториев Ставропольского края.

На этом 71 основная экспедиция на МКС была завершена, а на Международной космической станции начала работу 72 длительная экспедиция. В связи с ранним подъемом для космонавтов и астронавтов был сделан короткий день, но все же они многое успели сделать. Получив известие о благополучном возвращении своих коллег на Землю, обитатели космического дома продолжили выполнение задач дня.

Встреча экипажа КК «Союз МС-25» в Звездном городе после возвращения из космического полета. Фото: ЦПК им. Ю.А. Гагарина
Встреча экипажа КК «Союз МС-25» в Звездном городе после возвращения из космического полета. Фото: ЦПК им. Ю.А. Гагарина

После ухода КК «Союз МС-25» Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Александр Гребенкин приводили системы Российского сегмента в штатную конфигурацию. Были переконфигурированы средства связи, разобраны рабочие места экспедиции посещения, собраны использованные средства санитарно-гигиенического обеспечения, расходные материалы, которые подготовлены к удалению. Система генерации кислорода «Электрон-ВМ» переведена в более экономный режим работы 32А, а также выключена одна из установок кондиционирования СКВ-2. В бортовой компьютер перенесены фотоснимки для отправки на Землю. Американские астронавты в это время отдыхали, вели переговоры с наземными специалистами и занимались физическими упражнениями.

Подготовку к медицинскому эксперименту «Коррекция» выполнил Иван Вагнер. Он ознакомился с процедурой проведения исследования, проверил работу центрифуги и подготовил расходные материалы для сбора и обработки физиологических образцов. Целью эксперимента «Коррекция» является определение механизмов потери массы костной ткани и её выраженности во время космического полёта, описание динамики изменений и определение механизмов восстановления, а также возможности прогнозирования обратимости после возвращения на Землю.

Съемку земной поверхности с помощью фото и видеоаппаратуры, имеющейся на борту станции, выполнил Александр Гребенкин. Геофизический эксперимент «Экон-М» предназначен для оценки экологической обстановки. Визуальное наблюдение и съемка различных полигонов и зон с промышленной концентрации велась через иллюминаторы Служебного модуля «Звезда».

#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос